г. Хабаровск |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А24-4948/2022 |
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе судьи Захаренко Е.Н.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А24-4948/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Союз-ПК"
о взыскании 111 721 руб. 81 коп.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Союз-ПК" (далее - ООО УК "Союз-ПК", ответчик) о взыскании 111 721 руб. 81 коп. задолженности по оплате горячей воды, поставленной в целях содержания общего имущества многоквартирных домов по договору от 29.03.2019 N 313 в период с июня по июль 2022 года, пени с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением от 25.11.2022, принятым в виде резолютивной части, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг 58 611 руб. 19 коп., пени с 02.10.2022 по 25.11.2022 в сумме 805 руб. 90 коп. Решено производить взыскание с ООО "Союз-ПК" в пользу ПАО "Камчатскэнерго" пени на сумму долга 58 611 руб. 19 коп., начиная с 26.11.2022 по 30.11.2022 из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, с 01.12.2022 по 30.12.2022 из расчета 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а с 31.12.2022 по день фактической уплаты денежных средств из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Мотивированное решение изготовлено 05.12.2022.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 решение от 05.12.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "Камчатскэнерго" просило Арбитражный суд Дальневосточного округа судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в части отказа в удовлетворении иска о взыскании долга, сформированного по трем многоквартирным домам в г. Петропавловске-Камчатском, по ул. Советской 20, 21, ул. Ленинской, 36.
В обоснование кассатор сослался на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Ответчиком приводились доводы о наличии в спорных многоквартирных домах централизованной системы горячего водоснабжения, что подтверждается техническими паспортами жилых домов по ул. Советской, 20 и ул. Ленинской, 36. Актами обследования внутридомовых инженерных сетей от 06.04.2022, от 23.06.2022 зафиксирован факт круглогодичной подачи горячей воды (в том числе вне отопительного периода). Согласно общедоступным сведениям официальных сайтов "Реформа ЖКХ", "ГИС ЖКХ" в сети Интернет в домах с 2014 по 2021 годы произведен капитальный ремонт внутридомовых систем горячего водоснабжения. Кассатор оспорил вывод судов о необходимости оснащения внутридомовых инженерных сетей оборудованием, позволяющим выдерживать температурные параметры, предусмотренные СП 30.13330 и СанПин 2.1.4.2496. Обратил внимание на наличие в спорных домах открытой системы теплоснабжения, в которой сетевая вода (теплоноситель) отбирается для нужд горячего водоснабжения. При этом материалы дела не содержат доказательств, что отбор горячего водоснабжения осуществляется потребителями именно из полотенцесушителей или радиаторов отопления.
ООО УК "Союз-ПК" в отзыве указало на несостоятельность доводов истца, просило оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена судом округа единолично без вызова сторон (статья 288.2 АПК РФ, пункт 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве").
Заявителем обжалуются судебные акты в части отказа во взыскании основного долга и соответствующих пеней по многоквартирным жилым домам по ул. Советской 20, 21 и по ул. Ленинской, 36, в связи с чем суд округа проверяет законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассатора (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с заключенным между ПАО "Камчатскэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК "Союз-ПК" (исполнитель) договором поставки тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение, и (или) горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома от 08.06.2018 N 313, подписанным в редакции протокола урегулирования разногласий от 03.07.2019, истец с июня по июль 2022 года осуществлял поставку коммунального ресурса в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, включая расположенные по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская 20, 21, ул. Ленинская, 36.
Задолженность за горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества по указанным домам составила 19 789 руб. 19 коп.
В связи с неоплатой управляющей компанией поставленного коммунального ресурса в полном объеме и оставлением ею без удовлетворения претензии о погашении задолженности, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с ООО УК "Союз-ПК" 58 611 руб. 19 коп. основного долга по жилым домам, имеющим подключение к системе горячего водоснабжения, пени 805 руб. 90 коп., суды обеих инстанций исходили из доказанности материалами дела спорной задолженности. Выводы суда в данной части предметом кассационного обжалования не являются.
Отказ судов в остальной части иска (долг 53 110 руб. 62 коп.) обусловлен отсутствием централизованной системы горячего водоснабжения по ряду домов (ул. Красноармейская, 18, ул. Рябиковская, 35б, 37, ул. Ленинградская, 39, ул. Курильская, 8, 20, 30, ул. Океанская, 12, ул. Солнечная, 19б, ул. Советская, 20, 21, ул. Ленинская, 36).
