г. Хабаровск |
|
25 февраля 2022 г. |
А51-12129/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.Н. Новиковой
при участии:
от ответчика: И.С. Котова, представитель, доверенность от 25.06.2021
от третьего лица: О.В. Говор, представитель, доверенность от 11.01.2022
рассмотрев в судебном заседании посредством веб-конференции кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморский краевой онкологический диспансер"
на решение от 07.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021
по делу N А51-12129/2021
Арбитражного суда Приморского края
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморский краевой онкологический диспансер"
к обществу с ограниченной ответственностью страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс"
третье лицо: государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"
об уменьшении штрафных санкций и взыскании суммы удержанных штрафных санкций
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Приморский краевой онкологический диспансер" (ОГРН 1022502118210, ИНН 2539021244, адрес: 690105, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, 59; далее - ГБУЗ "ПКОД", Учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью страховая медицинская организация "Восточно-страховой альянс" (ОГРН 1022501895350, ИНН 2538069934, адрес: 690002, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алтайская, д. 3; далее - ООО СМО "СГ "Восточно-страховой альянс", общество, страховая организация) об уменьшении штрафных санкций по случаям оказания медицинской помощи застрахованным пациентам за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 в виде неоплаты оказанной медицинской помощи до 230 653 руб. и штрафа до 38 936 руб., о взыскании суммы удержанных штрафных санкций в размере 2 075 882 руб. 74 коп.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ОГРН 1022502260648, ИНН 2540013343, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, д. 21; далее - третье лицо, ГУ ТФОМС ПК, Фонд).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021, в удовлетворении иска отказано.
ГБУЗ "ПКОД", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы настаивает на ошибочности выводов судов об отсутствии доказательств несоразмерности неустойки. Полагает, что судами не принят во внимание довод истца о том, что примененные финансовые санкции на общую сумму 2 695 903 руб. 82 коп. являются несоразмерными последствиям нарушения, т.к. общая сумма оказанных платно услуг, не включенных в структуру тарифа, составила всего 24 500 руб., при этом пациентам была оказана дорогостоящая медицинская помощь качественно и в полном объеме.
ООО СМО "СГ "Восточно-страховой альянс" и ГУ ТФОМС ПК представили отзывы на кассационную жалобу, в которых выразили несогласие с позицией её заявителя, указали на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании, проведенном посредством веб-конференции, представители страховой организации и Фонда поддержали доводы отзывов, возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ГБУЗ "ПКОД" не подключился к веб-конференции по причинам, не зависящим от суда округа.
Арбитражный суд Дальневосточного округа полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу Учреждения здравоохранения в настоящем судебном заседании в отсутствие его представителей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Судами по материалам дела установлено, что 01.02.2013 между краевым государственным учреждением здравоохранения "Приморский краевой онкологический диспансер" (организация) и ООО СМО "Восточно-страховой альянс" (страховая медицинская организация) заключен договор N 3 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по условиям которого организация обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктами 2.2, 2.3 договора предусмотрено право страховой медицинской организации не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; предъявлять претензии и иски к медицинской организации в целях возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и применять санкции в соответствии со статьей 41 названного закона.
Согласно пункту 4.3 договора страховая медицинская организация обязана проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинской организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Фонд письмом от 27.08.2019 N 1105/КБ/273/1 проинформировал ООО СМО "СГ "Восточно-страховой альянс" о результатах тематической проверки и поручил страховой медицинской организации провести тематический экспертный контроль по выявленным случаям взимания платы с застрахованных лиц за медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой государственных гарантий в ГБУЗ "ПКОД".
В актах медико-экономической экспертизы (далее - МЭЭ) от 09.09.2019 N 4470 (1-24), указано на наличие оснований для отказа в оплате медицинской помощи в связи с выявлением нарушений, ограничивающих доступность медицинской помощи для застрахованных лиц, в частности по коду 1.4 Приложения N 17 к Территориальному тарифному соглашению (далее - ТТС) на 2019 год.
По результатам тематической проверки на основании актов МЭЭ от 09.09.2019 N 4470 (1 - 24) к Учреждению здравоохранения применены штрафные санкции по случаям оказания медицинской помощи застрахованным пациентам за период с 01.01.2019 по 31.05.2019, в связи с взиманием платы за отдельную услугу медицинской организацией с застрахованных в период оказания медицинской помощи по ОМС, в виде уменьшения оплаты оказанной медицинской помощи в размере 2 306 535 руб. 74 коп. и наложении штрафа в размере 389 368 руб. 08 коп.
В актах МЭЭ страховой организацией по рассмотренным случаям оказанной заявителем медицинской помощи применен код дефекта 1.4 "Взимание платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой обязательного медицинского страхования", в связи с чем, стоимость оплаты указанных страховых случаев снижена до 0 руб., одновременно выставлен штраф в размере подушевого норматива финансирования, что составило 16 223 руб. 67 коп. по каждому страховому случаю. Всего удержанию с ГБУЗ "ПКОД" средства обязательного медицинского страхования (ОМС) в размере 2 306 535 руб. 74 коп. неоплаты стоимости лечения и 389 368 руб. 08 коп. штрафа.
Не согласившись с указанными актами МЭЭ, ГБУЗ "ПКОД" обратилось с претензией в ГУ ТФОМС ПК по вопросу проведения повторной МЭЭ указанных 24 страховых случаев, однако претензия отклонена в связи с пропуском установленного срока обжалования.
Посчитав, что размер начисленных финансовых санкций является чрезмерным и необоснованным, Учреждение здравоохранения обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском, отказывая в удовлетворении которого суды правомерно руководствовались следующим.
Предметом регулирования Закона N 326-ФЗ в соответствии со статьей 1 являются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе названным законом определено правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющего собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (статья 9 Закона N 326-ФЗ).
Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статьи 38 - 39 Закона N 326-ФЗ).
Частью 5 статьи 10, частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и статьей 4, частью 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ застрахованному лицу гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускается (часть 2 статья 11 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется страховой медицинской организацией на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), определенным Правилами ОМС (утв. приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н).
Согласно территориальной программе, утвержденной Постановлением администрации Приморского края от 28.12.2018 N 665-па "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются ТТС по оплате медицинской помощи (медицинских услуг) в системе обязательного медицинского страхования на территории Приморского края на 2019 год от 29.12.2018.
В силу части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 (далее - Порядок контроля N 36).
В приложении 8 к Порядку контроля приведен перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи). К нарушениям, ограничивающим доступность медицинской помощи для застрахованных лиц, в частности, относят взимание платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой ОМС (код дефекта 1.4).
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В силу частей 9 и 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты МЭК, МЭЭ, оформленные соответствующим актом по форме, установленной ФФОМС, являются основанием для применения мер, предусмотренных статьей 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
Согласно части 3 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие обязанности страховой медицинской организации по проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
В соответствии со статьей 41 названного закона сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Как указано в части 2 данной статьи взаимные обязательства МО и СМО, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным Правилами ОМС. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ.
При рассмотрении настоящего спора судами установлен факт наличия нарушений Учреждением здравоохранения, ограничивающих доступность медицинской помощи для застрахованных лиц в виде факта взимания платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой ОМС, что соответствует коду 1.4 Приложения N 17 к ТТС на 2019 год.
Акты МЭЭ от 09.09.2019 N 4470 (1-24), на основании которых к истцу применены штрафные санкции, не были признаны ГБУЗ "ПКОД" недействительными в установленном законом порядке.
Тарифным соглашением предусмотрена единая дифференцированная шкала санкций с учетом тяжести допущенного нарушения, которая определяется с учетом мнения представителей всех профессиональных сообществ, участвовавших в его заключении, о должном уровне ответственности за каждый тип нарушения.
Согласно ТТС на 2019 год оплата медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, осуществляется по утвержденным тарифам за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний).
Как следует из пунктов 148, 149 Правил ОМС (действовавших на момент допущенных нарушений), приложения N 17 к ТТС на 2019 год при выявлении нарушения с кодом 1.4 к медицинской организации применяется коэффициент для определения размера неполной оплаты медицинской помощи (Кно) в размере 1,0 и коэффициент для определения размера штрафа (Кшт) - 1,0.
Размер неоплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи рассчитывается путем умножения размера тарифа на оплату медицинской помощи, действующего на дату оказания медицинской помощи, на коэффициент Кно.
Размер штрафа, применяемого к медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, рассчитывается путем умножения размера подушевого финансирования за счет средств ОМС, установленного в соответствии с законодательством РФ на дату оказания (отказа в оказании) медицинской помощи, и коэффициента Кшт.
