г. Хабаровск |
|
10 марта 2023 г. |
А51-6183/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.,
при участии:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N 1" - представитель не явился;
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N 1"
на решение от 29.09.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022
по делу N А51-6183/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N 1" (ОГРН 1022502284892, ИНН 2504001670, адрес: 690078, Приморский край, г. Владивосток, ул. Садовая, д. 22)
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ОГРН 1022502260648, ИНН 2540013343, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, д. 21)
о признании незаконными требований о возврате средств, использованных не по целевому назначению, штрафа, содержащихся в акте N 1 от 25.02.2022 и в ответе на возражения на акт от 14.03.2022 N 1097/06
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Владивостокская клиническая больница N 1" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - фонд) о признании незаконными требований о возмещении средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 221 233, 02 руб., штрафа 222 123,30 руб., содержащихся в акте от 25.02.2022 N 1 и в ответе на возражения на акт от 14.03.2022.
Решением суда от 29.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Учреждение в жалобе полагало выводы судов и фонда о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования по всем вмененным эпизодам (выплаты специалисту по связям с общественностью, приобретение вакцины "КОКАВ", доплата заместителю главврача по хирургии в период отсутствия руководителя организации) ошибочными, не учитывающими действующее законодательство и фактические обстоятельства спора, а также предоставленные уставом и трудовым договором возможности главврача больницы принимать решения о необходимости наличия в штате того или иного специалиста, о распределении обязанностей между своими заместителями и передаче им части своих полномочий.
Фонд в отзыве доводы кассационной жалобы отклонил, предлагая судебные акты оставить без изменения.
Учреждение и фонд, извещенные в установленном порядке о месте с и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
На основании приказа от 14.01.2022 N 8-П фондом проведена плановая комплексная проверка деятельности заявителя по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2021, по результатам которой составлен акт от 25.02.2022 N 1, согласно которому:
- учреждение в период с 01.03.2019 по 31.03.2021 произвело выплату заработной платы сотруднику, занимающему должность, которая не предусмотрена штатными нормативами, утвержденными Приказом Минздрава от 09.06.2003 N 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения" (в редакции Приказа Минздрава России от 19.12.2003 N 607) (далее - Приказ N 230) -"специалист по связям с общественностью" за счет средств ОМС, что привело к нецелевому использованию средств ОМС в сумме 2 188 621,95 руб.;
- учреждение допустило в 2019, 2021 гг. нецелевое использование средств ОМС на приобретение концентрированной вакцины антирабической "Кокав" за счет средств ОМС в общей сумме 24 436 руб., в том числе: 14 000 руб. - за 2019 год, 10 436 руб. - за 2021 год;
- в нарушение статьи 12 Закона Приморского края от 09.08.2000 N 99-КЗ "Об управлении собственностью Приморского края", предусматривающей, что в компетенцию Правительства Приморского края входит установление порядка условий труда, в том числе заместителей руководителя, медицинской организацией без согласования произведены расходы на выплату заработной платы заместителю главного врача по хирургии на время болезни главного врача, что является нецелевым использованием средств ОМС в сумме 8 175,07 руб., в том числе заработная плата - 6 998,30 руб. и начисления на оплату труда - 1 176,77 руб.
В соответствии с актом средства ОМС в общей сумме 2 239 565,81 руб., использованные не по целевому назначению, подлежат возврату на счет фонда с уплатой штрафа в размере 10% от суммы - 223 956,58 руб.
Не согласившись с актом проверки в указанной части учреждение направило в фонд письменные возражения, перечислив неоспариваемые средства на указанные реквизиты фонда 05.03.2022.
По результатам рассмотрения возражений фонд письмом от 14.03.2022 N 1097/06 признал возражения необоснованными, вновь предложил перечислить суммы нецелевых средств и штрафа.
Учреждение, полагая требование фонда о возмещении средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 221 233, 02 руб. и штрафа 222 123,30 руб., незаконным, нарушающими его права и интересы в части указанных эпизодов, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требований отказал, прийдя к выводу о наличии у фонда правовых оснований для утверждения о нецелевом использовании средств ОМС.
Выводы суд первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 147 Кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования определены Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 135-ФЗ) и согласно понятиям, данным в статье 3 которого, средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 19 Закона N 165-ФЗ определено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В силу части 2 данной статьи нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ)
Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования закреплены в статье 4 данного Закона.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация в сфере обязательного медицинского страхования осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования; использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 данной статьи установлено, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется: 1) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования; 2) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования.
Из части 2.1. этой статьи следует, что в случае, предусмотренном пунктом 1 части 2 настоящей статьи, медицинская помощь оплачивается страховой медицинской организацией, а в случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 настоящей статьи, - территориальным фондом.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи (часть 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
Из содержания части 2 данной статьи усматривается, что тарифы на оплату медицинской помощи, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями и т.д. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальному фонду в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставлено, в том числе право осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н утвержден Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - Порядок).
Пунктами 2,3 Порядка определено, что контроль осуществляется путем проведения проверок, которые проводятся работниками территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Законом N 326-ФЗ другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 5 и 6 Порядка может быть проведена плановая комплексная проверка, то есть проверка в целях рассмотрения комплекса вопросов, связанных с соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности страховой медицинской организации.
В рассматриваемом случае суды установили, материалами дела подтверждается, что фондом проведена выездная комплексная проверка по предмету, обозначенному в приказе руководителя фонда от 14.01.2022, в соответствии с утвержденной программой проверки.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что фонд действовал в пределах предоставленных полномочий.
Вместе с этим суды признали правомерными и выводы проверяющих должностных лиц фонда, изложенные в акте проверки и письме, относительно указанных выше спорных эпизодов, исходя из следующего.
По эпизоду выплаты заработной платы за счет средств фонда ОМС специалисту по связям с общественностью.
В спорный период (с 01.03.2019 по 31.03.2021) действовали Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (до 27.05.2019) и Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 158 Правил N 158н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1.).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)) (пункт 158.3.).
Аналогичные правила о составе затрат для определения тарифа на оказание медицинской помощи содержаться и в пунктах 192, 193, 194, 195 Правил N 108 н.
Согласно понятиям, данным в статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В части 2 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) указано, что к видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденными постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом. Оно содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
В соответствии с пунктом 2 Порядка составления штатного расписания, утвержденного Приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 N 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения" (далее - Приказ N 16), штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно.
Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения (пункт 5 Приказа N 16). На основании пункта 6 Приказа N16 в каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по не медицинским структурным подразделениям. Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке (пункт 8 Приказа N 16).
Разделом 3 "Территориального тарифного соглашения по оплате медицинской помощи (медицинских услуг) в системе обязательного медицинского страхования на территории Приморского края на 2019 год от 29.12.2018, на 2020 год от 31.12.2019, на 2021 год" от 19.01.2021 предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи включают расходы медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Таким образом, по верным вводам судов, использование средств ОМС, направляемых на расходы по заработной плате, признается целевым при соблюдении следующих условий: работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС; должность работника включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.
Согласно должностной инструкции "специалиста по связям с общественностью", утвержденной главным врачом учреждения 01.03.2019, к функциям этого специалиста отнесено: проведение мероприятий рекламно-информационного характера, контроль за своевременным предоставлением материалов о деятельности организации; перечень должностных обязанностей: проведение брифингов, пресс-конференций, подготовка пресс-релизов, разработка информационно-рекламных материалов для WEB-pecypca.
Следовательно, по обоснованным выводам судов должностные обязанности этого специалиста не связаны напрямую с оказанием медицинской помощи в понимании Закона N 323 и Закона N 326, принятых в его развитие нормативных актах, поэтому не связаны и с Территориальной программой ОМС, в связи с чем, заработная плата данному специалисту за указанный период не могла быть выплачена за счет средств фонда.
В связи с чем, такое расходование учреждением средств ОМС правомерно признано судами нецелевым и подлежащим возврату (перечислению) фонду.
Относительно приобретения вакцины - иммунобиологических препаратов "Кокав" за средства ОМС.
Фондом выявлены нарушения по приобретению вакцины в 2019 по договору от 17.05.2019 и в 2021 году по договору от 14.09.2021.
В эти периоды основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации регулировались Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54 "Об утверждении СП 3.1.7.2627-10" (вместе с "СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила") - до 01.09.2021 года и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы..") после 01.09.2021.
В соответствии с "Инструкцией по применению вакцины антирабической культуральной концентрированной очищенной инактивированной сухой, лиофилизата для приготовления раствора для внутримышечного введения и антирабического иммуноглобулина", (утверждена. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.03.2009 N 01-11/34-09) вакцина антирабическая культуральная концентрированная очищенная инактивированная сухая, лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения представляет собой вакцинный вирус бешенства штамм Внуково-32, выращенный в первичной культуре клеток почек сирийских хомячков, инактивированный ультрафиолетовыми лучами и формалином, концентрированный методом ультрафильтрации с последующей очисткой методом гельхроматографии.
Иммунологические свойства: вакцина индуцирует выработку иммунитета против бешенства. Назначение: лечебно-профилактическая и профилактическая иммунизация человека против бешенства.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 3); организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8).
В соответствии с частью 1 статьи 4. Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" государственная политика (далее - Закон N 157-ФЗ) в области иммунопрофилактики государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
Согласно части 2 данной статьи в области иммунопрофилактики государство, помимо прочего, гарантирует: доступность для граждан профилактических прививок; бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;
В свою очередь в силу части 1 статья 5 Закона N 157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.
Частью 1 статьи 6 Закона N 157-ФЗ Закона N157-ФЗ определено, что финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно части 2 этой статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Из Приложения N 2 к приказу Минздрава России от 06.12.2021 N1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок" следует, что прививка против бешенства включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Следовательно, антирабическая вакцина индуцирует выработку иммунитета против бешенства, её назначение - лечебно-профилактическая и профилактическая иммунизация человека против этого заболевания. Вакцина относится к группе иммунобиологических лекарственных препаратов, включена календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Главным государственным санитарным врачом РФ 14.11.2002 утверждены "МУ 3.3.2.1172-02. 3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты. Порядок обеспечения государственных муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Методические указания", которые согласно пункту 1.1. предназначены для специалистов учреждений здравоохранения и госсанэпиднадзора.
Согласно пункту 1.2. Методических указаний они содержат требования по обеспечению государственных и муниципальных учреждений медицинскими иммунобиологическими препаратами (далее - МИБП) с соблюдением условий, гарантирующих их исходное качество на всех этапах их транспортирования, хранения и использования в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В разделе 2 "Основные положения" Методических указаний указано, что оплата и доставка МИБП производятся за счет средств федерального и местного бюджетов.
Согласно пункту 3 приказа Минзрава РФ N 297 от 07.10.1997 "О совершенствовании мероприятий по профилактике заболевания людей бешенством" (далее - приказ N297), руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации предписано обеспечить работу подведомственных учреждений в соответствии с инструкцией "О порядке работы лечебно-профилактических учреждений и центров госсанэпиднадзора по профилактике заболевания людей бешенством", обеспечить расширение применения концентрированной очищенной культуральной антирабической вакцины (КОКАВ) и осуществлять строгий контроль за наличием антирабических препаратов и условиями их хранения в лечебно-профилактических учреждениях.
Пунктом 4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 01.02.2012 N 13 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации" рекомендовано руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан принять меры по обеспечению лечебно-профилактических организаций, оказывающих антирабическую помощь населению, неснижаемым запасом антирабических иммунобиологических препаратов.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что на территории Приморского края обязанность по мониторингу закупок, использования и наличия антирабических препаратов возложена на центр вакцинопрофилактики ГАУЗ "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи".
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения Приморского края от 04.07.2019 N 18/пр/675 "О разнарядке на вакцину против бешенства, поступившую за счет средств краевого бюджета" в целях обеспечения потребности краевых государственных медицинских организаций в антирабичсских препаратах для постэкспозиционной профилактики бешенства в 2019, в 2021 годах учреждению выданы требуемые дозы вакцины "Кокав".
