г. Хабаровск |
|
03 февраля 2023 г. |
А51-980/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Гребенщиковой В.А.
судей Бурловой-Ульяновой М.Ю., Новиковой С.Н.
при участии: от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Норкина А.Ю., представитель по доверенности от 26.12.2022 N 03-108
рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022
по делу N А51-980/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общественной организации "Автоклуб "Родео" г. Находка" (ОГРН 1032500006912, ИНН 2508032905, адрес: 692900, Приморский край, г. Находка, просп. Находкинский, 1)
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, ИНН 2540108490, адрес: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 48)
третье лицо: министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ОГРН 1202500000339, ИНН 2543146126, адрес: 690090, Приморский край, город Владивосток, ул.1-я Морская, д. 2)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общественная организации "Автоклуб "Родео" г. Находка" (далее - ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка", общественная организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - управление Росреестра по Приморскому краю, управление, регистрирующий орган) о признании незаконными решений, выраженных в уведомлении о неустранении причин приостановления государственной регистрации до 12.11.2021 N КУВД-001/2021-31171302 и в уведомлении об отказе 13.11.2021 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 29.06.2021 N 6/41-21; об обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем государственной регистрации данного договора.
Определением от 11.05.2022 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечено министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 указанное решение отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, управление Росреестра по Приморскому краю просит апелляционное постановление отменить в связи с нарушением норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на положения части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 07.12.2020 N АВ-06-27/24339 и приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 542 указывает на то, что в аренду могут быть предоставлены только лесные участки, поставленные на кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка", возражая относительно приведенных в ней доводов, просило обжалуемое постановление апелляционного суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, приведенные в кассационной жалобе и в отзыве на неё.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив законность принятого апелляционного постановления, с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав в судебном заседании объяснения присутствовавших в нем лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
По материалам дела установлено, по результатам лесного конкурса на основании протокола от 09.02.2006 N 26 между федеральным государственным учреждением "Сергеевский лесхоз" агентства лесного хозяйства по Приморскому краю (арендодатель) и общественной организацией (арендатор) для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей на 15 лет заключен договор аренды от 28.02.2006 N 6 в отношении участка лесного фонда в границах: Владимиро-Александровского лесничества, квартал 1193 (часть выделов NN 311, 14), квартал N 1198 (часть выделов NN 2, 3, 4, 5, 8), леса первой группы - лесохозяйственная часть лесов зелёных зон, общей площадью 8,74 га, с характеристиками, приведенными в приложении N 1 к договору.
17.05.2006 названный договор зарегистрирован в установленном порядке за номером государственной регистрации 25-25-22/003/2006-267.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) при приведении в соответствие с ЛК РФ договора аренды между управлением лесным хозяйством Приморского края и общественной организацией заключен договор аренды лесного участка от 16.12.2008 N 58/41 для осуществления рекреационной деятельности сроком до 08.02.2021.
Согласно пункту 2 раздела 1 договора лесной участок площадью 8,74 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 344 часть выделов 13,14, квартал 349, часть выделов 5, 6, 7, 8, номер учетной записи в государственном лесном реестре (ГЛР) 30/1105019-2008-07.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью договора).
Договор аренды от 16.12.2008 N 58/41 зарегистрирован в управлении Росреестра по Приморскому краю (запись регистрации от 19.05.2009 N 25-25-22/004/2009-041).
В связи с истечением срока ранее действующего договора от 16.12.2008 на основании приказа министерства от 15.04.2021 N 552 "О заключении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности без проведения торгов с ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка на новый срок" (далее - приказ N 552) между ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка" и министерством заключен договор аренды лесного участка от 29.06.2021 N 6/41-21, согласно которому лесной участок, предоставляемый в аренду, имеет следующие характеристики: площадь: 8,7400 га, местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское лесничество, квартал N 344 часть выделов 13, 14; квартал N 349 часть выделов 5, 6, 7, 8 номер учетной записи в ГЛР: N 30/1105019-2008-07; категория защищенности: защитные леса; вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности; границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренного приложением N 1 к договору; характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными ГЛР приводятся в приложении N 2 к договору.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации и составляет 49 лет (пункт 6.1 договора).
29.07.2021 ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка" обратилось в управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением от N КУВД-001/2021-31171302 о государственной регистрации прав по договору аренды от 29.06.2021 N 6/41-21.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных заявителем документов уведомлением от 12.08.2021 N КУВД-001/2021-31171302/1 государственная регистрация прав приостановлена до 12.11.2021 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 и части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с предоставлением договора аренды лесного участка, который не содержит сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект недвижимости.
17.08.2022 общественной организацией в адрес управления направлено заявление о предоставлении дополнительных документов N MFC-0676/2021-43045-1, к которому приложен приказ N 552.