Суд округа не может поддержать выводы судов по жилым домам N 20 и N 21 по ул. Советская и дому N 36 по ул. Ленинская, исходя из следующего.
В связи с поставкой ресурса в многоквартирные жилые дома правоотношения сторон подпадают под регулирование Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг (пункт 2 Правил N 354).
Возможность взимания платы поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)).
Согласно пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и пункту 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения (пункт 4.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии со статьей 15.1 Закона N 190-ФЗ потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам (техническим паспортам на жилые дома и актам обследования), суды пришли к выводу о том, что в материалы дела не представлены доказательства наличии отдельной закрытой системы горячего водоснабжения в данных МКД либо отдельной системы, подключенной к подающему и обратному трубопроводам системы отопления, посредством которого осуществляется отбор горячей воды из системы отопления с регулировкой установленной для потребителей температуры горячей воды и дальнейшей разводкой по внутридомовым инженерным сетям в жилые помещения. Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления, в том числе и через проходящие к ним трубопроводы свидетельствует о не предоставлении и не потреблении коммунального ресурса "горячая вода" и исключает возможность ресурсоснабжающей организации начислять и взимать плату за ресурс на содержание общего имущества.
По сути, отказ в иске в части требований мотивирован отсутствием в домах системы ГВС и несоблюдением истцом обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению по температурному режиму, составу и свойствам горячей воды.
Подход судов в данной связи ошибочен.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что отбор теплоносителя в виде горячей воды в спорных МКД осуществляется из тепловой сети.
Суды не учли, что особенностью открытой системы теплоснабжения является одновременное использование ресурса для целей ГВС и для отопления, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети (из взаимосвязанных положений частей 4.1, 19.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, пункта 3 Правил N 1034, пункта 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, преамбулы Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115).
Оказание двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (ГВС) имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды ГВС, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Закона N 190-ФЗ, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154 - 156 Методических указаний N 760-э и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил N 354).
Специфика открытой системы теплоснабжения (ГВС) также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил N 1034, пункты 36, 37 Методики N 99/пр).
При наличии подобной системы теплоснабжения ключевое значение приобретает разрешение вопроса о наличии либо отсутствии внутридомовых инженерных систем, предназначенные для подачи коммунального ресурса, отобранного из тепловой сети для целей ГВС, до внутриквартирного оборудования.
Понятие внутридомовых инженерных систем дано в Правилах N 354, N 124 - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Исходя из положений СП 347.1325800.2017 "Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации" утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1617/пр, внутренние системы горячего водоснабжения включают: узел ввода, разводящую трубопроводную сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическому оборудованию, водоразборную, запорно-регулирующую арматуру, теплообменное оборудование, насосы, расширительные баки и контрольно-измерительные приборы. В зависимости от местных условий вода во внутреннюю систему горячего водоснабжения поступает или из открытых систем теплоснабжения, или из теплового пункта, где проводится подогрев холодной воды, поступающей из централизованной системы водоснабжения (пункты 5.2.1, 5.2.2).
Отсутствие внутридомовой инженерной сети горячего водоснабжения и отбор горячей воды из отопительных приборов (радиаторов, полотенцесушителей) не может быть признано внутридомовой инженерной системой и лишь свидетельствует о несанкционированном отборе теплоносителя отдельными лицами.
Суды ошибочно исключили из доказательственной базы сведения технического учета по жилым домам N 36 по ул. Ленинская и N 20 по ул. Советская.
В технических паспортах содержится информация о центральной системе ГВС, что предполагает при двухтрубном подключении домов к системе теплоснабжения наличие в самих домах внутридомовых инженерных систем, предназначенных для подачи коммунального ресурса до внутриквартирного оборудования. В отсутствии информации о реконструкции системы ГВС, оснований не учитывать данные сведения не было.
Согласно совместному акту обследования жилого дома от 22.02.2022 по ул. Советской, 21 зафиксировано подключение объекта к открытой системе теплоснабжения с отбором горячей воды из системы отопления.
Актами от 06.04.2022 (обследовались в числе прочих дома N 36 по ул. Ленинской и N 20, 21 по ул. Советской) ПАО "Камчатскэнерго" и ООО УК "Союз-ПК" установили: подачу коммунальных ресурсов по открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжении), когда система ГВС имеет отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, а внутридомовая разводка позволяет осуществлять снабжение горячей водой из системы отопления по внутридомовым инженерным сетям во все жилые и нежилые помещения, в летний период подача горячей воды производится в полном объеме.
