г. Хабаровск |
|
24 декабря 2021 г. |
А51-8244/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Гребенщиковой В.А.
судей Бурловой-Ульяновой М.Ю., Гребенщикова С.И.
при участии:
от АО "Международный аэропорт Владивосток": Кириллов К.А., Королев А.Н., представители по доверенностям от 05.10.2021 N 90/Д, от 30.08.2021 N 80/Д, соответственно
от АО "Авиакомпания "Сибирь": Кленина О.С., представитель по доверенности от 06.07.2020 N dov-10-С-20-192
рассмотрев в судебном заседании посредством веб-конференции кассационную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток"
на решение от 05.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021
по делу N А51-8244/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток"
к акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь"
о взыскании задолженности за оказание услуг в размере 138 523 руб. 77 коп.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (ОГРН 1082502000239, ИНН 2502035642, адрес: 692760, Приморский край, г. Артем, ул. Владимира Сайбеля, д. 41; далее - АО "МАВ", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь" (ОГРН 1025405624430, ИНН 5448100656, адрес: 633104, Новосибирская область, г. Обь, просп. Мозжерина, д. 10, оф. 201; далее - АО "Авиакомпания "Сибирь", ответчик) о взыскании 138 523 руб. 77 коп. задолженности за оказанные услуги, в том числе: 65 809 руб. 61 коп. за снятие багажа, перевозимого внавалку; 475 руб. 30 коп. за предоставление персонала для доставки инвалидного кресла/детской коляски в/из грузового отсека воздушного судна (ВС); 338 руб. 51 коп. за предоставление персонала для мойки летательного аппарата; 6305 руб. 24 коп. за предоставление персонала для снятия пассажира с ВС со снятием багажа; 108 руб. 03 коп. за предоставление персонала для снятия пассажира с ВС без снятия багажа; 12 208 руб. 60 коп. за продление времени регистрации по запросу авиакомпании; 8524 руб. 80 коп. за составление пакета документов на неисправности при перевозке багажа; 44 753 руб. 33 коп. за обслуживание вне регламента работы аэропорта.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.07.2021 иск удовлетворен частично, с АО "Авиакомпания "Сибирь" в пользу АО "МАВ" взыскано 45 199 руб. 87 коп. задолженности, из которых: 338 руб. 51 коп. оплата услуг по предоставлению персонала для мойки летательного аппарата, 108 руб. 03 коп. оплата услуг по предоставлению персонала для снятия пассажира с воздушного судна без снятия багажа в размере, 44 753 руб. 33 коп. оплата услуг по обслуживанию вне регламента аэропорта. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 решение от 05.07.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, АО "МАВ" просит указанные судебные акты отменить в связи с неверным толкованием норм материального права, неприменением закона, подлежащего применению, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несогласии с выводом судов о том, что спорные услуги (по снятию багажа, снятию пассажира со снятием багажа) оплачиваются в рамках установленного тарифа в соответствии с пунктом 4.1 приложения N 1 приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - приказ N 241). В этой связи обращает внимание на непринятие судами положений Руководства по наземному обслуживанию АО "МАВ", утвержденного приказом генерального директора от 21.03.2016 N 147, с учетом изменений. Полагает также неправомерным отказ в иске в части взыскания платы за предоставление персонала для доставки инвалидного кресла/детской коляски в/из грузового отсека воздушного судна, считая, что в данной ситуации суды неверно сослались на статью 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ). В этой связи отмечает, что аэропорт является коммерческой организацией и оказывает услуги не пассажиру, а авиакомпании в рамках гражданского законодательства, которое не предусматривает безвозмездного оказания услуг. Кроме того, считает, что отсутствие документально оформленной заявки, на что сослались суды, со стороны авиакомпании на продление времени регистрации и составление пакета документов на неисправности при перевозке багажа не является основанием для отказа во взыскании фактически оказанных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Авиакомпания "Сибирь", возражая по доводам в ней изложенным, просит состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Представители сторон, принявшие участие в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), привели свои позиции относительно рассматриваемой кассационной жалобы, дав суду пояснения.
Проверив законность принятых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав в судебном заседании представителей истца и ответчика, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
По материалам дела установлено, 01.04.2011 между АО "МАВ" (аэропорт) и АО Авиакомпания "Сибирь" (авиакомпания) заключен договор N 203-01/11 на аэропортовое обслуживание воздушных судов (ВС) в аэропорту Владивосток (Кневичи), которым установлены взаимные обязательства сторон при предоставлении аэропортом комплекса услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию ВС авиакомпании, а также реализации материально-технических ресурсов (в том числе ГСМ) при выполнении регулярных и нерегулярных полетов в/из/через аэропорт Владивосток (Кневичи).
