г. Владивосток |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А24-4948/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Мокроусовой,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-65/2023
на решение от 05.12.2022
судьи С.П. Громова
по делу N А24-4948/2022 Арбитражного суда Камчатского края,
принятому в порядке упрощённого производства,
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Союз-ПК" (ОГРН 1144101002825, ИНН 4101164098)
о взыскании 114 053 руб. 02 коп., из которых: 111 721 руб. 81 коп. долга по оплате коммунальных ресурсов в виде горячей воды, поставленных в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в период с июня по июль 2022 года; 2 331 руб. 21 коп. пени за период с 18.07.2022 по 30.09.2022 со взысканием пени с 01.10.2022 по день фактической оплаты долга,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Союз-ПК" (далее - ООО УК "Союз-ПК", ответчик) о взыскании 114 053 руб. 02 коп., из которых: 111 721 руб. 81 коп. долг по оплате коммунальных ресурсов в виде горячей воды, поставленных в целях содержания общего имущества многоквартирных домов по договору N 313 от 29.03.2019 в период с июня по июль 2022 года (спорный период); 2 331 руб. 21 коп. пени за период с 18.07.2022 по 30.09.2022 со взысканием пени с 01.10.2022 по день фактической оплаты долга.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке уточнения исковых требований заявил об изменении их размера до 111 721 руб. 81 коп. долга со взысканием пени с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга. Уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Настоящий спор рассмотрен судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами Главы 29 АПК РФ ("Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства") и разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10).
Решением в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ) Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2022 принято изменение размера исковых требований до 111 721 руб. 81 коп. долга со взысканием пени с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга. Исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 61 728 руб. 09 коп., из них: 58 611 руб. 19 коп. долга, 805 руб. 90 коп. пени за период с 02.10.2022 по 25.11.2022, 2 311 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску. Данным решением суд первой инстанции присудил производить взыскание с ответчика в пользу истца пени, начисленных на сумму долга в размере 58 611 руб. 19 коп., начиная с 26.11.2022 по 30.11.2022, из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, с 01.12.2022 по 30.12.2022 из расчета 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, а с 31.12.2022 по день фактической уплаты денежных средств из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В удовлетворении иска в остальной части отказано. Также истцу из федерального бюджета возвращено 46 руб. излишне уплаченной государственной пошлины в связи с уменьшением иска.
По заявлению истца судом первой инстанции 05.12.2022 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении иска на сумму основного долга в размере 78 400 руб. 38 коп. В обоснование своей позиции заявитель привел доводы о необоснованном отказе судом в удовлетворении иска в части требования о взыскании задолженности по оплате коммунального ресурса в виде горячей воды, поставленного в целях содержания общего имущества многоквартирных домов 20, 21 по ул. Советская и дома 36 по ул. Ленинская, ввиду отсутствия подключения к обратному и подающему трубопроводам систем горячего водоснабжения, позволяющим регулировать и выдерживать температуру воды, соответствующую установленным параметрам СП 30.13330 и СанПиН 2.1.4.2496 в открытых системах теплоснабжения; при том, что материалы дела не содержат доказательств поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества. Технические паспорта на многоквартирные дома содержат сведения о наличии в указанных домах централизованной системы горячего водоснабжения. Согласно актам обследования внутридомовых инженерных сетей от 06.04.2022, от 23.06.2022 после прекращения отопительного периода (летом) дома получают горячее водоснабжение. По информации с официального сайта Петропавловска-Камчатского городского округа в дома осуществляется круглогодичная подача горячего водоснабжения с перерывами не более 2 недель. Кроме того, согласно общедоступным сведениям с сайта Реформа ЖКХ https://www.reformagkh.ru и Фонда капитального ремонта г. Петропавловска-Камчатского http://fkr.kamchatka.ru в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Советская, д. 20, д. 21, ул. Ленинская д. 36, по заказу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края произведен ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, акты приемки работ подписаны: по ул. Советская, д. 20 - 18.11.2014, по ул. Советская, д. 21 - 24.04.2019, по ул. Ленинская, д. 36 - 05.02.2021. Из представленных в дело доказательств не следует, что отбор горячей воды потребителями осуществляется из полотенцесушителей и (или) радиаторов отопления, а также отсутствие отдельного подключения к обратному и подающему трубопроводу. Сослался на дело N А24-1355/2022 с аналогичными обстоятельствами, производство по которому приостановлено до окончания проведения судебной экспертизы по вопросу о возможности предоставления услуги по горячему водоснабжению.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 апелляционная жалоба ПАО "Камчатскэнерго" принята к производству; лицам, участвующим в деле, установлен срок - до 01.02.2023 для предоставления мотивированного отзыва на жалобу.
