г. Хабаровск |
|
16 мая 2022 г. |
А73-16332/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Басос М.А., Луговой И.М.
при участии:
от акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания": Петряшина Е.В., представитель по доверенности от 03.12.2021 N 25;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Варанкин Д.В., представитель по доверенности от 15.04.2021 N 3/3938;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
на решение от 28.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022
по делу N А73-16332/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ОГРН 1052800111308, ИНН 2801108200; адрес: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, д. 32)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142; адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 67)
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное обществе "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) от 26.08.2021 N 26 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 28.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022, оспариваемое постановление антимонопольного органа изменено, размер административного штрафа снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с судебными актами, АО "ДРСК" подало кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права при неверно установленных обстоятельствах, просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования в полном объеме.
Хабаровское УФАС России в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ООО "ДРСК" поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме. Представитель Хабаровского УФАС России просил в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Хабаровское УФАС России 09.04.2021 из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю) поступило заявление Глебовой Т.Г., действующей в интересах Алексеевой Я.А. на действия (бездействие) АО "ДРСК" в части нарушения срока исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения обращения Хабаровским УФАС России установлено, что 12.08.2020 между Алексеевой Я.А. и АО "ДРСК" заключен договор N 1174/20-ХЭС технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Железнодорожный р-н, с/т "им. Мичурина", уч. 64, кадастровый номер земельного участка 27:23:0041506:24, которым был установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев со дня заключения договора.
В установленный договором срок технологическое присоединение завершено не было.
16.06.2021 должностным лицом Хабаровского УФАС России в рамках дела N 027/04/9.21-673/2021 составлен протокол об административном правонарушении по факту правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
26.08.2021 заместителем руководителя Хабаровского УФАС России по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 26, которым АО "ДРСК" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановление вынесено антимонопольным органом с нарушением действующего законодательства, ООО "ДРСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, однако, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, сделал вывод о возможности снижения размера наложенного штрафа до 300 000 руб.
Выводы суда первой инстанции поддержал апелляционный суд.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4), которые обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт 3 статьи 8).
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
В пункте 3 Правил N 861 оговорено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Как установлено судами по материалам дела 12.08.2020 между Алексеевой Я.А. и АО "ДРСК" был заключен договор N 1174/20-ХЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Железнодорожный р-н, с/т "им. Мичурина", уч. 64, кадастровый номер земельного участка 27:23:0041506:24.
Согласно условиям договора срок подключения составляет шесть месяцев - до 12.02.2021.
Между тем, на 13.02.2021 технологическое присоединение по договору не завершено.
В этой связи судебные инстанции признали обоснованным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях общества признаков объективной стороны вменяемого административного правонарушения и вины в его совершении.
Кроме этого, антимонопольным органом установлена повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям (часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ), что подтверждено постановлением от 30.06.2020 N 20 по делу об административном правонарушении N 027/04/9.21-508/2020, законность которого проверена Арбитражным судом Хабаровского края в рамках дела N А73-14169/2020.
В обоснование возражений общество приводит доводы о том, что в момент готовности осуществления технологического присоединения спорного объекта, в зимний период времени, вышел из строя источник питания АО "Племенной птицеводческий завод Хабаровский", являющегося потребителем 1 категории, отключение которого недопустимо, в связи с чем подключение объекта Алексеевой Я.А. было осуществлено после ремонтно-восстановительных работ на АО "Племенной птицеводческий завод Хабаровский", но уже за сроками, установленными договором присоединения. В связи с этим считает, что в его действиях отсутствует вина в совершении административно правонарушения.
Указанные доводы рассмотрены судами и обоснованно отклонены. При этом, судами верно отмечено, что договором предусмотрен достаточный срок для осуществления работ по технологическому присоединению, в связи с чем при должном проявлении заботливости и осмотрительности общества имело возможность соблюсти его, не допустив нарушения.
При этом выполнение мероприятий технологического присоединения носит императивный порядок и направлено на недопустимость злоупотребления сетевой организацией, как сильной стороной в договоре, перед гражданином - потребителем услуги.
Поскольку доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств отсутствия технической, либо технологической возможности технологического присоединения объекта сетевой организацией, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено, арбитражные суды пришли к правильному выводу относительно наличия в действиях ООО "ДРСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Установив отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности при соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности, арбитражные суды правомерно признали оспариваемое постановление антимонопольного органа законным в части квалификации в нем совершенного хозяйствующим субъектом противоправного деяния.
Вместе с тем, оценив установленные обстоятельства и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции счел возможным изменить оспариваемое постановление антимонопольного органа в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить размер административного штрафа с 600 000 руб. до 300 000 руб. Оснований для переоценки данного вывода у судебной коллегии не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом исследования судов двух инстанций, не влияют на правильность выводов, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 по делу N А73-16332/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
М.А. Басос |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств отсутствия технической, либо технологической возможности технологического присоединения объекта сетевой организацией, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено, арбитражные суды пришли к правильному выводу относительно наличия в действиях ООО "ДРСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Установив отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности при соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности, арбитражные суды правомерно признали оспариваемое постановление антимонопольного органа законным в части квалификации в нем совершенного хозяйствующим субъектом противоправного деяния.
Вместе с тем, оценив установленные обстоятельства и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции счел возможным изменить оспариваемое постановление антимонопольного органа в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить размер административного штрафа с 600 000 руб. до 300 000 руб. Оснований для переоценки данного вывода у судебной коллегии не имеется."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2022 г. N Ф03-1777/22 по делу N А73-16332/2021