Перечень всех услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию, оказываемых аэропортом, указан в прейскуранте, актуальная версия которого размещена на официальном сайте Аэропорта www.vvo.aero.
Перечень услуг по обслуживанию поименован в приложении N 1 к договору, фактически оказанные услуги фиксируются сторонами в первичных документах (пункты 1.3, 1.4 договора).
В пункте 2.1.4 договора предусмотрено, что авиакомпания обязуется своевременно до начала обслуживания каждого рейса при наличии такой необходимости заказать у аэропорта дополнительные услуги по обслуживанию воздушного судна авиакомпании, если такие услуги не предусмотрены приложением N 1.
В силу пункта 3.4.2 договора авиакомпания в течение пяти дней с момента получения счета-фактуры за оказанные услуги производит аэропорту доплату за оказанные услуги в сумме разницы, образовавшейся между суммой, на которую выставлена вышеуказанная счет-фактура и суммой внесенной авиакомпанией предоплаты, приходящейся на конец каждой отчетной декады.
В период с августа 2017 года по апрель 2019 года аэропортом оказаны услуги, в том числе спорные, что подтверждается актами формы С и справками об оказанных услугах на общую сумму 138 523 руб. 77 коп., в связи с чем авиакомпании направлены счета-фактуры, которые оплачены не в полном объеме, как следствие этому, выставлена претензия от 11.06.2019 N 757 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, оставление которой без удовлетворения явилось основанием для предъявления в арбитражный суд настоящего иска.
Задолженность в размере 138 523,77 руб. сложилась из оказания АО "МАВ" следующих дополнительных услуг: снятие багажа, перевозимого внавалку; предоставление персонала для доставки инвалидного кресла/детской коляски в/из грузового отсека ВС; предоставление персонала для мойки летательного аппарата; предоставление персонала для снятия пассажира с воздушного судна со снятием багажа; предоставление персонала для снятия пассажира с воздушного судна без снятия багажа; продление времени регистрации по запросу авиакомпании; составление пакета документов на неисправности при перевозке багажа; обслуживание вне регламента работы аэропорта.
Ответчиком требования признаны частично на сумму 446 руб. 54 коп., которые составили задолженность за услуги по предоставлению персонала для мойки летательного аппарата (338 руб. 51 коп.) и для снятия пассажира с воздушного судна без снятия багажа (108 руб. 03 коп.), в связи с чем в порядке части 5 статьи 70 АПК РФ эти обстоятельства судом не проверялись в ходе дальнейшего производства по делу.
В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Что касается иска о взыскании задолженности за оказанные услуги за предоставление персонала для мойки летательного аппарата (338 руб. 51 коп.); предоставление персонала для снятия пассажира с воздушного судна без снятия багажа (108 руб. 03 коп.); обслуживание вне регламента работы аэропорта (44 753 руб. 33 коп.), суд первой инстанции признал заявленные требования подтвержденными и подлежащими удовлетворению.
Решение в данной части ни в апелляционном, ни в кассационном порядке не обжалуется.
Отказывая в иске о взыскании задолженности по оплате услуг по предоставлению персонала для снятия багажа, перевозимого внавалку (багажа не явившихся пассажиров), в сумме 65 809 руб. 61 коп.; по предоставлению персонала для снятия пассажира с воздушного судна со снятием багажа в сумме 6305 руб. 24 коп., суды исходили из следующего.
В статье 64 ВК РФ закреплено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 2 статьи 64 ВК РФ).
В пункте 5.2.2 положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395, указано, что принятие правил применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации отнесено к полномочиям Минтранса России.
Пунктом 4.1.1 приложения N 1 к приказу N 241 предусмотрено, тариф за обслуживание пассажиров устанавливается за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров и обработке багажа (без использования технических и транспортных средств), включая: регистрацию пассажиров; взвешивание, оформление и сортировку багажа; хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия; обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках); накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно; встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала; укладку багажа на транспортные средства; погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа; подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест; предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу; контроль загрузки воздушного судна.
Установив, что данное положение закрепляет, что в поименованный перечень входят услуги по разгрузке и транспортировке багажа между зданием аэровокзала и воздушного судна и обратно, суды признали, что в состав стоимостной основы тарифа за обслуживание пассажиров входят и действия по снятию с ВС багажа, перевозимого внавалку, снятие пассажиров с багажом, не явившихся на посадку, в связи с чем дополнительная плата за такие услуги не подлежит взиманию, поскольку включена в тариф за обслуживание пассажиров, поэтому в иске в этой части правомерно отказано.