При этом в утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 28.12.2018 N 665-па от 28.12.2018 N665-па "Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" не предусмотрено, что в составе тарифа оказания медицинской помощи за счет средств фонда ОМС подлежат оплате расходы на закупку вакцины. В частности, в Приложении N 7, среди перечня мероприятий по профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы в соответствии с национальным календарем и календарем профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, мероприятия по постэкспозиционной профилактике бешенства, не определены.
В связи с чем, выводы судов относительно нецелевого характера осуществления расходов средств фонда по данному эпизоду, также правомерны.
По эпизоду выплаты заработной платы заместителю главного врача по хирургии, суды обоснованно приняли во внимание следующее.
В пункте 8(1) Закона Приморского края от 09.08.2000 N 99-КЗ "Об управлении собственностью Приморского края" (далее - Закон ПК N99-ФЗ) закреплено, что условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров краевых государственных учреждений, краевых государственных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в собственности Приморского края, с учетом особенностей, установленных статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации уполномочено определять Правительство Приморского края.
В соответствии с Законом ПК N 99-ФЗ, распоряжением Администрации Приморского края от 07.10.2013 N 335-ра на должность главного врача учреждения назначен Шестопалов Е.Ю. В пункте 8 трудового договора от 10.07.2018 N188/18 с главным врачом учреждения Администрация Приморского края в лице вице-губернатора определила его должностные права и обязанности, в том числе право распределять обязанности между своими заместителями, а в случае необходимости - передачу им части своих полномочий в установленном порядке.
Во исполнение условий трудового договора главный врач учреждения утвердил должностные инструкции для своих заместителей - главного врача по лечебной работе и главного врача по хирургии.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, что должностная инструкция заместителя главного врача по хирургии, утвержденная 04.06.2018, не содержит полномочия по исполнению обязанностей главного врача в связи с его временным отсутствием.
В должностной инструкции заместителя главного врача по лечебной части, такое полномочие предусматрено: "Заместитель главного врача по лечебной работе в отсутствие главного врача (болезнь, отпуск, командировка и др.) исполняет обязанности главного врача и пользуется всеми правами, предусмотренными для главного врача больницы".
Фондом и судами установлено, что по результатам выборочной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы в периоды временной нетрудоспособности главного врача учреждения (29.07.2020 - 07.08.2020 и 16.11.2020 - 02.12.2020) в нарушение установленного распределения обязанностей между заместителями обязанности руководителя были возложены на заместителя главного врача по хирургии приказами от 29.07.2020 N 268к и от 16.11.2020 N 446к, соответственно, с установлением должностного оклада главного врача.
При этом заместитель главного врача по лечебной работе в эти периоды исполнял свои иные трудовые обязанности, не отсутствовал.
При таких обстоятельствах, суд округа соглашается с выводами судов о нецелевом характере расходования денежных средств ОМС, а также с правильным допустимым применением к спорной ситуации соответствующих разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенных в письме от 12.07.2021 N 14-1/ООГ-6636.
На основании изложенного, в удовлетворении требований учреждению отказано правомерно.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А51-6183/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фондом и судами установлено, что по результатам выборочной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы в периоды временной нетрудоспособности главного врача учреждения (29.07.2020 - 07.08.2020 и 16.11.2020 - 02.12.2020) в нарушение установленного распределения обязанностей между заместителями обязанности руководителя были возложены на заместителя главного врача по хирургии приказами от 29.07.2020 N 268к и от 16.11.2020 N 446к, соответственно, с установлением должностного оклада главного врача.
При этом заместитель главного врача по лечебной работе в эти периоды исполнял свои иные трудовые обязанности, не отсутствовал.
При таких обстоятельствах, суд округа соглашается с выводами судов о нецелевом характере расходования денежных средств ОМС, а также с правильным допустимым применением к спорной ситуации соответствующих разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенных в письме от 12.07.2021 N 14-1/ООГ-6636."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2023 г. N Ф03-583/23 по делу N А51-6183/2022