г. Хабаровск |
|
26 января 2022 г. |
А73-5603/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс": Секун А.А., представитель по доверенности от 01.04.2021;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс"
на решение от 06.08.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021
по делу N А73-5603/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс" (ОГРН 1202700007091, ИНН 2728000401, тер. Промзона, рп. Солнечный, Солнечный мкр., Хабаровский край, 682711)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1092721005717, ИНН 2721170387, адрес: ул. Петра Комарова, д. 6, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)
о признании незаконным и отмене постановления
установлено: общество с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс" (далее - ООО "Солнечный экспресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее - управление, административный орган) от 19.03.2021 серия 27 N 011294 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 оспариваемое постановление административного органа изменено, назначенный обществу штраф снижен до 150 000 руб.
Не согласившись с судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, общество просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, регулярного маршрута "Хабаровск - Солнечный" не существует, в связи с чем водитель автобуса не обязан иметь при себе и предъявлять инспекторам маршрутную карту регулярного рейса. Полагает, что перевозка пассажиров осуществлялась на основании договора фрахтования транспортного средства. Считает, что проверочные мероприятия проведены в нарушение действующего законодательства, регулирующего государственный контроль; заместитель начальника отдела международных автомобильных перевозок Дальневосточного межрегионального УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не наделен полномочиями рассматривать дела о соблюдении законодательства в сфере внутреннего автомобильного транспорта. Также заявитель полагает, что материалы дела не содержат доказательств выполнения 22.01.2021 регулярной перевозки автобусом по маршруту "Хабаровск - Солнечный".
Отзыв на кассационную жалобу управлением не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал в полном объеме изложенные в кассационной жалобе доводы.
Административный орган реорганизован путем присоединения, правопреемник - Межрегиональное территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (запись в ЕГРЮЛ от 01.06.2021 N 2212500459499).
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовое отправление вручено), в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителя общества, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.01.2021 в управление поступило обращение гражданина Шмакова Евгения Анатольевича (далее - Шмаков Е.А.), содержащее сведения о некачественных услугах, оказанных обществом 22.01.2021 при осуществлении перевозки пассажиров по маршруту г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре - п. Солнечный на автобусе с государственным регистрационным знаком У 897 ХН27.
Согласно полученной из Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края информации, представленной в письме от 29.01.2021 N 01.20-395, перевозчику - ООО "Солнечный экспресс" выдавались свидетельства на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов N 122а, N 291а, N 296а на период с 23.06.2020 до 20.12.2020.
01.02.2021 управлением вынесено определение N 016 о возбуждении в отношении ООО "Солнечный экспресс" дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
По результатам проведенного в отношении общества административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.03.2021 серия 27 N 014884, а 19.03.2021 вынесено постановление серия 27 N 011294 о привлечении ООО "Солнечный экспресс" к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, придя к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, применил положения статьи 4.1 КоАП РФ и снизил размер штрафа до 150 000 рублей.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными исходя из следующего.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Из части 3 названной статьи следует, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок, выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута предусмотрен статьей 19 Федерального закона N 220-ФЗ.
Судебные инстанции сделали верный вывод, что карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Солнечный экспресс" имеет лицензию от 25.05.2020 N АК-27-000478 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Также общество заключило с САО "ВСК" договор от 08.06.2020 N VSKX22061245248716 об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенный с в отношении транспортных средств, в том числе, автобуса KIA GRANDBIRD с государственным регистрационным знаком У 897 ХН27. Вид страхования: автомобильный транспорт - автобусные перевозки (регулярные и по заказам) в международном и междугородном сообщении с возможностью осуществления перевозок (регулярных и по заказам) в пригородном сообщении и (или) перевозок по заказам в городском сообщении.
Согласно пояснениям, представленным генеральным директором общества на определение управления от 01.02.2021 N 016 о возбуждении дела об административном правонарушении, 22.01.2021 в 15 ч. 20 мин. автобус государственный регистрационный знак У 897 ХН27, правообладателем которого на законных основаниях является ООО "Солнечный экспресс", отправлялся от гостиницы "Пять звезд" г. Хабаровска по маршруту "г. Хабаровск - ГЛК "Холдоми" в соответствии с посадочной ведомостью на основании пункта 1.2 и приложения N 3 к договору фрахтования от 21.12.2020 N 2Ф/122020, заключенного между ООО "Солнечный экспресс" и ООО "Экспресс".
