г. Хабаровск |
|
02 февраля 2022 г. |
А04-7356/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Мегасервис": представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегасервис"
на решение от 22.10.2021
по делу N А04-7356/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегасервис" (ОГРН 1092801013238, ИНН 2801147506)
к государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539)
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Мегасервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - ГЖИ) от 18.06.2021 N 475-Л об обязании ООО "Мегасервис" произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственникам/нанимателям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского 207/13 за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 в сторону уменьшения, исходя из норматива потребления.
Решением суда от 22.10.2021 в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, ООО "Мегасервис" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: судом при рассмотрении деда не принято во внимание то что, в соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещении в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решении по вопросам, поставленным на голосование; протоколом общего собрания собственников от 31.08.2018 (вопрос N 12) собственники согласились оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Мегасервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского, д. 207/13, на основании лицензии N 028 000041 от 20.04.2015.
Согласно протоколу общего собрания собственников от 17.08.2018 собственниками помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: Благовещенск, ул. Чайковского д. 207/13 принято решение об определении размера расходов граждан и организации в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов (водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, а также тепловая энергия, используемая на подогрев воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти Амурской области, но позже, протоколом общего собрания собственников от 31.08.2018 собственниками принято решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, теплоснабжения, а также энергия, используемая на подогрев воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, с распределением превышения нормативов потребления пропорционально между собственниками (вопрос N 12 протокола), то есть с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании распоряжения N 475-Л от 27.05.2021 ходе проверки (проверяемый период с 01.02,2020 по 31.01.2021) по обращению Шишениной Н.И., проживающей по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского, д. 207/13, и изучения представленных документов от ООО "Мегасервис" государственной жилищной инспекцией Амурской области установлено, что в марте 2021 года собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, д. 207/13 предъявлен объем по услуге электроэнергии на СОИ выше нормативного потребления.
По результатам проверки составлен акт N 475-Л от 18.06.2021 и выдано предписание N 475-Л от 18.06.2021 об устранении выявленных нарушений, которым обществу предписано произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества собственникам/нанимателям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Чайковского 207/13 за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 в сторону уменьшения, исходя из норматива потребления.
Не согласившись с предписанием ГЖИ N 475-Л, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
В соответствии с пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В силу части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества дома.
Согласно части 1 статьи 156 Кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В части 7 статьи 156 Кодекса предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Собственник помещения в доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила N 491).
В силу пункта 2 Правил N 491 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, вступившим в силу с 01.01.2017, в связи со внесением изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений этого Постановления.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, вступившего в силу с 01.01.2017, установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абзац 1 пункта 29).
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (абзац 2 пункта 29).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года (абзац 3 пункта 29).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац 4 пункта 29).
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абзац 5 пункта 29).
Из положений абзаца 4 пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, может быть принято, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, и кроме того, из решения должно однозначно следовать, что волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме направлено на включение в плату за содержание жилого помещения таких расходов сверх установленных нормативов потребления.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, а также протокола общего собрания собственников от 31.08.2018, на который ссылается заявитель, такое решение собственниками МКД не принималось, иного заявителем в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
При этом из решения собрания, оформленного протоколом общего собрания собственников от 31.08.2018, не усматривается, что расходы по содержанию общего имущества превышают минимальный перечень, данный вопрос вообще на собрании не обсуждался и доказательств этому не представлено.
В рассматриваемом случае, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при СОИ в многоквартирном доме может определяться исходя из объема фактического потребления соответствующей услуги на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, однако не должен превышать размера норматива потребления данных услуг.
Следовательно, являются правомерными требования ГЖИ о том, что ООО "Мегасервис" необходимо произвести собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Чайковского, д. 207/13 перерасчет размера платы за электроэнергию на СОИ (за период с 01.02.2020 по 31.01.2021) в пределах норматива потребления.
ООО "Мегасервис" необходимо производить расчет размера платы за коммунальные услуги, потребляемые на СОИ, согласно, решению собственников (протокол от 17.08.2018), исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, но не выше норматива потребления.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание соответствует приведенным выше нормам и является исполнимым.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание инспекции от 18.06.2021 N 475-Л является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 22.12.2021 заявителем жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22 октября 2021 года по делу N А04-7356/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мегасервис" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 2954 от 22.12.2021. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7356/2021
Истец: ООО "Мегасервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурская области