г. Хабаровск |
|
03 мая 2023 г. |
А04-6839/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой
судей С.Н. Новиковой, Н.Ю. Мельниковой
при участии:
от ответчика: А.А. Шмаков, представитель, доверенность от 09.01.2023
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области
на решение от 25.10.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023
по делу N А04-6839/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427, адрес: 107045, город Москва, переулок Уланский, дом 26, помещение 3.01)
к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065, адрес: 675028, Амурская область, город Благовещенск, улица Воронкова, д. 26/2)
третье лицо: государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области "Амурская областная детская клиническая больница" (ОГРН 1022800534624, ИНН 2801022680, адрес: 675005, Амурская область, город Благовещенск, улица Октябрьская, 108)
о взыскании 54 334 369 руб. 13 коп.
Акционерное общество "Страховая компания "Согаз-Мед" (далее - АО "СК "Согаз-Мед", страховая компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - ТФОМС Амурской области, Территориальный фонд) о взыскании долга в размере 54 064 048 руб. 89 коп. по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.06.2015 N 63 (сумма, уплаченная истцом на основании исполнительного листа серии ФС N034506085, выданного во исполнение решения Арбитражного суда Амурской области от 02.04.2022 по делу NА04-7984/2021), штрафа в размере 270 320 руб. 24 коп., начисленного на основании пункта 8 договора от 30.06.2015 N 63.
постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Территориальный фонд, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование своих возражений заявителем кассационной жалобы приведены доводы о неправомерной ссылке судов на пункт 28 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), который исключен из него Обзором судебной практики N 1 (2022), утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от 01.06.2022. Судебные инстанции при разрешении настоящего спора не учли, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области "Амурская областная детская клиническая больница" (далее - ГАУЗ Амурской области "Амурская областная детская клиническая больница", медицинская организация) оказало медицинскую помощь застрахованным гражданам сверх объемов, распределенных Территориальным фондом. Указано на нарушение судом первой инстанции положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), которое выразилось в нивелировании вывода судов, сделанных при рассмотрении дела N А04-7984/2021 о том, что ТФОМС Амурской области не является обязанным лицом по спорным правоотношениям.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представитель Территориального фонда поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на её удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Судами по материалам дела установлено, что подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - Постановление N 432).
АО "СК "Согаз-Мед" направляло в адрес Территориального фонда заявку от 22.03.2021 N И-1566/р-28/21 на авансирование (получение) целевых средств на оплату медицинской помощи на август-декабрь 2020 года на основании договора от 30.06.2015 N 63 и Постановления N 432.
Впоследствии 20.04.2022 страховая компания направила ТФОМС Амурской области претензию N И-2548/8-28/22 с требованием перечислить АО "Согаз-Мед" целевые средства финансирования для оплаты задолженности по ОМС в размере 54 064 048 руб. 89 коп., сформировавшейся перед ГАУЗ Амурской области "Амурская областная детская клиническая больница" и взысканной решением Арбитражного суда Амурской области от 02.04.2022 по делу N А04-7984/2021.
В удовлетворении запроса истца о выделении соответствующей суммы целевых средств ответчик отказал письмом от 26.04.2022 N 01-06-1030, ссылаясь на то, что обращения последнего в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации на данный момент не рассмотрены, дополнительные средства на завершение расчетов в рамках Постановления N 432 Территориальному фонду не выделены.
На основании исполнительного листа серии ФС N 034506085 по инкассовому поручению от 22.06. 2022 N 145 с банковского счета страховой компании, открытого для размещения целевых средств на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования, в пользу медицинской организации списано 54 064 048 руб. 89 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "СК "Согаз-Мед" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая настоящий спор, суда правильно квалифицировали правоотношения сторон, как возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируемые Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Судами установлено, что по договору от 30.06.2015 N 63 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенному между ТФОМС Амурской области и ООО "СК "Согаз-мед", стороны предусмотрели, что Территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования за счет целевых средств.
Территориальный фонд несет ответственность перед страховой медицинской организацией за нарушение сроков перечисления страховой организации средств на обязательное медицинское страхование или неполное выделение средств на обязательное медицинское страхование, поступающих в бюджет Территориального фонда за соответствующий период, в виде уплаты штрафа в размере пяти десятых процента от неперечисленных сумм (пункт 8 договора N 63).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В силу пункта 209.2 приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ Минздрава России N 108н) объем финансового обеспечения медицинской помощи пересчитывается при изменении объемов предоставления медицинской помощи, распределенных медицинской организации (филиалу/представительству медицинской организации), и (или) тарифов на оплату медицинской помощи.
Частями 6 и 7 статьи 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что в случае превышения установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту, территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда; обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств.
В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, Правительством РФ принято Постановление N 432, которым регламентирован ряд мер финансовой поддержки медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно подпункту "м" пункта 1 указанного постановления финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 432 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1995) медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период. На сумму оплаты расходов, указанных в настоящем подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Положения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования применяются с учетом особенностей в подпунктах "м" и "н" пункта 1 Постановления N 432.
Порядок реализации Постановления N 432 определен письмом Минздрава России N 11-7/и/2-12704 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации N 12460/30-2/и от 04.09.2020.
Судами при рассмотрении дела N А04-7984/2021, имеющего в силу статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для разрешения настоящего правового конфликта, установлено наличие совокупности оснований для перечисления ГАУЗ Амурской области "Амурская областная детская клиническая больница" 54 064 048 руб. 89 коп. из целых средств обязательного медицинского страхования на основании подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432.
При рассмотрении указанного дела Территориальный фонд не оспаривал статьи расходов медицинской организации в заявленном размере, проведя в отношении ГАУЗ Амурской области "Амурская областная детская клиническая больница" внеплановую выездную тематическую проверку в соответствии с Постановлением N 432.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А04-7984/2021, руководствуясь приведенными выше нормативными положениями, а также статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о взыскании с ответчика долга в размере 54 064 048 руб. 89 коп. по договору от 30.06.2015 N 63 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (суммы, уплаченной АО "СК "Согаз-мед" на основании исполнительного листа серии ФС N034506085, выданного во исполнение решения Арбитражного суда Амурской области от 02.04.2022 по делу NА04-7984/2021), а также штрафной санкции, установленной пунктом 8 договора N63, в размере 270 320 руб. 24 коп.
Ошибочная ссылка судов на пункт 28 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), как верно отмечено заявителем кассационной жалобы, не привела к неверному разрешению настоящего спора по существу.
Доводы Территориального фонда об отсутствии в материалах дела доказательств того, что ГАУЗ Амурской области "Амурская областная детская клиническая больница" оказало медицинскую помощь застрахованным гражданам сверх объемов, распределенных Территориальным фондом, подлежат отклонению, поскольку указанные факты не связаны с предметом заявленного иска и не подлежали исследованию судами при рассмотрении настоящего спора.
Утверждения Территориального фонда о том, что он не является обязанным лицом в спорных правоотношениях, признаются судом округа несостоятельными, противоречащими условиям договора от 30.06.2015 N 63, а также общему содержанию Закона N326-ФЗ, Постановления N432 и Приказа Минздрава России N108н. Указанными актами на страховую компанию возложены лишь функции регулятора по исполнению оборота денежных средств в области обязательного медицинского страхования.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права. Нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А04-6839/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А04-7984/2021, руководствуясь приведенными выше нормативными положениями, а также статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о взыскании с ответчика долга в размере 54 064 048 руб. 89 коп. по договору от 30.06.2015 N 63 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (суммы, уплаченной АО "СК "Согаз-мед" на основании исполнительного листа серии ФС N034506085, выданного во исполнение решения Арбитражного суда Амурской области от 02.04.2022 по делу NА04-7984/2021), а также штрафной санкции, установленной пунктом 8 договора N63, в размере 270 320 руб. 24 коп.
...
Утверждения Территориального фонда о том, что он не является обязанным лицом в спорных правоотношениях, признаются судом округа несостоятельными, противоречащими условиям договора от 30.06.2015 N 63, а также общему содержанию Закона N326-ФЗ, Постановления N432 и Приказа Минздрава России N108н. Указанными актами на страховую компанию возложены лишь функции регулятора по исполнению оборота денежных средств в области обязательного медицинского страхования."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2023 г. N Ф03-1548/23 по делу N А04-6839/2022