Как полагает общество, ООО "Солнечный экспресс" 22.01.2021 осуществляло перевозку пассажиров по договору фрахтования, в связи с чем наличие карты маршрута не требовалось.
Данный довод общества об осуществлении спорной перевозки пассажиров на основании договора фрахтования транспортного средства получил соответствующую оценку судов, повторно заявлен в кассационной жалобе и подлежит отклонению в виду следующего.
Суды установили, что, несмотря на наличие договора фрахтования и таблички "заказной" на лобовом стекле автобуса, воспользоваться услугами перевозчика мог неопределенный круг лиц.
Суды обоснованно приняли во внимание пояснения свидетеля Шмакова Е.А. о самостоятельном приобретении билета (посадочного талона) перевозчика ООО "Солнечный экспресс" в кассе автовокзала г. Хабаровска для проезда по нужному ему маршруту, отсутствие доказательства заключения пассажиром какого-либо договора с фрахтователем ООО "Экспресс", а также доказательств, позволяющих сделать вывод о фактическом исполнении договора фрахтования.
При этом суд учли информацию Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (письмо от 29.01.2021 N 01.20-395) об утверждении Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Хабаровского края, в который включен межмуниципальный маршрут регулярной перевозки пассажиров N 291а "р.п. Солнечный - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск" (перевозчик ИП Шадуя Е.В.). Ранее выданные юридическому лицу свидетельство на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок пассажиров по маршруту N 291а и карта маршрута регулярных перевозок на транспортные средства имели срок действия с 23.06.2020 по 20.12.2020.
Общие условия перевозок, в том числе, грузов, а также общие условия предоставления услуг, грузоотправителям, грузополучателям и перевозчикам определены в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ).
Согласно пункту 9 части 1 статьи Закона N 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Каждый маршрут регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута, под которым согласно пункту 25 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) следует понимать документ, включающий в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 3, частью 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту, выдается карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены главой 3 Закона N 259-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 названного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Положениями пунктов 3, 5, 42 Правил перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что необходимым условием при осуществлении регулярных перевозок является наличие публичного договора как основания перевозки, системность деятельности по перевозке, наличие расписания движения.
Поскольку судами установлено, что общество осуществляло регулярную перевозку по маршруту "р.п. Солнечный - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск", соответствующему межмуниципальному маршруту регулярной перевозки пассажиров N 291а, расписание которого совпадает с данным маршрутом, публичный договор заключен гражданином в качестве основания для его перевозки путем приобретения билета в кассе автовокзала, перевозка осуществляется обществом регулярно в соответствии с расписанием, указанным в общем расписании автовокзала, суды пришли к обоснованному выводу об осуществлении обществом регулярной перевозки пассажиров с нарушением требований, установленных для данной перевозки - без карты маршрута. Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, и признаков объективной стороны вмененного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений со стороны административного органа при рассмотрении дела судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Вид и размер назначенного административного наказания определен с учетом санкции части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в минимальном размере санкции. Судами не установлены основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и статьи 26.11 КоАП РФ.
При решении вопроса о соразмерности административного наказания, суд первой инстанции с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, снизил размер назначенного обществу административного штрафа до 150 000 руб., с выводами которого согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии полномочий должностного лица управления автодорожного надзора на составление административного протокола и вынесение оспариваемого постановления судами проверены и отклонены как ошибочные.
Иные доводы, изложенные в жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права и в силу положений статей 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права судебными инстанциями применены соответственно установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловную отмену судебных актов не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.08.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 по делу N А73-5603/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Черняк |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
...
Вид и размер назначенного административного наказания определен с учетом санкции части 4 статьи 11.33 КоАП РФ в минимальном размере санкции. Судами не установлены основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
...
При решении вопроса о соразмерности административного наказания, суд первой инстанции с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, снизил размер назначенного обществу административного штрафа до 150 000 руб., с выводами которого согласился апелляционный суд."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2022 г. N Ф03-7237/21 по делу N А73-5603/2021