г. Хабаровск |
|
17 мая 2022 г. |
А04-7356/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Мегасервис": представитель не явился;
от государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегасервис"
на решение от 22.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022
по делу N А04-7356/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегасервис"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Мегасервис" (ОГРН 1092801013238, ИНН 2801147506; адрес: 675028, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Калинина, д. 142/4, оф. 2; далее - ООО "Мегасервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539; адрес: 675004, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Загородная, д. 56; далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 18.06.2021 N 475-Л об обязании ООО "Мегасервис" произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственникам/нанимателям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского 207/13, за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 в сторону уменьшения, исходя из норматива потребления.
Решением суда от 22.10.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022, в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ООО "Мегасервис" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и прекратить производство по делу. По мнению заявителя жалобы, суды неправомерно не приняли во внимание протокол общего собрания от 31.08.2021, из которого следует волеизъявление собственников на оплату сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Заявившее ходатайство о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи, ООО "Мегасервис", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства явку своих представителей, как в суд кассационной инстанции, так и в суд, обеспечивающий сеанс видеоконференц-связи, не обеспечило, в связи с чем, суд перешел к рассмотрению кассационной жалобы в обычном порядке.
Общество до начала судебного заседания обратилась с ходатайством об отложении рассмотрения кассационной жалобы, в связи с участием в других судебных заседаниях назначенных в Благовещенском городском суде Амурской области.
Суд кассационной инстанции отказывает ООО "Мегасервис" в удовлетворении данного ходатайства, поскольку не установил процессуальных оснований для отложения судебного разбирательства.
Инспекция, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Мегасервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского, д. 207/13, на основании лицензии от 20.04.2015 N 028 000041.
17.08.2018 собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Благовещенск, ул. Чайковского д. 207/13, принято решение, оформленное протоколом от 17.08.2018, об определении размера расходов граждан и организации в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, а также тепловая энергия, используемая на подогрев воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти Амурской области.
В дальнейшем собственниками принято решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов (водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, теплоснабжения, а также энергия, используемая на подогрев воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, с распределением превышения нормативов потребления пропорционально между собственниками (вопрос N 12 протокола), то есть с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (протокол общего собрания собственников от 31.08.2018).
На основании распоряжения от 27.05.2021 N 475-Л в ходе проверки (проверяемый период с 01.02.2020 по 31.01.2021) по обращению Шишениной Н.И., проживающей по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского, д. 207/13, и изучения представленных ООО "Мегасервис" документов государственной жилищной инспекцией Амурской области установлено, что в марте 2021 года собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, д. 207/13, предъявлен объем по услуге "электроэнергия на СОИ" выше нормативного потребления.
По результатам проверки составлен акт от 18.06.2021 N 475-Л и выдано предписание от 18.06.2021 N 475-Л об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу надлежит произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственникам/нанимателям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского 207/13, за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 в сторону уменьшения, исходя из норматива потребления.
Не согласившись с предписанием инспекции N 475-Л, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 154 Жилищный кодекс Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества дома.
Согласно части 1 статьи 156 Кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В части 7 статьи 156 Кодекса предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Собственник помещения в доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила N 491).
В силу пункта 2 Правил N 491 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, вступившим в силу с 01.01.2017, в связи со внесением изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений этого Постановления.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, вступившего в силу с 01.01.2017, установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абзац 1 пункта 29).
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (абзац 2 пункта 29).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года (абзац 3 пункта 29).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац 4 пункта 29 Правил).
Как установлено судами, из материалов дела (в том числе решения собрания, оформленного протоколом общего собрания собственников от 31.08.2018) не следует, что в рассматриваемом случае перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень; решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов собственниками многоквартирного дома не принималось.
При изложенном оспариваемое предписание с требованием произвести перерасчет размера платы за электроэнергию на содержании общего имущества (за период с 01.02.2020 по 31.01.2021) в пределах норматива потребления правомерно признано судами соответствующим жилищному законодательству Российской Федерации и не нарушающим прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Как следствие, в удовлетворении заявленных требований судами отказано.
Ссылка общества на решения собрания, оформленного протоколом общего собрания собственников от 31.08.2018, правомерно отклонена судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанным протоколом общего собрания не подтверждается принятие собственниками помещений многоквартирного дома решений по сверхнормативному распределению коммунальных ресурсов на содержание общего имущества при превышении перечня работ по содержанию общего имущества минимального перечня.
Соответствующие доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании протокола общего собрания собственников от 31.08.2018 и положений пункта 29 (абзац 4) Правил N 491.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А04-7356/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, вступившего в силу с 01.01.2017, установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абзац 1 пункта 29).
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (абзац 2 пункта 29)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2022 г. N Ф03-1824/22 по делу N А04-7356/2021