г. Хабаровск |
|
03 февраля 2022 г. |
А59-1823/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Западное Побережье": представитель не явился;
от отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Невельске Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области: представитель не явился;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Невод": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Западное Побережье"
на решение от 08.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021
по делу N А59-1823/2021
Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Западное Побережье" (ОГРН 1196501001773, ИНН 6501303159, адрес: 693000, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул.Горная, 6)
к отделению режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Невельске Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области (ОГРН 1062536004277, ИНН 6501165653, адрес: 693006, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, пр-т Победы, 63А)
третье лицо: общества с ограниченной ответственностью "Невод" (ОГРН 1126508000167, ИНН 6516008452, адрес: 694820, Сахалинская область, Томаринский район, с.Неводское, ТОСЭР "ЮЖНАЯ")
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Западное Побережье" (далее - ООО "Западное Побережье") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Невельске Пограничного управления ФСБ Росси по Сахалинской области (далее - Отделение) от 02.04.2021.
Определением суда от 12.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Невод" (далее - ООО "Невод").
Решением суда от 08.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Дополнительным решением от 17.06.2021 суд разрешил вопрос о распределении судебных расходов и возврате ООО "Западное Побережье" излишней уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с судебными актами, ООО "Западное побережье" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, удовлетворив его требования.
В представленных отзывах отделение режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Невельске Пограничного управления ФСБ Росси по Сахалинской области и ООО "Невод" просили в удовлетворении жалобы отказать.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
ООО "Западное побережье" до начала рассмотрения кассационной жалобы заявило письменное ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с занятостью представителя общества в другом арбитражном процессе, а также в связи с намерением ознакомиться с отзывом на жалобу и составить на него отзыв.
Рассмотрев ходатайство, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статей 59 АПК РФ представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Согласно части 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить рассмотрение дела, если признает причины неявки уважительными.
Между тем, приведенные обществом причины для отложения рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции не находит уважительными с учетом права лица, участвующего в деле, на привлечение в качестве представителя любого лица, в том числе адвоката.
С учетом того, что явка представителя общества не признавалась судом обязательной, его позиция изложена в кассационной жалобе, правом на ознакомление с отзывом, размещенным в картотеке арбитражных дел, общество не воспользовалось, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства и отложения рассмотрения кассационной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в порядке осуществления контроля за промыслом водных биологических ресурсов рыбодобывающими предприятиями и организациями государственным участковым инспектором отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Невельске ПУ ФСБ России по Сахалинской области Биланич В.И. 01.04.2021 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов при осуществлении промышленного рыболовства рыбодобывающим предприятием ООО "Западное Побережье".
В ходе проведения проверки Отделением установлено, что общество осуществляет промышленное рыболовство согласно разрешению на добычу (вылов) ВБР N 652021010508, выданного Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 04.02.2021 (вид водных биоресурсов - мойва, квота - 200 тн; вид водных биоресурсов - корюшка малоротая, квота - 20 тн; вид водных биоресурсов - корюшка малоротая морская, квота - 40 тн; вид водных биоресурсов - красноперки - угаи дальневосточные, квота - 20 тн; орудия добычи - каравка (ловушечный), невод закидной (неводной), вентерь (ловушечный); сроки добычи (вылова) ВБР - с 01.03.2021 по 31.12.2021; лицо ответственное за добычу (вылов) ВБР бригадир - Самосватов Александр Валерьевич). На момент осмотра уловы ВБР отсутствуют, добыча не осуществлялась.
В ходе осмотра места осуществления рыболовства обнаружены два орудия добычи (вылова) ВБР каравка (ловушечный), установленные в следующих местах: 5 каравка (ловушечный) 1 установлена в территориальном море Российской Федерации, 1,2 километра севернее мыса Томари (Томаринский район, Сахалинской области) в географических координатах 47°47'37" с.ш., 142°4'31" в.д. (точка крепления центрального крыла каравка (ловушечный) на берегу, с расположением ловушки на удалении от берега вглубь моря
60 метров); каравка (ловушечный)
2 установлена в территориальном море Российской Федерации, 400 метров южнее устья реки Очковка (Томаринский район, Сахалинской области) в географических координатах 47°48'00" с.ш. 142°4'40" в.д. (точка крепления центрального крыла каравка (ловушечный) на берегу, с расположением ловушки на удалении от берега вглубь моря
80 метров).