Кроме того, обследуя объекты в исковой период (акт совместного обследования от 23.06.2022) стороны выявили отбор сетевой воды на горячее водоснабжение из системы отопления посредством отдельной инженерной трубопроводной сети. В замечаниях к акту ООО УК "Союз-ПК" отразило "горячее водоснабжение во всех жилых и нежилых помещениях вышеуказанных МКД осуществляется путем отбора теплоносителя из стояков, соединенных с внутридомовой открытой системой теплоснабжения дополнительными трубопроводами; данное присоединение позволяет осуществлять отбор теплоносителя из системы отопления в летний период, при этом не позволяет регулировать температурные параметры теплоносителя в соответствии с нормативными параметрами".
Учитывая конструктивные особенности указанных домов, в них имеются внутридомовые инженерные сети, предназначенные для подачи коммунального ресурса до внутриквартирного оборудования, а поставленный истцом коммунальный ресурс (теплоноситель) используется ответчиком в целях получения двух коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление).
При указанных обстоятельствах, выводы судов об отсутствии в домах системы ГВС не соответствуют нормам материального права и противоречат имеющимся в деле доказательствам (техническим паспортам и актам обследования).
Указание судов на несоблюдение ПАО "Камчатскэнерго" обязательных требований по горячему водоснабжению в части температурного режима, состава и свойства воды касаются качества услуги и могут быть основанием для снижения платы за ресурс (подпункт "б" пункта 102 Правил N 354, пункт 5 приложения N 1 к данным Правилам), не исключая сам факт ее предоставления.
Поскольку правильность расчета задолженности ответчиком не оспаривалась, а вопросы качества поставленного ресурса не поднимались, правовые основания для отказа удовлетворения иска в части требований, сформированных по вышеупомянутым МКД, у судов обеих инстанций отсутствовала.
Принимая во внимание, что все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, но при разрешении спора допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и апелляционное постановление в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежащими изменению в обжалуемой части с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования истца в части основного долга в размере 78 400 руб. 38 коп., пени по правилам пункта 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ за период с 02.10.2022 по 25.11.2022 в сумме 1 078 руб. 01 коп., с последующим начислением пени на сумму долга 78 400 руб. 38 коп., оставив без изменения судебные акты в части отказа в удовлетворении остальной части требований.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Аналогичным образом в силу части 5 статьи 110 АПК РФ подлежат распределению судебные расходы, понесенные сторонами при рассмотрении апелляционной и кассационной жалоб.
С учетом результатов рассмотрения кассационной жалобы с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственных пошлин по иску 3 054 руб. 00 коп., за подачу апелляционной и кассационной жалоб в сумме 4 210 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А24-4948/2022 Арбитражного суда Камчатского края изменить.
Абзацы 3-5 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Союз-ПК" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" 82 532 руб. 39 коп., из них: 78 400 руб. 38 коп. долга, 1 078 руб. 01 коп. пени за период с 02.10.2022 по 25.11.2022, 3 054 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Производить начисление и взыскание с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Союз-ПК" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" пени на сумму долга в размере 78 400 руб. 38 коп., начиная с 26.11.2022 по 30.11.2022 из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, с 01.12.2022 по 30.12.2022 из расчета 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а с 31.12.2022 по день фактической уплаты денежных средств из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В удовлетворении требований публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" о взыскании с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Союз-ПК" 33 321 руб. 43 коп. долга со взысканием пени на сумму долга 33 321 руб. 43 коп. с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга отказать".
В остальном обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Союз-ПК" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" расходы по уплате государственных пошлин на подачу апелляционной и кассационной жалоб в сумме 4 210 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, но при разрешении спора допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и апелляционное постановление в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежащими изменению в обжалуемой части с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования истца в части основного долга в размере 78 400 руб. 38 коп., пени по правилам пункта 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ за период с 02.10.2022 по 25.11.2022 в сумме 1 078 руб. 01 коп., с последующим начислением пени на сумму долга 78 400 руб. 38 коп., оставив без изменения судебные акты в части отказа в удовлетворении остальной части требований.
...
решение от 05.12.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А24-4948/2022 Арбитражного суда Камчатского края изменить.
Абзацы 3-5 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:"
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2023 г. N Ф03-1617/23 по делу N А24-4948/2022