г. Хабаровск |
|
07 декабря 2021 г. |
А51-11700/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
судей Захаренко Е.Н., Яшкиной Е.К.
при участии:
от ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ - Лагоша И.В., представитель по доверенности от 10.09.2021 N Ф-203;
от ФГАУ "УЛХ" МО РФ - представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 27.05.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021
по делу N А51-11700/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к федеральному государственному автономному учреждению "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 154 633,45 руб.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; г. Москва, ул. Спартаковская, 2Б; далее - ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному автономному учреждению "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037718024046, ИНН 7718239133; г. Москва, ул. Большая Пироговская, 21/1; далее - ФГАУ "Управление лесного хозяйства") о взыскании 154 633,45 руб., в том числе 147 907,33 руб. долга за отпущенную в январе, феврале 2020 года тепловую энергию, 6 726,12 руб. неустойки за период с 10.02.2020 по 02.07.2020, а также неустойку, начисленную на сумму основного долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты долга, за каждый день просрочки, до даты фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021, иск удовлетворен частично: с ответчика взыскано 61 390,95 руб. основного долга за поставленный коммунальный ресурс, 3 101,97 руб. пени, а также пени, начисленные на сумму долга в размере 61 390,95 копеек, исходя 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты долга, за каждый день просрочки, до даты фактической оплаты долга.
Не согласившись с решением и апелляционным постановлением в части неудовлетворенных требований ФГБУ "ЦЖКУ" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит их отменить, удовлетворив иск полностью.
В обоснование жалобы указывает, что поскольку ответчиком не оспаривается факт оказания услуги и ее объем, то задолженность должна быть погашена полностью, исходя из стоимости услуги, определенной в соответствии с частью 2.1. статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
ФГАУ "Управление лесного хозяйства" в отзыве на кассационную жалобу, изложенные в ней доводы отклонило, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании суда округа представитель ФГБУ "ЦЖКУ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав соответствующие пояснения, настаивая на ее удовлетворении.
ФГАУ "Управление лесного хозяйства", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru/, явку своего представителя в суд не обеспечило.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность оспариваемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.01.2020 между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор на теплоснабжение N 04- 04-25-01-008 (далее - договор), в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и/или теплоноситель, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и/или теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Пунктом 2.1 договора установлено, что расчет стоимости тепловой энергии и/или теплоносителя производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2 цена договора составляет 180 974,21 руб. В случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на тепловую энергию и/или теплоноситель, цена Договора изменяется соответственно размеру изменения тарифов. Изменение тарифов и, соответственно, цены договора должны быть оформлены письменно.
В приложении N 2 к договору сторонами на период январь - июнь 2020 года согласован тариф в размере 2 046,55 руб. за 1 Гкал.
Пунктом 2.3 договора определено, что тарифы на тепловую энергию и/или теплоноситель считаются согласованными сторонами и действующими с момента их утверждения и введения в действие уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. При этом изменение тарифов на тепловую энергию Абонент отслеживает в средствах массовой информации самостоятельно. По запросу Абонента Теплоснабжающая организация информирует его о тарифах и сроках их действия любым доступным способом (пункт 2.4).
Согласно пункту 8.2 договора, оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Осуществив ответчику подачу тепловой энергии, истец выставил ответчику на оплату счета-фактуры за январь 2020 на сумму 88 606,51 руб. и за февраль 2020 на сумму 59 300,82 руб., при этом расчет осуществлен с применением тарифа 4 930, 69 руб. за 1 Гкал.
Ранее ФГБУ "ЦЖКУ" письмом от 16.12.2019 уведомляло ответчика о том, что 01.01.2020 будет произведено изменение стоимости договора теплоснабжения путем подписания дополнительного соглашения о договорной цене в связи с утверждением Теплоснабжающей организацией нового тарифа согласно калькуляции стоимости теплоснабжения.
В последующем ФГБУ "ЦЖКУ" письмом 06.02.2020 сообщило ответчику, что в соответствии с пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, с 01.01.2019 при производстве тепловой энергии (мощности), теплоносителя, с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществление поставки тепле снабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал цены (тарифы) на тепловую энергию не подлежат государственному регулированию, одновременно направив соглашение o порядке расчетов по договорной цене за оказанные услуги/потребленные ресурсы к договору от 01.01.2020, дополнительное соглашение N 1 к договору на теплоснабжение.
В ответном письме от 07.02.2020 ответчик выразил несогласие с дополнительным соглашением, указав на необходимость осуществления расчета стоимости потребленного коммунального ресурса за январь и часть февраля 2020 по тарифам, согласованным сторонами в договоре от 01.01.2020.