Также установлено, что указанные выше места постановки орудий добычи (вылова) ВБР находятся в границах рыболовного участка 65-16-17.
Согласно договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства N 024/РУ/2019 от 15.10.2019, пользователем данного рыболовного участка является ООО "Невод" (Сахалинская область, Томаринский район, с. Неводское, ТОСЭР "Южная"), границы РУ/65-16-17 определены по точкам, описываемым в географических координатах путем соединения точек по береговой линии (границам водного объекта) в соответствии с требованиями пункта 7 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2021 N 681.
Информация о соединении точек по береговой линии включена в описание границ рыболовного участка РУ/65-16-17, содержащееся в Постановлении Правительства Сахалинской области от 17.03.2011 N 79 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков Сахалинской области", действующего на момент заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства N 024/РУ/2019 от 15.10.2019.
По итогам проверки ООО Западное Побережье
02.04.2021 выдано предписание об устранении нарушений правил рыболовства, согласно которому на общество возложена обязанность осуществление добычи (вылова) мойвы по разрешению
652021010506 в пределах границ РУ/65- 16-17 в период осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб (корюшки азиатской зубастой и гольцов), прекратить немедленно с момента получения данного предписания (пункт 1); установленные на основании разрешения на добычу (вылов)
652021010508 орудия добычи (вылова) ВБР каравка (ловушечный) в пределах границ РУ/65-16-17 (в том числе: каравка (ловушечный)
1 установленная в территориальном море РФ, 1,2 километра севернее мыса Томари (Томаринский район, Сахалинской области) в географических координатах 47°47'37" с.ш., 142°4'31" в.д. (точка крепления центрального крыла каравка (ловушечный) на берегу, с расположением ловушки на удалении от берега вглубь моря
60 метров); каравка (ловушечный)
2 установленная в территориальном море РФ, 400 метров южнее устья реки Очковка (Томаринский район, Сахалинской области) в географических координатах 47°48'00" с.ш. 142°4'40" в.д. (точка крепления центрального крыла каравка (ловушечный) на берегу, с расположением ловушки на удалении от берега вглубь моря
80 метров) снять в течении 5 суток с момента получения данного предписания (пункт 2).
Полагая, что данное предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренного предписания по форме и содержанию, которое содержит все необходимые реквизиты, является ясным, конкретным и доступным для понимания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Частью 1 статьи 17 данного Закона закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 статьи 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), под федеральным государственным контролем (надзором) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц и (или) проведения мероприятий по контролю на водных объектах рыбохозяйственного значения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 43.2 Закона о рыболовстве).
Статьей 43.3 Закона о рыболовстве установлено, что должностные лица органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда водным биоресурсам и среде их обитания; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области, в том числе, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
Приказом ФСБ России от 16.10.2020 N 476 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов, согласно пункту 5 которого редметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами при осуществлении своей деятельности требований в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм судами сделаны обоснованные выводы о том, что оспариваемое по настоящему делу предписание от 02.04.2021 вынесено государственным инспектором отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Невельске Пограничного управления ФСБ Росси по Сахалинской области Биланич В.И. в отношении ООО "Западное Побережье" в рамках предоставленных ему полномочий.
В отношении существа предписания судами установлено следующее.
В соответствии со статьей 11 Закона о рыболовстве право на добычу ВБР возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43.1 Закона о рыболовстве правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Согласно части 3 статьи 43.1 названного Закона в правилах рыболовства устанавливаются: виды разрешенного рыболовства; нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; требования к сохранению водных биоресурсов.
Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждены Приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 N 267 (далее - Правила рыболовства).
Пунктом 28.29 указанных Правил установлено, что запрещается специализированный промысел всех видов водных биоресурсов (за исключением анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона о рыболовстве) на рыболовных (рыбопромысловых) участках, выделенных (представленных) для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб, при этом не ограничивается осуществление специализированного промысла водных биоресурсов на данных рыболовных (рыбопромысловых) участках юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями), с которыми заключены договоры пользования данными рыболовными (рыбопромысловыми) участками.
