г. Хабаровск |
|
20 июля 2022 г. |
А37-2316/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: М.А. Басос, Л.М. Черняк
при участии:
от акционерного общества "Магаданский механический завод": представитель не явился;
от Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Магаданский механический завод"
на решение от 31.01.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022
по делу N А37-2316/2021 Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению акционерного общества "Магаданский механический завод" (ОГРН 1024900959753, ИНН 4909001369, адрес: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Пушкина, д. 16)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Магаданской области (ОГР 1024900963405, ИНН 4900000554, адрес: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 14)
о признании недействующим распоряжения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Магаданский механический завод" (далее - АО "ММЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области (далее - департамент) от 23.12.2020 N 769/23 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году" недействующим с момента принятия в части включения в него пункта 85 объект: административный корпус с кадастровым номером 49:09:0301132:50, назначение - нежилое здание, общая площадь 5 139,1 кв.м., расположенное по адресу Магаданская область, г. Магадан ул. Пушкина, д. 16, принадлежащее на праве собственности АО "ММЗ".
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 21.01.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022, обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Анализируя положения подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подпункта "а" пункта 1 статьи 1.1 Закона Магаданской области от 20.11.2003 N 382-ОЗ, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 12.11.2020 N 46-П, общество обращает внимание на то, что в рассматриваемом случае вид разрешенного использования земельного участка под зданием административного корпуса является неопределенным и не позволяет сделать однозначный вывод о соответствии объекта недвижимости критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ. Также полагает, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на спорном земельной участке. Указывает на то, что спорное нежилое здание является заводоуправлением, в помещениях которого расположены администрация и административный персонал (службы завода), не подлежащих учету при определении вида объекта недвижимости для целей исчисления налога на имущество организаций.
Департаментом имущественных и земельных отношений Магаданской области отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, исследовав материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривает.
Судами установлено, что АО "ММЗ" на праве собственности принадлежит нежилое здание с наименованием "административный корпус", общей площадью 5 139,1 кв.м, 1977 года постройки, кадастровый номер 49:09:030132:50, расположенное по адресу: г. Магадан, ул. Пушкина, д. 16,
23.12.2020 департаментом издано распоряжение N 769/23 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году", в пункт 85 которого включен вышеуказанный объект.
Полагая, что данное распоряжение в указанной части является незаконным, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд первой инстанции, который не установил правовых оснований для его удовлетворения.
Суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение от 23.12.2020 N 769/23 принято департаментом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка введения в действие нормативных правовых актов. Также пришел к выводу о соответствии спорного объекта недвижимости критериям, установленным в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ, в связи с этим посчитал, что включение департаментом в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году, нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N 49:09:030132:35В, является обоснованным и правомерным, а довод общества о необходимости исключения из общей площади, используемой в целях административного и коммерческого назначения, площади кабинетов признал противоречащим положениям статьи 378.2 НК РФ.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции. При этой обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено НК РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 387.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных, в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Приведенная выше норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, перечень должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Законом Магаданской области от 20.11.2003 N 382-ОЗ "О введении на территории Магаданской области налога на имущество организаций" (далее - Закон Магаданской области от 20.11.2003 N 382-ОЗ) на территории Магаданской области с 01.01.2004 веден налог на имущество организаций, установленный главой 30 НК РФ.
Органом исполнительной власти Магаданской области на осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, постановлением Правительства Магаданской области от 09.10.2014 N 826-пп определен департамент.
Как следует из части 1 статьи 1.1 Закона Магаданской области от 20.11.2003 N 382-ОЗ, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на территории Магаданской области устанавливаются особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества: а) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них с общей площадью свыше 500 кв.м; б) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, с общей площадью свыше 500 кв.м; в) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к 8 деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; д) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями главы 7 АПК РФ, суды установили, что согласно сведениям Управления Росреестра МО и ЧАО здание с кадастровым номером 49:09:030132:50, расположенное по адресу: г. Магадан, ул. Пушкина, д. 16, площадью свыше 500 кв.м, имеет наименование - административный корпус и принадлежит на праве собственности АО "ММЗ". Данное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N 49:09:030132:35, отнесенным к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под здание административного корпуса.
Из акта фактического использования объекта недвижимого имущества от 19.05.2021 следует, что в указанном здании помещения первого этажа в основном используются под кабинеты (офисы), помещения второго и третьего этажей сдаются в аренду под офисы коммерческим организациям либо не используются, помещения четвёртого этажа большей частью не используются. Общая площадь помещений предназначенных и используемых обществом в целях административного и коммерческого назначения составляет 1 247,4 кв.м, в том числе: площадь первого этажа - 434,7 кв.м, второго этажа - 307,7 кв.м., третьего этажа - 382,0 кв.м, четвёртого этажа - 123,0 кв.м., что составляет 24,3 % общей площади здания (5 139,1 кв.м.).
Таким образом, нежилое здание с наименованием "административный корпус" расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: под здание административного корпуса; фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения составляет не менее 24,3 % общей площади здания.
Учитывая, что спорный объект недвижимости отвечает критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ, следовательно, налоговая база по налогу на имущество по данному объекту должна рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости, суды пришли к верному выводу о правомерном включении департаментом в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году (распоряжение от 23.12.2020 N 769/23), объекта недвижимости - административный корпус с кадастровым номером 49:09:0301132:50, назначение - нежилое здание, общая площадь 5139,1 кв.м., расположенное по адресу Магаданская область, г. Магадан ул. Пушкина, д. 16, принадлежащее на праве собственности АО "ММЗ" (пункт 85 перечня).
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества судом округа отклоняются, поскольку они основаны на неправильном применении норм налогового законодательства и не соответствуют обстоятельствам дела, установленным предыдущими судебными инстанциями.
Вопреки доводам кассационной жалобы вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, достаточно определен и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости. Фактическое использование обществом помещений для размещения, в том числе администрации и административного персонала завода, свидетельствует о деловом и административном назначении данных помещений. Правовые основания для исключения площади указанных помещений из общей площади здания в целях исчисления налога на имущество организаций отсутствуют.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
В целом выводы судов подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ могут являться основанием для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.01.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по делу N А37-2316/2021 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
М.А. Басос |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
...
Учитывая, что спорный объект недвижимости отвечает критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ, следовательно, налоговая база по налогу на имущество по данному объекту должна рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости, суды пришли к верному выводу о правомерном включении департаментом в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году (распоряжение от 23.12.2020 N 769/23), объекта недвижимости - административный корпус с кадастровым номером 49:09:0301132:50, назначение - нежилое здание, общая площадь 5139,1 кв.м., расположенное по адресу Магаданская область, г. Магадан ул. Пушкина, д. 16, принадлежащее на праве собственности АО "ММЗ" (пункт 85 перечня)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июля 2022 г. N Ф03-3077/22 по делу N А37-2316/2021