г. Хабаровск |
|
10 июня 2021 г. |
А73-15052/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель не явился;
от 204 военной прокуратуры гарнизона: Сигаев М.А., представитель без подтверждения полномочий;
от войсковой части 33434: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 10.12.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021
по делу N А73-15052/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, адрес: ул. Спартаковская, д. 2Б, г. Москва, 105066)
к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042700153627, ИНН 2721118073, адрес: ул. Льва Толстого, д. 8, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680021)
третье лицо: 204 военная прокуратура гарнизона, войсковая часть 33434
об оспаривании постановления
установил: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, управление) от 03.08.2020 N 07-140/2020Х о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - 204 военная прокуратура гарнизона (далее - прокуратура), войсковая часть 33434.
Решением суда от 10.12.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021, постановление изменено в части назначения административного наказания, штраф в снижен до 400 000 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе учреждения полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, постановление по делу об административном правонарушении от 03.08.2020 N 07-140/2020Х отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель жалобы приводит доводы о принятии учреждением своевременных мер для получения лицензии на использование недр, которая фактически получена 27.10.2020. Указывает, что учреждение осуществляет безлицензионную деятельность в условиях крайней необходимости.
Управление и прокуратура в отзывах на кассационную жалобу указали на несогласие относительно приведенных в ней доводов, просили принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Прибывший без подтверждения полномочий представитель 204 военной прокуратуры гарнизона Сигаев М.А. допущен к участию в судебном заседании с ограничением процессуальных прав.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 204 военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть 33434 совместно с представителем производственного участка N 2/5 жилищно-коммунальной службы N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу 14.05.2020 проведена проверка соблюдения учреждением требований законодательства о лицензировании при осуществлении пользования недрами Российской Федерации.
В ходе осмотра скважины (инв. N 211 (77), расположенной в военном городке N 18 "База" в п. Ванино Хабаровского края, установлено, что скважина находится в удовлетворительном состоянии и используется ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России для водоснабжения котельной (инв. N 201), здания Минобороны России, расположенного по адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 119-А, а также гражданских организаций: ООО "Мюнхен", ИП Клименко А.В. и ИП Саргсян А.Р.
Проверкой установлено, что лицензия на право пользования недрами учреждением не получена, но ведется работа по оформлению документов.
Постановлением от 15.05.2020 военным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ и материалы проверки переданы для рассмотрения по существу в Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Постановлением управления от 03.08.2020 N 07-140/2020Х ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изменяя оспариваемое постановление в части назначенного штрафа, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, при этом применив положения частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизили административный штраф до 400 000 руб.
Вопреки содержащимся в кассационной жалобе доводам указанные выводы судов соответствуют нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также сделаны при правильном применении норм процессуального права.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрено, что пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Статьей 49 Закона о недрах предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах").
Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив факт добычи учреждением подземных вод из скважины (инв. N 211 (77), расположенной на территории военного городка N 18 "База" в п. Ванино Ванинского района Хабаровского края без лицензии на право пользования недрами, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Проверяя по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в области недропользования.
При этом отклоняя доводы учреждения о том, что оно осуществляло безлицензионную деятельность в условиях крайней необходимости, судебные инстанции руководствуясь статьей 2.7 КоАП РФ правомерно указали, что действия (бездействие) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, выразившиеся в нарушении порядка предоставления недр в пользование (пользование недрами без лицензии), невозможно квалифицировать как совершенные в состоянии крайней необходимости, поскольку учреждение имело реальную возможность устранить опасность иными средствами, а именно своевременно получить лицензию.
Кроме того судами правомерно отмечено, что учреждение осуществляло поставку водоснабжения на основании коммерческих договоров с несколькими хозяйствующими субъектами в течение 2017 - 2020 годов, что противоречит понятию использования подземных вод для собственных нужд, данному в абзаце 2 статьи 19 Закона о недрах.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения судебными инстанциями не выявлено.
Руководствуясь частями 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая принципы дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, совершение правонарушения впервые, принятие ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России мер по устранению правонарушения путем получения 27.10.2020 лицензии на пользование недрами ХАБ N 03316 ВР, суд обоснованно посчитал возможным снизить размер назначенного административного штрафа с 800 000 руб. до 400 000 руб.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судебных инстанций, свидетельствуют о несогласии учреждения с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.12.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А73-15052/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Черняк |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверяя по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды установили, что учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в области недропользования.
При этом отклоняя доводы учреждения о том, что оно осуществляло безлицензионную деятельность в условиях крайней необходимости, судебные инстанции руководствуясь статьей 2.7 КоАП РФ правомерно указали, что действия (бездействие) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, выразившиеся в нарушении порядка предоставления недр в пользование (пользование недрами без лицензии), невозможно квалифицировать как совершенные в состоянии крайней необходимости, поскольку учреждение имело реальную возможность устранить опасность иными средствами, а именно своевременно получить лицензию.
Кроме того судами правомерно отмечено, что учреждение осуществляло поставку водоснабжения на основании коммерческих договоров с несколькими хозяйствующими субъектами в течение 2017 - 2020 годов, что противоречит понятию использования подземных вод для собственных нужд, данному в абзаце 2 статьи 19 Закона о недрах."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июня 2021 г. N Ф03-1496/21 по делу N А73-15052/2020