В части требования истца о взыскании дополнительной оплаты услуг по предоставлению персонала для доставки инвалидного кресла/детской коляски в/из грузового отсека воздушного судна суды исходили из его неправомерности.
Из пункта 1.2. договора усматривается, что в процессе исполнения настоящего договора стороны руководствуются действующим гражданским и налоговым законодательством Российской Федерации, ВК РФ, постановлениями правительства Российской Федерации, ведомственными руководящими документами и инструкциями, а также локальными актами аэропорта и авиакомпании, указанными в настоящем договоре.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от 15.02.2016 N 24, пассажиры из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязаны лишь сообщить об имеющихся у них ограничениях жизнедеятельности перевозчику или агенту перевозки при бронировании и заключении договора воздушной перевозки.
Тариф за обслуживание пассажиров в части выгрузки багажа не поставлен в зависимость от категории пассажиров, наличия либо отсутствия у них статуса "пассажир с ограниченными возможностями".
Напротив, в части 4 статьи 106.1 ВК РФ отражено, что оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.
На основании части 7 статьи 106.1 ВК РФ в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы помимо прямо поименованных в статье также иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 17 названного выше Порядка (приказ Минтранса России от 15.02.2016 N 24) выдача кресел-колясок, используемых пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в аэропорту назначения, в аэропорту остановки осуществляется в зоне выдачи багажа по запросу о потребности в услугах, представленному в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, либо представленному при регистрации на рейс, сразу после высадки пассажиров из воздушного судна.
Пунктом 22 данного Порядка постановлено, что используемые пассажирами кресла-коляски принимаются к воздушной перевозке без взимания дополнительной платы.
Пунктом 2.1.1 приложения N 1 к договору обусловлено, что услуги по обслуживанию пассажиров оказываются в соответствии с руководством по обслуживанию пассажиров авиакомпании.
АО Авиакомпании "Сибирь" принято руководство по обслуживанию пассажиров авиакомпании, в соответствии с пунктами 4.3.4, 4.3.5 которого пассажир вправе сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа бесплатно провозить кресло-коляску для инвалида, а также детскую люльку при перевозке ребенка; пассажир вправе, кроме детской люльки, бесплатно провозить детскую коляску и автомобильное кресло для перевозки ребенка до 11 лет.
Таким образом, суды, указав, что данные услуги входят в стоимостную основу сбора за обслуживание пассажиров, сделали закономерный вывод о том, что они дополнительной оплате не подлежат.
Отказывая в части иска о взыскании задолженности за продление времени регистрации по запросу авиакомпании, суды обоснованно руководствовались правилами, предусмотренными разделом 4 приложения N 1 к договору, согласно которым все дополнительные услуги оказываются по заявкам авиакомпании.
Таким образом, указанная услуга должна предоставляться истцом только по требованию ответчика, оформленного соответствующей заявкой.
Между тем, таких доказательств в порядке статей 9, 65 АПК РФ не представлено.
По аналогичному мотиву (отсутствие заявок авиакомпании) отказано судами в удовлетворении требования аэропорта о взыскании 8524 руб. 80 коп. за составление пакета документов на неисправности при перевозке багажа.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, которые всесторонне исследовали доказательства по делу, правильно установив обстоятельства спора и верно применив действующее законодательство.
Доводы АО "МАВ", изложенные в кассационной жалобе, фактически представляют собой сформированную позицию по делу, высказанную в ходе судебного разбирательства, являлись предметом анализа судов обеих инстанций, им дана надлежащая мотивированная оценка, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Новых аргументов, способных повлиять на результат рассмотрения спора, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу N А51-8244/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тариф за обслуживание пассажиров в части выгрузки багажа не поставлен в зависимость от категории пассажиров, наличия либо отсутствия у них статуса "пассажир с ограниченными возможностями".
Напротив, в части 4 статьи 106.1 ВК РФ отражено, что оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.
На основании части 7 статьи 106.1 ВК РФ в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы помимо прямо поименованных в статье также иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 17 названного выше Порядка (приказ Минтранса России от 15.02.2016 N 24) выдача кресел-колясок, используемых пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в аэропорту назначения, в аэропорту остановки осуществляется в зоне выдачи багажа по запросу о потребности в услугах, представленному в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, либо представленному при регистрации на рейс, сразу после высадки пассажиров из воздушного судна."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2021 г. N Ф03-6927/21 по делу N А51-8244/2020