Материалами дела подтверждено, что в рамках проверки выявлено 24 случая нарушений, соответствующих коду 1.4 Перечня оснований, к которому согласно Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, применяется коэффициент 1.0 для определения размера неполной оплаты.
Одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (статья 4 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с положениями Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь, предусмотренная территориальной программой обязательного медицинского страхования, оплачивается за счет средств ОМС без использования личных средств граждан.
Статьей 11 названного закона закреплена норма о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы.
В этой связи взимание платы с застрахованных лиц за медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой государственных гарантий, равносильно отказу в оказании медицинской помощи по ОМС является недопустимым в силу Закона N 323-ФЗ и Закона N 326-ФЗ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт взимания платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой ОМС, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для применения штрафных санкций в соответствии с положениями Законов N 323-ФЗ и 326 ФЗ и об отсутствии оснований для снижения неустойки с учетом пресекательной природы применяемых санкций.
Утверждения ГБУЗ "ПКОД", приведенные в кассационной жалобе, относительно того, что судами не принят во внимание довод истца о том, что примененные финансовые санкции на общую сумму 2 695 903 руб. 82 коп. являются несоразмерными последствиям нарушения при наличии факта оказания дорогостоящей медицинской помощи в полном объеме, признаны несостоятельными, поскольку в силу действующего законодательства размер штрафа нормативно предусмотрен с целью пресечение нарушений со стороны медицинских учреждений.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих несоответствие заявленной суммы штрафа характеру и тяжести допущенных истцом нарушений, а также отсутствие его вины в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
Поскольку штрафные санкции являются мерой ответственности за нарушение установленных договором обязательств и нацелены на предотвращение совершения повторных нарушений, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии бесспорных доказательства несоответствия заявленной суммы штрафа характеру и тяжести допущенных истцом нарушений. В рассматриваемом случае Учреждением здравоохранения нарушены гарантии бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, что само по себе является существенным нарушением оказания медицинской помощи застрахованным лицам.
В соответствии с пунктом 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума N 7) при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования.
Суды обоснованно указали, что необоснованное уменьшение размера штрафных санкций к медицинским организациям, применяемых за допущенные нарушения, влечет за собой негативные последствия для функционирования всей системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, поскольку предусмотренный в системе обязательного медицинского страхования механизм применения к медицинским организациям штрафных санкций за нарушения, прямо предусмотренные договором и тарифным соглашением, является действенным и эффективным инструментом достижения целей, стоящих перед системой обязательного медицинского страхования - стимулировать медицинские организации на качественное оказание услуг населению и получение целевых средств обязательного медицинского страхования в обоснованном объеме под угрозой наступления материальной ответственности.
Несогласие ГБУЗ "ПКОД" с выводами судов о том, что в случае уменьшения размера неустойки, будет нарушен баланс интересов истца и пациентов не основано на нормах права и подлежит отклонению в связи со следующим.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 23-П следует, что положение пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по существу предписывают суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 N 185-О-О, от 22.01.2014 N219-О, от 24.11.2016 N2447-О, от 28.02.2017 N431-О и др.).
В пунктах 71, 73 Постановления Пленума N 7 разъясняется, что в случае, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника. Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом (пункт 78 постановления Пленума N 7).
Исходя из инстанционального разделения компетенции судов (статьи 168, 268, 286 АПК РФ) вопрос о возможности ее снижения относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (в случае если последний перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198).
Суд кассационной инстанции отмечает, что в силу абзаца 3 пункта 72 постановления Пленума N 7 основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 названного Кодекса, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки на основании статьи 333 ГК РФ по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 АПК РФ).
Иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права, а лишь указывает на несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых они установлены.
При изложенных обстоятельствах судебные акты соответствуют имеющимся в деле доказательствам и приняты с правильным применением норм права, которыми руководствовались суды при разрешении спора, поэтому доводы заявителя об их нарушении судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемых судебных актов по приведенным в жалобе доводам, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021 по делу N А51-12129/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из инстанционального разделения компетенции судов (статьи 168, 268, 286 АПК РФ) вопрос о возможности ее снижения относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (в случае если последний перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198).
Суд кассационной инстанции отмечает, что в силу абзаца 3 пункта 72 постановления Пленума N 7 основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 названного Кодекса, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 февраля 2022 г. N Ф03-432/22 по делу N А51-12129/2021