г. Хабаровск |
|
01 октября 2021 г. |
А51-19455/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" - представитель не явился;
от Администрации Уссурийского городского округа - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
на решение от 07.04.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2021
по делу N А51-19455/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (ОГРН 1202500009062, ИНН 2511112597, адрес: 692512, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленинградская, д. 42, оф. 2)
к Администрации Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500859600, ИНН 2511004094, адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, 101)
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации Уссурийского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:34:016902:11084 площадью 1263 кв. м.
Решением от 07.04.2021, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2021, в удовлетворении требований отказано.
Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество в жалобе настаивает на злоупотреблении администрацией своими правами собственника земли, так как формирование многоконтурного земельного участка из отдельных, ничем не связанных между собой земельных участках является нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации. Сообщает, что при подаче заявления в администрацию не знало о наличии у земельного участка второго контура и не претендовало на него, и поэтому отказ администрации и выводы судов о невозможности восстановления наших прав в любом случае, так как предоставление земли без торгов в связи с изменением законодательства не допустимо, полагает несостоятельными, поскольку заявление о его предоставлении было подано ранее внесенных в Земельный кодекс Российской Федерации изменений.
Администрация, отзыв не представила, извещенная в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей, как и общество, не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является резидентом свободного порта Владивосток, что подтверждается свидетельством от 20.08.2020 (регистрационный номер 25000002098), с правом реализации инвестиционного проекта по строительству административно-бытового центра на земельном участке с кадастровым номером 25:34:016902:11084 площадью 1 263 кв. м, расположенном по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, в/г N 131.
30.09.2020 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении ему без торгов в аренду указанного земельного участка.
Администрация письмом от 26.10.2020 N 16-01/22/13851 приняла решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пункт 5 статьи 39.16 ЗК РФ.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требований отказал, прийдя к выводу о законности оспариваемого решения и не нарушении им прав заявителям
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются как земельные участки, так и части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статья 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 8 данной статьи споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535 по делу NА41-47432/2012, многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров. Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости).
Образование части земельного участка как объекта кадастрового учета производится по правилам учета изменений объекта недвижимости на основании межевого плана части земельного участка, а также копии документа, подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости (пункт 2 статьи 16, подпункт 2, 7 пункта 1 статьи 22 Закона о кадастре).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статья 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В статье 39.6. Кодекса определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 33 пункта 2 данной статьи, в редакции до исключения подпункта с 26.10.2020 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 15.10.2020 N 318-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток", было предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Статьей 39.2. Кодекса закреплено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.17. ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 данной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу пункта 5 статьи 39.16. Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В рассматриваемом случае судами установлено и подтверждается материалами дела, что общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, ссылаясь на право, предоставленное законодателем подпунктом 33 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса, введенным Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ, и ограниченное Федеральным законом от 15.10.2020 N 318-ФЗ сроком действия до 26.10.2020.
К заявлению были приложены: соглашение СПВ-2098-2 от 20.08.2020, устав, свидетельство резидента СПВ, свидетельств о постановке на налоговый учет, решение от 10.04.2020 N 1.
При этом из материалов дела следует, что общество обратилось за предоставлением ранее сформированного и поставленного на кадастровый учет в установленном порядке 18.09.2013 земельного участка с кадастровым номером 25:34:016902:11084 площадью 1 263 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, в/г N 131.
Согласно выписке из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 25:34:016902:11084 указанный земельный участок находится в муниципальной собственности, вид разрешенного использования: нежилые здания, для иных видов застройки; участок состоит из двух контуров, право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования: нежилые здания - трансформаторная подстанция 1951 года постройки, кадастровый номер 25:34:016902:12795, являющейся объектом муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, выводы судов о наличии у администрации правовых оснований, предусмотренных подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Кодекса, для принятия решения об отказе обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пункт 5 статьи 39.6 Кодекса, правомерны.
Вместе с этим, вопреки утверждению подателя жалобы, суды верно отметили то, что в настоящем споре то обстоятельство, что спорный участок является многоконтурным, правового значения для рассмотрения настоящего спора по существу не имеет, поскольку основанием для отказа явилось расположение на земельном участке объекта муниципальной собственности.
Формирование и постановка на кадастровый учет спорного земельного участка были осуществлены в 2013 году, то есть за несколько лет до введения в действие подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и создания самого общества (15.04.2020 согласно выписки из ЕГРЮЛ).
Образование спорного земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 11.2 Кодекса, не оспорено.
Кроме того, апелляционная коллегия обоснованно отметила, что с 26.10.2020 отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов. При этом каких-либо переходных положений, в частности, предполагающих продолжение процедуры предоставления земельных участков для лиц, обратившихся с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган до вступления в силу названного Федерального закона, Закон N 318-ФЗ не содержит.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении администрацией срока рассмотрения заявления, равно как и доказательств опровергающих наличие законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка обществом в материалы дела не предоставлено.
В связи с чем, доводы общества о допущенном администрацией при формировании земельного участка злоупотреблении правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) правильно отклонены судами.
В удовлетворении требований обществу отказано правомерно.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.04.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2021 по делу N А51-19455/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Образование спорного земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 11.2 Кодекса, не оспорено.
Кроме того, апелляционная коллегия обоснованно отметила, что с 26.10.2020 отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов. При этом каких-либо переходных положений, в частности, предполагающих продолжение процедуры предоставления земельных участков для лиц, обратившихся с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган до вступления в силу названного Федерального закона, Закон N 318-ФЗ не содержит.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении администрацией срока рассмотрения заявления, равно как и доказательств опровергающих наличие законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка обществом в материалы дела не предоставлено.
В связи с чем, доводы общества о допущенном администрацией при формировании земельного участка злоупотреблении правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) правильно отклонены судами."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 октября 2021 г. N Ф03-5375/21 по делу N А51-19455/2020