г. Хабаровск |
|
18 февраля 2022 г. |
А73-16332/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания": Петряшина Е.В., представитель по доверенности от 03.12.2021, срок действия по 31.12.2024 (представлен паспорт, диплом о наличии высшего юридического образования, документ о смене фамилии);
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Варанкин Д.В., представитель по доверенности от 15.04.2021, срок действия 3 года (представлено служебное удостоверение, диплом о наличии высшего юридического образования);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
на решение от 28.12.2021
по делу N А73-16332/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
к управлению Федеральной антимонопольной службе по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное обществе "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ОГРН 1052800111308, ИНН 2801108200, АО "ДРСК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление) от 26.08.2021 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2021 постановление управления от 26.08.2021 изменено. Размер административного штрафа снижен ниже низшего предела до 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 28.12.2021 по делу N А73-16332/2021 отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным оспоренное постановление управления. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2021 по делу N А73-16332/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Частью 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
АО "ДРСК", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также -технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:
процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;
правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;
состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктом 7 Правил, настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) -18(4) Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) Правил).
В соответствии с пунктом 64 Правил для заключения договора заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В Хабаровское УФАС России 09.04.2021 из управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю поступило заявление гражданина на действия (бездействие) АО "ДРСК" в части нарушения срока исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В установленный договором 6-месячный срок со дня заключения договора технологическое присоединение завершено не было.
По результатам рассмотрения обращения, приложенных документов и сведений, предоставленных АО "ДРСК", установлено следующее.
12.08.2020 между гражданкой и АО "ДРСК" был заключен договор N 1174/20-ХЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: г.Хабаровск, Железнодорожный р-н, с/т "им. Мичурина", уч. 64, кадастровый номер земельного участка 27:23:0041506:24, подписанный со стороны гр. Алексеевой Я.А. 12.08.2020 электронной цифровой подписью в личном кабинете заявителя. Договором N 1174/20-ХЭС устанавливался срок подключения 6 месяцев (12.02.2021). На 13.02.2021 технологическое присоединение по договору 1174/20-ХЭС не завершено.
16.06.2021 должностным лицом Хабаровского УФАС России в присутствии представителя АО "ДРСК" и в отсутствии потерпевшей, извещенной надлежащим образом и заявившей ходатайство о составлении протокола в ее отсутствие, составлен протокол об административном правонарушении общества, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
26.08.2021 заместитель руководителя Хабаровского УФАС России по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителей АО "ДРСК" вынес в отношении АО "ДРСК" постановление N 26 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб. с учетом повторности привлечения общества к ответственности.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным электрическим сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Хабаровским УФАС России в отношении АО "ДРСК" было вынесено постановление N 20 от 30.06.2020 о наложении штрафа по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановление вступило в силу 26.01.2021 (дело N А73-14169/2020).
О незаконности постановления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования. При этом посчитал возможным применить ст.4.1 КоАП РФ и снизить штраф до 300 000 руб.
Отклоняется довод жалобы об отсутствии возможности проведения подключения к установленный срок в связи с необходимостью отключения ЛЭП 6кВ фидер 36 ПС ПО кВ Горький, к которому технологически присоединен потребитель 1 категории - АО "Племенной птицеводческий завод Хабаровский". С февраля по апрель 2021 года электроснабжение объектов АО "Племенной птицеводческий завод Хабаровский" осуществлялось по одному источнику питания, вторая питающая линия была повреждена. Завод отказывал в согласовании отключения до завершения ремонтных работ резервной линии. После восстановления мероприятия по договору завершены. Однако АО "ДРСК" с 13.08.2020 до февраля 2021 года могло принимать меры по исполнению договора и, следовательно, произвести подключению в более ранние сроки. Доказательств препятствий этому в указанный период в материалы дела не представлено.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств правонарушения апелляционный суд, руководствуясь пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не усматривает исключительных оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения.
Отклоняется довод жалобы о том, что действия общества по исполнению договора начаты до его окончания. АО "ДРСК" как профессиональный участник товарного рынка обязано учитывать возможные неблагоприятные обстоятельства при исполнении им обязательства по технологическому присоединению и риск неисполнения договора в установленный срок.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2021 по делу N А73-16332/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16332/2021
Истец: АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в лице филиала "Хабаровские электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной антимонопольной службе по Хабаровскому краю