Уведомлением от 13.11.2021 N КУВД-001/2021-31171302/6 регистрирующий орган сообщил заявителю об отказе в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ по причине неустранения приведенных в уведомлении от 12.08.2021 N КУВД-001/2021- 31171302/1 причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в том числе, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, что явилось поводом для обращения общественной организации в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Фактически позиция управления Росреестра по Приморскому краю, приведенная в процессе разбирательства по делу, сводится к тому, что для проведения учетно-регистрационных действий необходимо осуществить государственный кадастровый учет части земельного участка, которая в результате государственного кадастрового учета (ГКУ) будет являться лесным участком и для идентификации арендуемой части лесного участка, являющегося предметом договора аренды от 26.06.2021 N 6/41-21, необходимо осуществить ГКУ лесного участка на основании межевого плана, включающего проектную документацию лесного участка, а также приказ министерства лесного хозяйства об ее утверждении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и соглашаясь с доводами управления, суд первой инстанции установил, что на момент заключения договора аренды от 29.06.2021 N 6/41-21 лесной участок не прошел государственный кадастровый учет в установленном законом порядке (часть 2 статьи 72 ЛК РФ). Принимая во внимание, что ОО "Автоклуб Родео" г. Находка" при обращении за государственной регистрацией прав предоставила договор аренды от 26.06.2021 N 6/41-21, который не содержал сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект недвижимости, право на который заявлено, пришел к выводу о том, что регистрирующий орган правомерно, руководствуясь подпунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приостановил осуществление действий по государственной регистрации прав и, поскольку к установленному сроку заявителем были не устранены причины, препятствующие государственной регистрации, затем в порядке статьи 27 Закона N 218-ФЗ законно уведомлением от 13.11.2021 N КУВД-001/2021-31171302/6 отказал заявителю в государственной регистрации прав.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, апелляционный суд, повторно рассматривая настоящий спор, исходил из того, что уведомление о приостановлении государственной регистрации и последующие за ним уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав и уведомление об отказе в государственной регистрации прав являются неправомерными, поскольку оснований для вывода о несоответствии договора от 29.06.2021 N 6/41-21 требованиям действующего законодательства применительно к идентификации спорного лесного участка у регистрирующего органа не имелось.
В ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции, учитывая положения статьи 73.1 ЛК РФ (часть 3), установив, что названный договор аренды заключен по результатам аукциона (протокол от 09.02.2006 N 26) по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, на срок более 10 лет, переоформлен (16.12.2008) с целью приведения его в соответствии с действующим лесным законодательством, заключил, что на основании пункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ при надлежащем исполнении договора, по истечении его срока у арендатора имелось право на заключение нового договора аренды этого же лесного участка без проведения торгов, которое было реализовано ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка" путем заключения с министерством договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 29.06.2021 N 6/41-21.
При этом апелляционный суд обоснованно не согласился мотивами регистрирующего органа, приведенными в оспариваемых уведомлениях, о том, что представленный на государственную регистрацию данный договор аренды лесного участка не содержит сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект недвижимости, право на который общественной организацией заявлено, с учетом следующего.
Как уже было отмечено выше, согласно договору от 29.06.2021 N 6/41- 21 лесной участок, предоставляемый в аренду, имеет следующие характеристики: площадь лесного участка: 8,7400 га, местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское лесничество, квартал N 344 часть выделов 13, 14; квартал N 349 часть выделов 5, 6, 7, 8 номер учетной записи в государственном лесном реестре: N 30/1105019-2008-07; категория защищенности: защитные леса; вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности; границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренного приложением N 1 к договору; характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными ГЛР приводятся в приложении N 2 к договору.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
На основании части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов. Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда (части 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В части 3 статьи 70.1 ЛК РФ закреплено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В порядке части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
В части 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными.
Документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в ГЛР (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
В рассматриваемом случае, в 2006 и 2009 годах договоры аренды спорного земельного участка прошли государственную регистрацию по номеру учетной записи в ГЛР N 30/1105019-2008-07 и по плану (схеме) земельного участка.
При этом, ни Законом N 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4466).
При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 86-КГ17-2).
Таким образом, регистрирующий орган в отсутствие на то правовых оснований изначально необоснованно приостановил государственною регистрацию договора аренды, затем отказал в государственной регистрации этой сделки.
В свою очередь, общественной организацией при обращении в управление был представлен полный пакет документов для государственной регистрации права.
Ссылка регистрирующего органа на то, что испрашиваемый лесной участок может быть предоставлен в пользование заинтересованному лицу только после подготовки последним документов для ГКУ применительно к обстоятельствам настоящего дела не основана на положениях действующего законодательства. Такой подход, при наличии прямо действующей нормы части 1.1 статьи 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ возлагает на заявителя ничем необоснованные, несоразмерные предоставляемому праву затраты.
На основании статьи 92 ЛК РФ ГКУ лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 5.1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками, в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Пунктом 4 части 11 статьи 41 Закона N 218-ФЗ обусловлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями ЛК РФ.
При этом, принимая во внимание положения части 6 статьи 70.1 ЛК РФ, поскольку спорный лесной участок предоставлен заявителю в аренду не для видов его использования, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, а для осуществления рекреационной деятельности, то лицом, заинтересованным в лесном участке не может обеспечиваться выполнение работ по подготовке проектной документации.
В связи с этим постановка лесного участка на кадастровый учет самим заявителем не может быть осуществлена.
Учитывая вышеизложенного, апелляционный суд законно и обоснованно сделал вывод о том, что заявленные ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка" подлежат удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, принимая во внимание отсутствие наличия иных препятствий для государственной регистрации рассматриваемого договора аренды лесного участка, суд посчитал, что соразмерным и адекватным способом будет являться обязание управления Росреестра по Приморскому краю осуществить государственную регистрацию спорного договора.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически представляют собой ранее сформированную позицию по делу, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов апелляционного суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для итогового разрешения спора по существу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта. С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 по делу N А51-980/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5.1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками, в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Пунктом 4 части 11 статьи 41 Закона N 218-ФЗ обусловлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями ЛК РФ.
При этом, принимая во внимание положения части 6 статьи 70.1 ЛК РФ, поскольку спорный лесной участок предоставлен заявителю в аренду не для видов его использования, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, а для осуществления рекреационной деятельности, то лицом, заинтересованным в лесном участке не может обеспечиваться выполнение работ по подготовке проектной документации."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 февраля 2023 г. N Ф03-6785/22 по делу N А51-980/2022