Согласно протоколу N 2 от 27.01.2021 заседания комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области, сроки добычи (вылова) корюшки азиатской зубастой и гольцов в целях промышленного рыболовства в Западно-Сахалинской подзоне установлены с 01.04.2021.
Согласно протоколу N 5 от 19.03.2021 заседания комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области, РУ/65-16-17 является местом добычи (вылова) корюшки азиатской зубастой и гольцов в целях промышленного рыболовства.
Между тем, судами по материалами дела установлено, что в нарушение положений пункта 28.29 Правил рыболовства, ООО "Западное Побережье", осуществляя промышленное рыболовство по разрешению на добычу (вылов) ВБР N 652021010506 осуществляло специализированный промысел мойвы на РУ/65-16-17, предоставленном ООО "Невод" для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб по договору пользования рыболовным участком от 15.10.2019 N 024/РУ/2019 и разрешению на добычу (вылов) ВБР N 652021010935 на добычу (вылов) корюшки азиатской зубастой.
При этом, границы рыбопромыслового участка РУ/65-16-17 определены по точкам, описываемым в географических координатах путем соединения точек по береговой линии (границам водного объекта) в соответствии с требованиями пункта 7 Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2021 N 681.
В этой связи судами сделан обоснованный вывод о наличии у отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Невельске ПУ ФСБ России по Сахалинской области оснований для выдачи ООО "Западное Побережье" оспоренного по настоящему делу предписания.
Доводы общества о том, что административным органом границы рыболовного участка в натуре по точкам географических координат не определялись, был предметом рассмотрения судами и правомерно отклонен на основании анализа предоставленного пограничным управлением в материалы дела, в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 АПК РФ, схемы расположения рыболовного участка.
Также правомерно отклонены доводы о том, что постановление Правительства Сахалинской области от 17.03.2011 N 79 "Об утверждении Перечня 12 рыбопромысловых участков Сахалинской области", которым определены географические координаты РУ/65-16-17, утратило силу, поскольку географические координаты данного рыбопромыслового участка определялись в соответствии с указанным постановлением, которое на момент предоставления РУ/65-16-17 ООО "Невод" являлось действующим.
Что касается доводов общества о неисполнимости предписания, суды отметили, что категория исполнимости предписания не тождественна сложности его исполнения. При этом, из анализа предписания суды пришли к выводу о том, что оно по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты, в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, является ясным и конкретным, доступным для понимания и не влечет двоякого толкования, а также позволяет определить юридическое лицо, которому оно выдано.
Исходя из вышеизложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о законности оспариваемого предписания отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Невельске ПУ ФСБ России по Сахалинской области, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Приведенные обществом в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и нарушений положений действующего процессуального законодательства, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов судами не допущено, кассационная жалоба ООО "Западное Побережье" удовлетворению не подлежит.
Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу N А59-1823/2021 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Западное Побережье" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.12.2021 N 40981428.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 28.29 указанных Правил установлено, что запрещается специализированный промысел всех видов водных биоресурсов (за исключением анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона о рыболовстве) на рыболовных (рыбопромысловых) участках, выделенных (представленных) для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб, при этом не ограничивается осуществление специализированного промысла водных биоресурсов на данных рыболовных (рыбопромысловых) участках юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями), с которыми заключены договоры пользования данными рыболовными (рыбопромысловыми) участками.
...
Согласно протоколу N 5 от 19.03.2021 заседания комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области, РУ/65-16-17 является местом добычи (вылова) корюшки азиатской зубастой и гольцов в целях промышленного рыболовства.
Между тем, судами по материалами дела установлено, что в нарушение положений пункта 28.29 Правил рыболовства, ООО "Западное Побережье", осуществляя промышленное рыболовство по разрешению на добычу (вылов) ВБР N 652021010506 осуществляло специализированный промысел мойвы на РУ/65-16-17, предоставленном ООО "Невод" для осуществления промышленного рыболовства для добычи (вылова) анадромных видов рыб по договору пользования рыболовным участком от 15.10.2019 N 024/РУ/2019 и разрешению на добычу (вылов) ВБР N 652021010935 на добычу (вылов) корюшки азиатской зубастой."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 февраля 2022 г. N Ф03-7232/21 по делу N А59-1823/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7232/2021
27.09.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5051/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-1823/2021
08.06.2021 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-1823/2021