Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июня 2021 г. N Ф03-1496/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
02 марта 2021 г. |
А73-15052/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Коновченко О.А.;
от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Анненкова К.В., Белобородько С.В.;
от 204 военной прокуратуры гарнизона, войсковой части 33434: Сигаева М.А. ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 10.12.2020 по делу N А73-15052/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании постановления
третье лицо: 204 военная прокуратура гарнизона
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, управление) от 03.08.2020 N 07-140/2020Х, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3. КоАП РФ.
Решением суда от 10.12.2020 оспариваемое постановление, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, признано незаконным в части назначения наказания, превышающего 400 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, в обоснование доводов, указывая, что осуществляло безлицензионную деятельность в условиях крайней необходимости. Кроме этого, учреждение ссылается на принятие своевременных мер для получения лицензии на использование недр, которая фактически получена 27.10.2020.
Управление и прокуратура в отзывах отклонили доводы жалобы и просили решение оставить без изменения.
В заседании суда второй инстанции представитель предприятия на удовлетворении заявленной жалобы настаивал, а представитель административного органа просила ее отклонить.
Судебное разбирательство откладывалось по ходатайству апеллянта.
В заседании суда второй инстанции представитель заявителя представил ходатайство о приобщении дополнительных документов и судебной практики, которая, по его мнению, поддерживает позицию апеллянта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела дополнительных документов, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 АПК РФ определил: отказать в удовлетворении такого ходатайства, возвратить данные документы заявителю.
В ходе судебного разбирательства апеллянт поддержал доводы и требования в полном объеме, дополнительно указав на допущенные со стороны управления нарушения при рассмотрении материалов административного дела, а именно нарушение правил подсудности и отклонения ходатайства об отложении рассмотрения материалов.
Представители управления и прокуратуры просили решение суда оставить без изменения, указывая на продолжительный период осуществления спорной противоправной деятельности при наличии нескольких договоров на холодное водоснабжение коммерческих организаций.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, отзывов, пояснений участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 204 военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть 33434 совместно с представителем производственного участка N 2/5 жилищно-коммунальной службы N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по Восточному военному округу 14.05.2020 проведена проверка соблюдения учреждением требований законодательства о лицензировании при осуществлении пользования недрами Российской Федерации.
В ходе осмотра скважины (инв. N 211 (77), расположенной в военном городке N 18 "База" в п.Ванино Хабаровского края, установлено, что скважина находится в удовлетворительном состоянии и используется ФГБУ "ЦЖКУ" МО России для водоснабжения котельной (инв. N 201), здания Минобороны России, расположенного по адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 119-А, а также гражданских организаций: ООО "Мюнхен", ИП Клименко А.В. и ИП Саргсян А.Р.
Проверкой установлено, что лицензия на право пользования недрами учреждением не получена, но ведется работа по оформлению документов.
Постановлением от 15.05.2020 военным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и материалы проверки переданы для рассмотрения по существу в Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Постановлением управления от 03.08.2020 N 07-140/2020Х учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в размере 800 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого учреждению административного правонарушения, при этом процессуальных нарушений в ходе привлечения его к административной ответственности не установил. Вместе с тем, счел возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.
Возражений со стороны административного органа об изменении размера финансовой санкции не высказано.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводом о наличии состава нарушения. При этом апеллянт не отрицает осуществление деятельности с нарушением действующего законодательства, но вместе с тем указывает, что неоднократно обращался в уполномоченный орган за получением лицензии, но получал отказ. Кроме того считает, что осуществлял безлицензионную деятельность в условиях крайней необходимости.
Рассмотрев приведенные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без надлежащего разрешения (лицензии).
Согласно части 1 статьи 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является недопущение самовольного пользования недрами, а в соответствии со статьей 49 лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Закон предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о недрах запрещает самовольное пользование недрами.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы" с 01.04.2017 создана вышеуказанная организация, основной деятельностью которой является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании пункта 14 Устава, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и его структурные подразделения осуществляют деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, доведению ее до питьевого качества и распределению потребителям.
