г. Хабаровск |
|
24 ноября 2022 г. |
А24-2421/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от администрации Усть-Камчатского муниципального района: представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае: представитель не явился;
от третьих лиц: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Усть-Камчатского муниципального района
на решение от 07.07.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022
по делу N А24-2421/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению администрации Усть-Камчатского муниципального района (ОГРН 1024101221484, ИНН 4109001955, адрес: 684415, Камчатский край, р-он Усть-Камчатский, п. Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября, д. 24)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ОГРН 1094101004865, ИНН 4101133149, адрес: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Красинцев, д. 19)
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному арктическому району" (ОГРН 1154101001757, ИНН 4101169459, адрес: 683032, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Карла Маркса, д. 1, кор. 1), Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципальное казенное учреждение (ОГРН 1024101221253, ИНН 4109001225, адрес: 684415, Камчатский край, р-он Усть-Камчатский, п. Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября, д. 24)
о признании незаконным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Администрация Усть-Камчатского муниципального района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Камчатском крае, территориальное управление) от 22.10.2020 N 41-106-р. Одновременно заявитель ходатайствовал о восстановлении срока на подачу заявления.
Определением от 26.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному арктическому району" (далее - ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району).
Определением от 21.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Камчатского муниципального района - муниципальное казенное учреждение.
Решением суда от 07.07.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления отказано, и, по этим основаниям отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебными актами, администрация подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы пропуск срока на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд обусловлен тем что процедура передачи имущества и регистрация передачи прав оказалась незавершенной в связи с чем заявителем не приняты меры к обжалованию оспариваемого распоряжения в установленный срок, который подлежал восстановлению арбитражным судом. Ссылается на затруднительность установления администрацией точного момента, с которого стало известно о нарушении его права для правильного исчисления срока на обращение в суд.
В представленном отзыве территориальное управление просило отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставить судебные акты без изменения. Также ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району в отзыве на кассационную жалобу также выразило несогласие с ее доводами, просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.10.2020 ТУ ФАУГИ в Камчатском крае принято распоряжение о безвозмездной передаче федерального имущества в муниципальную собственность Усть-Камчатского муниципального района согласно Приложениям N 1 и N 2 к нему.
Основанием для его принятия указаны, в том числе, часть 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), а также обращения ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району" от 20.07.2020 N 21/705/6/3-5215, от 30.11.2016 N 21/705/6/3-11049, с учетом согласия Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 02.09.2020 N 10066-Шк, а также Администрации Усть-Камчатского муниципального района от 19.09.2018 N 3170.
Согласно распоряжению на ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району и Администрацию Усть-Камчатского муниципального района возложена обязанность представить на утверждение в территориальное управление подписанный акт приема-передачи имущества.
Полагая указанное распоряжение незаконным и нарушающим его права, а также ссылаясь на неудовлетворительное состояние спорных объектов недвижимости, послужившего основанием для отказа в принятии их в муниципальную собственность, отсутствие акта приема передачи имущества, администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал выводы о законности оспариваемого распоряжения, а также указал на пропуск заявителем трехмесячного срока обжалования решений, установленного статьей 198 АПК РФ, посчитав началом его течения дату поступления оспариваемого распоряжения, в котором содержались сведения о передаче спорного имущества в собственности Усть-Камчатского муниципального района, в администрацию.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотревший дело по правилам главы 24 АПК РФ, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При этом суды обоснованно исходили и из следующего.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что федеральный законодатель в соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации уполномочен, в частности в пределах имеющейся у него свободы усмотрения, устанавливать сроки для обращения в суд, порядок их течения во времени, момент начала и окончания, с тем чтобы обеспечивать как реальную возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.1999 N 220-О, от 03.10.2006 N 439-О, от 15.07.2008 N 563-О, от 05.03.2009 N 253-О, от 08.04.2010 N 456-О, от 02.12.2013 N 1908-О).
Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении. Применение части 4 статьи 198 АПК РФ предполагает для суда необходимость принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Согласно части 1 статьи 117 АПК процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления установленного частью 4 статьи 198 настоящего Кодекса срока поэтому оценка уважительности или неуважительности причин пропуска такого срока и его восстановление либо отказ в восстановлении является исключительной прерогативой суда.
Вместе с тем, уважительность причин пропуска срока может быть связана лишь с наличием таких объективно существовавших обстоятельств, которые не зависели и не могли зависеть от воли участника судебного процесса, но непосредственно связаны с возникновением препятствий для совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно материалам дела с заявлением об оспаривании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае от 22.10.2020 о безвозмездной передаче федерального имущества в муниципальную собственность Усть-Камчатского муниципального района администрация обратилась в арбитражный суд 20.05.2022, то есть со значительным пропуском срока на подачу такого заявления.
В своем ходатайстве о восстановлении срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением администрация указала то, что процедура передачи имущества и регистрация передачи прав оказалась незавершенной, поэтому ею не принимались меры к обжалованию оспариваемого распоряжения.
Между тем, указанные выводы рассмотрены и отклонены судами в связи со следующим.
Так, оспариваемое распоряжение поступило в адрес заявителя от ПУ ФСБ России по Восточному арктическому округу письмом от 24.11.2020 N 21/705/6/3-8280 и получено 12.01.2021, что подтверждается входящим штампом. Данный факт по существу заявителем не оспаривается.
На основании этого судами первой и апелляционной инстанций верно расценено, что с 12.01.2021 администрация располагала сведениями о передаче спорного имущества в собственность Усть-Камчатского муниципального района согласно перечню, указанному в оспариваемом распоряжении от 22.10.2020 N 41-106-р.
Между тем, располагая сведениями о вынесенном распоряжении в январе 2021 года и не имея препятствий для своевременного обращения, с заявлением о признании незаконным вышеуказанного распоряжения администрация обратилась в Арбитражный суд Камчатского края через систему "Мой арбитр" только 20.05.2022, то есть по истечении 1 года 4 месяцев с даты его получения.
Судами обеих инстанций, исходя из совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, верно установлено, что администрация имела реальную возможность для обращения в арбитражный суд в установленный законом срок, каких-либо объективных препятствий для своевременной реализации данного права не установлено.
Судами также верно отмечено, что соблюдение общедоступного требования арбитражного процессуального законодательства, определяющего сроки на обращение в суд, является обязанностью лица, подающего заявление в суд, которое в силу статей 9, 115 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения (совершения) данных действий.
Как верно заключили суды, установленный законом срок администрацией пропущен не в силу каких-либо объективных уважительных причин, а исключительно по вине самого заявителя, в связи с чем он несет риск вызванных данным обстоятельством неблагоприятных последствий.
Учитывая, что пропуск срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонил заявление администрации о признании незаконным распоряжения от 22.10.2020 N 41-106-р.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов. Ссылка на незавершенную процедуру передачи имущества и регистрации передачи прав, указанную в оспариваемом распоряжении, в подтверждение не принятия мер администрации к обжалованию оспариваемого распоряжения в установленный срок не влияет на правильность выводов судов о том, что администрации было известно о нарушенном праве с момента поступления в ее адрес оспариваемого распоряжения.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также не опровергают выводы судов, а выражают несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных статьей 286 АПК РФ.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.07.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А24-2421/2022 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении. Применение части 4 статьи 198 АПК РФ предполагает для суда необходимость принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 ноября 2022 г. N Ф03-5567/22 по делу N А24-2421/2022