г. Хабаровск |
|
08 апреля 2022 г. |
А37-2316/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от АО "Магаданский механический завод": не явились;
от Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Магаданский механический завод"
на решение от 31.01.2022
по делу N А37-2316/2021
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению Акционерного общества "Магаданский механический завод"
к Департаменту имущественных и земельных отношений Магаданской области
о признании недействующим распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Магаданский механический завод" (далее - АО "ММЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействующим момента принятия распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области (далее - департамент) от 23.12.2020 N 769/23 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году" с в части включения в него пункта 85, касающегося объекта "административный корпус с кадастровым номером 49:09:0301132:50, назначение - нежилое здание, общая площадь 5139,1 кв.м., расположенное по адресу Магаданская область, г. Магадан ул. Пушкина, д. 16", принадлежащего на праве собственности обществу.
Решением суда от 31.01.2022 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество заявило апелляционную жалобу, в обоснование которой приводит доводы о нарушении судом норм материального права, неполном выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, а также неверной оценки представленных в дело доказательств.
Департамент в отзыве на жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, настаивает на законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН от 24.11.2017 нежилое здание с наименованием "административный корпус", общей площадью 5 139,1 кв.м, 1977 года постройки, кадастровый номер 49:09:030132:50, расположенное по адресу: г. Магадан, ул. Пушкина, д. 16, принадлежит на праве собственности АО "ММЗ".
23.12.2020 департаментом издано распоряжение N 769/23 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году", в пункт 85 которого включен вышеуказанный объект.
Полагая, что данное распоряжение является незаконным в оспариваемом пункте, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействия) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции установил отсутствие совокупности данных условий, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований заявителя.
Возражения апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом.
В соответствии с положениями статьи 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаётся недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
20.11.2003 принят Закон Магаданской области N 382-ОЗ "О введении на территории Магаданской области налога на имущество организаций", который с 01.01.2004 ввел на территории Магаданской области налог на имущество организаций, установленный главой 30 части второй НК РФ.
Согласно части 1 статьи 1.1 Закона N 382-ОЗ, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ на территории Магаданской области устанавливаются особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества: а) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них с общей площадью свыше 500 кв.м; б) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, с общей площадью свыше 500 кв.м; в) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; д) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Магаданской области от 09.10.2014 N 826-пп Департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области на осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
Постановлением Правительства Магаданской области от 27.11.2014 N 993-пп утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
В силу пунктов 2 и 3 этого Порядка департамент на основании данных Единого государственного реестра недвижимости и (или) технического учёта (инвентаризации) ежегодно, в срок до 1 июля, формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), и размещает его в региональной информационной системе "Открытый регион".
Из материалов дела видно, что письмом от 30.03.2020 N 07-001489 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу предоставило в департамент сведения, согласно которым здание с кадастровым номером 49:09:030132:50, расположенное по адресу: г. Магадан, ул. Пушкина, д. 16, площадью свыше 500 кв.м, имеет наименование "административный корпус".
Согласно выписке из ЕГРН от 24.11.2017 это нежилое здание принадлежит на праве собственности АО "ММЗ".
В целях реализации указанных выше полномочий департаментом издано распоряжение от 23.12.2020 N 769/23 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году", в пункт 85 которого включен объект "административный корпус с кадастровым номером 49:09:0301132:50, назначение - нежилое здание, общая площадь 5 139,1 кв.м, расположенное по адресу Магаданская область, г. Магадан ул. Пушкина д. 16", принадлежащее АО "ММЗ".
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение принято в пределах полномочий департамента с соблюдением процедуры его принятия.
Апелляционный довод о несоответствии спорного объекта недвижимости критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Согласно акту фактического использования объекта недвижимого имущества от 19.05.2021 в указанном здании помещения первого этажа в основном используются под кабинеты (офисы), помещения второго и третьего этажей сдаются в аренду под офисы коммерческим организациям либо не используются, помещения четвёртого этажа большей частью не используются.
Согласно данным департамента, общая площадь помещений, предназначенных и используемых обществом в целях административного и коммерческого назначения, составляет 1 247,4 кв.м, в том числе: площадь первого этажа - 434,7 кв.м, второго этажа - 307,7 кв.м., третьего этажа - 382,0 кв.м, четвёртого этажа - 123,0 кв.м.