Поскольку поставленная в январе, феврале тепловая энергия ответчиком не оплачена в установленные договором сроки, истец направил в его адрес претензию с требованием об оплате имеющейся задолженности, неудовлетворение которой явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично требования истца по оплате поставленной тепловой энергии, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями статей 309, 450, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса предусмотрено, что плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Как верно определили судебные инстанции, спорным моментом в рассматриваемой ситуации являются разногласия сторон относительно применяемого к расчету стоимости теплоресурса тарифа на тепловую энергию, притом, что факт и объем поставки тепловой энергии ответчиком не оспорен.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, установлены Закон о теплоснабжении.
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Согласно части 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Частью 2.2 данной статьи установлено, что с 01.01.2018 цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 гигакалорий за 2017 год.
В силу части 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении в случае, указанном в пункте 2 части 2.2 настоящей статьи, цены не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с даты, определенной Правительством Российской Федерации, а в ценовых зонах теплоснабжения - с даты окончания переходного периода, если она наступила ранее. При установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон (пункт 3.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 5(1), 5(2), 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 5(1) Основ ценообразования, цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с настоящим документом и Правилами регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 5(5) Основ ценообразования с 01.01.2019 в случае, указанном в подпункте "б" пункта 5(2) настоящего документа, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Таким образом, получение платы за поставленные ресурсы в сфере теплоснабжения может быть осуществлено субъектом таких правоотношений либо с использованием регулируемого тарифа, либо на основании достигнутого сторонами соглашения, если товар (услуга) не относится к регулируемым видам.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установили, что стороны в договоре от 01.01.2020 изначально согласовали тариф на тепловую энергию в размере 2 046,55 руб. за 1 Гкал. При этом судами учтено отсутствие доказательств того, что стороны договора в последующем достигли соглашения об изменении его цены на основании предложенной истцом калькуляции тарифа. Руководствуясь тем, что изменение и расторжение заключенного сторонами договора возможны только по их соглашению (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса), суды, в отсутствие доказательств оплаты поставленной тепловой энергии, пришли к верному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика образовавшейся задолженности, рассчитанной по тарифу, согласованному в договоре, и соответствующих неустоек, исходя из суммы основного долга, ввиду чего отказали в удовлетворении остальной части требований, рассчитанных с превышением цены, установленной договором.
Учитывая приведенные судами в обжалуемых судебных актах мотивы их принятия, суд округа находит выводы судов о частичном удовлетворении заявленных требований ФГБУ "ЦЖКУ" об оплате поставленной тепловой энергии, потребленной в спорный период, используя при расчетах тариф, установленный договором, соответствующими установленным на основе имеющихся в деле доказательств обстоятельствам и законодательству, регулирующему правоотношения сторон в сфере теплоснабжения.
Доводы кассационной жалобы, опровергающие выводы судебных инстанций относительно изложенных выше обстоятельств, суд округа проверил и находит несостоятельными. Так, вопреки утверждениям кассатора об обязанности ответчика уплатить стоимость поставленной тепловой энергии исходя их тарифа, установленного теплоснабжающей организацией (4 930, 69 руб. за 1 Гкал), в материалы дела не представлено доказательств достижения соглашения между сторонами относительно данного вопроса в соответствии с пунктом 2.2 договора, как и доказательств обращения в суд с соответствующим требованием.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами арбитражных судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных арбитражными судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной инстанции недопустимо. Кроме того, названные доводы ранее приводились заявителем на стадии апелляционного производства по делу, им дана соответствующая правовая оценка.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств с правильным применением соответствующих норм материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемых судебных актов не допущено, правовых оснований для их отмены у суда округа не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу N А51-11700/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установили, что стороны в договоре от 01.01.2020 изначально согласовали тариф на тепловую энергию в размере 2 046,55 руб. за 1 Гкал. При этом судами учтено отсутствие доказательств того, что стороны договора в последующем достигли соглашения об изменении его цены на основании предложенной истцом калькуляции тарифа. Руководствуясь тем, что изменение и расторжение заключенного сторонами договора возможны только по их соглашению (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса), суды, в отсутствие доказательств оплаты поставленной тепловой энергии, пришли к верному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика образовавшейся задолженности, рассчитанной по тарифу, согласованному в договоре, и соответствующих неустоек, исходя из суммы основного долга, ввиду чего отказали в удовлетворении остальной части требований, рассчитанных с превышением цены, установленной договором."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2021 г. N Ф03-6346/21 по делу N А51-11700/2020