г. Хабаровск |
|
23 сентября 2021 г. |
А37-1628/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Лесненко С.Ю., Падина Э.Э.
при участии:
от истца: Кравцив В.А. по доверенности от 01.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 14.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021
по делу N А37-1628/2020 Арбитражного суда Магаданской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Профиль"
к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
третьи лица: Министерство финансов Магаданской области, Департамент цен и тарифов Магаданской области
о взыскании 3 149 826 руб. 77 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Профиль" (ОГРН - 1084912000216; далее - ООО "Профиль", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН - 1024900958708; далее - Министерство ЖКХ, ответчик) о взыскании за счет казны Магаданской области задолженности по соглашению о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области от 15.02.2018 N 21/Н за 2018 год в размере 3 149 826 руб. 77 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство финансов Магаданской области (далее - Минфин Магаданской области), Департамент цен и тарифов Магаданской области (далее - Департамент цен и тарифов).
Решением от 14.04.2021 (судья Астахова Е.А.), оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 (судьи Иноземцев И.В., Дроздова В.Г., Жолондзь Ж.В.), исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
В кассационной жалобе Министерство ЖКХ просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить и принять новое постановление об отказе в иске.
По мнению заявителя, размер субсидии, отраженный в соглашение о ее предоставлении, носит предварительный характер и подлежал корректировке по факту поставки того или иного объема ресурса. Субсидирование не является инструментом добровольного возмещения убытков, размер которых должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Считает, что представленный в материалы дела расчет суммы иска не подтверждает размер недополученных доходов.
ООО "Профиль" в отзыве указало на несостоятельность доводов ответчика, просило оставить судебные акты без изменения.
Минфин Магаданской области в отзыве поддержал доводы кассатора о недоказанности истцом размера убытков, возникших в связи с установлением льготных тарифов, просил кассационную жалобу Министерства ЖКХ удовлетворить.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "Профиль" возражал относительно доводов жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
При этом Департамент цен и тарифов представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Профиль", являясь теплоснабжающей организацией, в 2018 году осуществляло поставку тепловой энергии потребителям, расположенным в поселке Бурхала Ягоднинского городского округа Магаданской области, и обладало необходимыми для осуществления данного вида деятельности объектами коммунальной инфраструктуры.
Для потребителей ООО "Профиль" приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области от 01.12.2015 N 34-1/э (в редакции приказа от 20.12.2017 N 33-1/э), от 29.12.2017 N 45-14/э на 2018 год установлены следующие тарифы на тепловую электроэнергию:
- экономически обоснованные тарифы: с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 4 983,76 руб./Гкал (без НДС, так как предприятие применяет упрощенную систему налогообложения), с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 6 399,32 руб./Гкал (без НДС, так как предприятие применяет упрощенную систему налогообложения);
- льготные тарифы для населения: с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 2 133,00 руб./Гкал (без НДС, так как предприятие применяет упрощенную систему налогообложения), с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере 2 198,00 руб./Гкал (без НДС, так как предприятие применяет упрощенную систему налогообложения).
В 2018 году истец, оказывая потребителям услуги по отоплению, взимал плату по указанным тарифам.
15.02.2018 между ООО "Профиль" (получатель) и Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области (главный распорядитель) заключено соглашение N 21/н о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, центрального электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, согласно пункту 2.1 которого размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с соглашением, составляет в 2018 году 15 259 180 руб. без учета НДС, в том числе теплоснабжение - 15 120 180 руб. (Приложение N1).
Министерство ЖКХ, исполняя обязательства по названному соглашению, перечислило истцу субсидии на 8 289 938 руб. 10 коп.
Перечисленный размер субсидии в полной мере не компенсировал ООО "Профиль" выпадающие доходы в результате реализации тепловой энергии по льготным тарифам. Направленная в адрес Министерства ЖКХ претензия от 26.02.2020 N 84 оставлена без удовлетворения, что явилось основанием обращения ООО "Профиль" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца в уточненном размере, судебные инстанции руководствовались положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Закона Магаданской области от 11.03.2012 N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций" (далее - Закон N 1474-ОЗ), Постановлением N 78-пп и установив обоснованность требований, исходили из того, что взыскание убытков в меньшем размере является правом истца и не нарушает прав ответчика.
Вывод судов соответствует установленным фактическим обстоятельствам и нормам закона, регулирующего спорные правоотношения.
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
На территории Магаданской области возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на коммунальные ресурсы, поставляемые для нужд населения, производится в соответствии с Законом N 1474-ОЗ.
Согласно абзацу 1 статьи 1 Закона N 1474-ОЗ льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.