По расчету АО "ММЗ", общая площадь помещений, предназначенных и используемых обществом в целях административного и коммерческого назначения, составляет 722,1 кв.м, в том числе: площадь первого этажа - 32,4 кв.м, второго этажа - 307,7 кв.м., третьего этажа - 382,0 кв.м, четвертого этажа - 0 кв.м.
Из материалов дела следует, что в заявлении от 12.10.2021 N 699/14 обществом указано, что в площадь помещений, предназначенных и используемых им в целях административного и коммерческого назначения включена площадь кабинетов первого этажа: N 28 заведующий музеем АО "ММЗ" (13 кв.м); N 29 инженер по обслуживанию ПК АО "ММЗ" (12,7 кв.м); N 32 отдел материально-технического снабжения АО "ММЗ" (26,7 кв.м); N 34 отдел охраны труда и техник безопасности АО "ММЗ" (13,1 кв.м); N 36 юридический отдел АО "ММЗ" (13,1 кв.м); N 38 расчётная часть АО "ММЗ" (12,6 кв.м); N 39 административно-хозяйственный отдел АО "ММЗ" (13 кв.м); N 42 касса АО "ММЗ" (13,7кв.м); N 43 кабинет главного бухгалтера АО "ММЗ" (22,2 кв.м); N 44 расчётная часть АО "ММЗ" (бухгалтерия 43,6 кв.м); N 45 кабинет генерального директора АО "ММЗ" (41,4 кв.м); N 47 приемная генерального директора АО "ММЗ" (44,3 кв.м); N 49 кабинет для проведения встреч и переговоров с сотрудниками и клиентами АО "ММЗ" (44,2 кв.м); N 50 отдел маркетинга и сбыта АО "ММЗ" (44,3 кв.м); N 51 отдел кадров АО "ММЗ" (44,1 кв.м) общей площадью 434,7 кв.м. и площадь кабинетов четвёртого этажа: N 25 кабинет главного инженера АО "ММЗ" (17,9 кв.м); N 26 кабинет главного инженера АО "ММЗ" (70 кв.м); N 30 отдел технического контроля АО "ММЗ"(26,6 кв.м); N 31 отдел технического контроля АО "ММЗ" (8,5 кв.м) общей площадью 123,0 кв.м, которые фактически используются в производственных целях предприятия.
Обществом не оспаривается, что данные кабинеты используются им для осуществления руководства и управления предприятием, снабженческой, сбытовой, конструкторской деятельности завода.
При этом, как верно установлено судом первой инстанции, отнесение вышеназванных кабинетов к площадям, предназначенным и используемым обществом в целях административного назначения, согласуется с техническим паспортом административного корпуса, расположенного по адресу: Магаданская область, г. Магадан ул. Пушкина д. 16, и принадлежащего на праве собственности АО "ММЗ".
Согласно расчету департамента площадь, используемая АО "ММЗ" в целях административного и коммерческого назначения, определена в размерер 24,3%.
В свою очередь, АО "ММЗ", исключив площади вышеуказанных кабинетов, в которых работают сотрудники завода, составило собственный расчет, в котором площадь определена в размере 14,05%.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, для признания нежилого здания (строения, сооружения) административно-деловым центром по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, достаточно установить наличие одного из вышеприведенных условий.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что исключаемые обществом из расчета кабинеты используются им для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры АО "ММЗ", что не отрицается заявителем, и подтверждается актом фактического использования объекта недвижимого имущества от 19.05.2021, пришел к правомерному выводу о том, что указанные кабинеты отвечают признакам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ, и подлежат учету при расчете площади помещений, используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения в силу прямого указания закона.
В соответствии с представленным техническим паспортом административного корпуса, расположенного по адресу: Магаданская область, г. Магадан ул. Пушкина д. 16, разрешенное использование и наименование помещений предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование), при этом общая площадь названных помещений составляет не менее 20 процентов общей площади этого здания (абзац второй подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ).
Кроме этого, арбитражным судом обоснованно принято во внимание то, что согласно выписке из ЕГРН от 31.01.2018 спорный объект недвижимости расположен на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования "под зданием административного корпуса", что в свою очередь, также отвечает положениям подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что включение департаментом в Перечень указанного нежилого здания является обоснованным и правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, что не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 31.01.2022 по делу N А37-2316/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Магаданский механический завод" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 21.02.2022 N 337, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2316/2021
Истец: АО "Магаданский механический завод"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области