На территории военного городка N 18 "База" в п. Ванино Ванинского района Хабаровского края расположена скважина (инв. N 211 (77) глубиной 78,2 м, которая используется ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России для водоснабжения котельной (инв. N 201), здания, расположенного по адресу: Хабаровский край, п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 119-А, а также коммерческих организаций: ООО "Мюнхен", ИП Клименко А.В. и ИП Саргсян А.Р.
Забор воды осуществляется водоподъемным оборудованием - глубинным насосом ЭЦВ 6-10-110 номинальной подачей 10 куб.м/час (240 куб.м/сутки).
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществляя добычу подземных вод, является пользователем недр и в силу статьи 11 Закона о недрах обязано оформить разрешение (лицензию) на пользование участком недр, а также соблюдать условия, предусмотренные таким разрешением (лицензией).
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Факт добычи учреждением подземных вод из скважин без лицензии на право пользования недрами, расположенных на территории военного городка N 18 "База" в п. Ванино Ванинского района Хабаровского края подтверждается материалами дела и не отрицает заявителем, что свидетельствует о наличии в его действиях объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Довод заявителя о принятии своевременных и полных мер к получению необходимой лицензии отклоняется судом второй инстанции, поскольку представленные в материалы дела документы: заявки на получение права пользования недрами для добычи подземных вод от 20.06.2018 и от 16.04.2019 и ответы Дальнедра на них, а также контракт на оказание услуг по разработке схем расположения участков недр от 20.01.2020, дальнейшая переписка уполномоченных органов, указывают на фактическое нарушение порядка получения данных лицензий со стороны самого заявителя (л.д.17-40 т.1).
При этом ФГБУ "ЦЖКУ" МО России не представило доказательств того, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне его контроля.
Получение учреждением лицензии 22.10.2020, то есть после вынесения оспариваемого в судебном порядке постановления о привлечении к отнесенности, также не исключает состав вмененного нарушения, событие которого имело место 15.05.2020.
Ссылка на то, что апеллянт осуществлял безлицензионную деятельность в условиях крайней необходимости, также не принимается во внимание.
В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую личности, обществу или государству.
При этом опасность не могла быть устранена иначе как совершением административного правонарушения.
В рассматриваемом случае действия (бездействие) заявителя, выразившиеся в нарушении порядка предоставления недр в пользование (пользование недрами без лицензии), невозможно квалифицировать как совершенные в состоянии крайней необходимости, поскольку учреждение имело реальную возможность устранить опасность иными средствами, а именно своевременно получить лицензию.
Кроме того, приведенное утверждение апеллянта опровергается и тем обстоятельством, что учреждение осуществляло поставку водоснабжения на основании коммерческих договоров с несколькими хозяйствующими субъектами в течение 2017 - 2020 годов, что противоречит понятию использования подземных вод для собственных нужд, данному в абзаце два статьи 19 Закона о недрах.
Таким образом, апелляционный суд полагает доказанным наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, позволяющих расценить совершенное правонарушение как малозначительное, апелляционной инстанцией по материалам дела и пояснениям представителя учреждения не установлено.
Процессуальных нарушений, носящих существенный характер и влекущих существенное нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, также не установлено, поскольку ходатайства лица, привлеченного к административной отнесенности, о передаче дела по подсудности и об отложении разбирательства были рассмотрены административным органом с вынесением мотивированных определений от 03.07.2020 и от 03.08.2020 в порядке статьей 24.4, 25.1, 29.4, 29.5 КоАП РФ и направлением в адрес заявителя (л.д.22 - 34 т.2).
Не является основанием к отмене судебного акта и приведенная ссылка на судебную практику, поскольку она касается иных обстоятельств и не свидетельствует о неправильном применении арбитражным судом по настоящему делу норм материального права.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.2020 по делу N А73-15052/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15052/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Приамурское межрегиональное Управление Роспотребнадзора
Третье лицо: 204 военная прокуратура гарнизона, в/ч 33434