Статьей 3 Закона N 1474-ОЗ предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Подпрограммой "Государственная поддержка коммунального хозяйства Магаданской области" государственной программы Магаданской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Магаданской области" (утверждена постановлением администрации Магаданской области от 05.12.2013 N 1213-па) предусмотрено финансирование за счет средств областного бюджета для достижения ожидаемых результатов реализации подпрограммы: создание практики субсидирования мероприятий по возмещению недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям Магаданской области, оказывающим услуги тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения; повышение эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания; повышение комфортности и безопасности условий проживания.
Ответственным исполнителем подпрограммы определен Минстрой Магаданской области.
Бюджетные обязательства Магаданской области по финансированию в 2018 году мероприятий данной подпрограммы закреплены в Законе Магаданской области от 06.12.2017 N 2238-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
Постановлением Правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78-пп утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области" (далее - Постановление N 78-пп).
Согласно исследованному судами расчету истца размер недополученных им доходов составил 3 253 128 руб. 44 коп.
За 1 полугодие 2018 года объем теплоснабжения составлял 1 957,95 Гкал, экономически обоснованный тариф - 4 983,76 руб., льготный тариф - 2 133,00 руб., разница в тарифах - 2 850,76 руб., неполученный доход - 5 581 645 руб. 54 коп. (1 957,95 * 2 850,76);
За 2 полугодие 2018 года объем теплоснабжения составлял 1 418,94 Гкал, экономически обоснованный тариф - 6 399,32 руб., льготный тариф - 2 198,00 руб., разница в тарифах - 4 201,32 руб., неполученный доход - 5 961 421 руб. (1 418,94 * 4 201,32).
Итого, 11 543 066,54 руб. (5 581 645,54 + 5 961 421,00) - 8 289 938,10 руб. (оплата) = 3 253 128 руб. 44 коп.
При проверке расчета судами учтены пояснения истца о наличии ошибки в форме 22-ЖКХ за 2018 год в части указания объема 3 439,9 Гкал, тогда как фактически объем коммунальной услуги по отоплению составил 3 376,89 Гкал, что подтверждается расчетом потребления тепловой энергии жилфонда пос. Бурхала на 2018 год, сводом объемов отпуска ООО "Профиль" ресурсов населению за 2018 год, отчетами об объемах отпуска ресурсов населению от 01.02.2018 N 77, от 01.03.2018 N 107, от 02.04.2018 N 129, от 03.05.2018 N 158, от 04.06.2018 N 181, от 03.07.2018 N 228, от 02.08.2018 N 259, от 03.09.2018 N 292, от 01.10.2018 N 326, от 01.11.2018 N 372, от 03.12.2018 N 423, от 02.01.2019.
Расчет истца признан обоснованным, поскольку он соответствует Порядку N 78-пп и выполнен путем определения разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и льготного тарифа.
Выполненный истцом расчет проверен Департаментом цен и тарифов Магаданской области. Согласно расчету Департамента цен и тарифов Магаданской области, приложенному к письменному мнению от 13.01.2021 N 58/04-1, размер недополученных ООО "Профиль" доходов от применения льготных тарифов для населения за услуги в сфере теплоснабжения составлял 3 517 000 руб. 94 коп.
Истец с учетом принятого судом уменьшения суммы иска просил взыскать с ответчика 3 149 826 руб. 77 коп. в виде межтарифной разницы.
Проанализировав с позиций статьи 71 АПК РФ представленную в дело совокупность доказательств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии на стороне ответчика задолженности по субсидиям на 3 149 826 руб. 77 коп., и, как следствие, оснований для удовлетворения уточненных исковых требований в заявленном размере (исходя из того, что взыскание убытков в меньшем размере является правом истца и прав ответчика не нарушает).
Поскольку доказательств возмещения истцу в полном объеме недополученных доходов в материалы дела не представлено, оснований не согласиться с выводами судов об удовлетворении иска у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, приведенные кассатором в жалобе (о недоказанности размера убытков, отсутствия оснований для расчета субсидии в размере, указанном в соглашении, ссылаясь на предварительный расчет субсидии, который должен корректироваться в процессе выполнения сторонами условий соглашения), были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены с учетом представленных в материалы дела доказательств и порядка определения размера предоставленных субсидии.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы кассационной жалобы по существу касаются фактической стороны спора и направлены на переоценку исследованных судами доказательств по делу, что на стадии кассационного производства недопустимо в силу норм главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ. Нормы материального и процессуального права не нарушены. В этой связи у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 по делу N А37-1628/2020 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
...
Расчет истца признан обоснованным, поскольку он соответствует Порядку N 78-пп и выполнен путем определения разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и льготного тарифа."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 сентября 2021 г. N Ф03-4938/21 по делу N А37-1628/2020