В установленный срок (до 01.02.2023) в материалы дела от ООО УК "Союз-ПК" поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, согласно которому ответчик просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Иных документов до истечения указанного срока апелляционному суду от участников процесса не поступило.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу и иных документов по делу на основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Апелляционным судом установлено, что заявителем к жалобе приложены дополнительные документы согласно перечню приложений, а именно: график подачи горячего водоснабжения в летний период 2021 года, график остановок ТЭЦ в 2022 году, анкета многоквартирного дома: ул. Советская, д. 20 (реформа ЖКХ), анкета многоквартирного дома: ул. Советская, д. 21 (реформа ЖКХ), информация с сайта Фонда капитального ремонта о переоборудовании системы горячего водоснабжения многоквартирных домов: ул. Советская, д. 20, д. 21, ул. Ленинская д. 36.
Представление в суд апелляционной инстанции приложенных к жалобе дополнительных документов расценивается в качестве заявления апеллянтом ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 50 Постановления N 10 арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
В связи с изложенным, апелляционный суд по результатам рассмотрения ходатайства апеллянта отказал в приобщении к материалам дела приложенных к жалобе документов в силу прямого запрета, установленного частью 2 статьи 272.1 АПК РФ, абзацем 2 пункта 50 Постановления N 10.
Поскольку документы поданы апеллянтом через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр", в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" их возврат на бумажном носителе не производится.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела, искового заявления следует, что в соответствии с заключенным между ПАО "Камчатскэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК "Союз-ПК" (исполнитель) договором поставки тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение, и (или) горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома от 08.06.2018 N 313 (окончательным протоколом урегулирования разногласий от 03.07.2019 стороны подтвердили согласование всех существенных условий договора, а в части пунктов, по которым спорные вопросы не урегулированы, решили руководствоваться законодательством Российской Федерации), ПАО "Камчатскэнерго" осуществляло в спорный период поставку коммунальных ресурсов на нужды содержания общего имущества находящихся в управлении ответчика жилых домов, перечисленных в расчете задолженности.
Возложение обязанности по управлению спорными домами на ответчика в исковой период подтверждается принятым в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616), приказами Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 27.01.2022 N 12-11/22 (в отношении домов: ул. Капитана Драбкина, д. 11; ул. Красноармейская, д. 18, ул. Курильская, д. 8, д. 20, ул. Ленинградская, д. 39, д. 124а, ул. Партизанская, д. 31, д. 62, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37), от 30.05.2022 N 12-99/22 (в отношении дома 19б по ул. Солнечная), а также представленными в материалы дела протоколами общего собрания собственников домов, подтверждающих выбор управляющей компании (ответчика).
Поставленные истцом коммунальные ресурсы ответчиком оплачены не полностью, в результате чего на стороне последнего образовалась задолженность, наличие которой послужило основанием для обращения ПАО "Камчатскэнерго" в Арбитражный суд Камчатского края с настоящим исковым заявлением и уточнением к нему о взыскании с ООО УК "Союз-ПК" сумм основного долга и начисленных пеней.
По результатам рассмотрения уточненного иска суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для его частичного удовлетворения, в связи с чем с ответчика в пользу истца взыскал 58 611 руб. 19 коп. долга по оплате коммунального ресурса, поставленного по адресам: ул. Капитана Драбкина, д. 11, ул. Корякская, д. 3, ул. Курильская, д. 26, ул. Ленинградская, д. 124, д. 124а, ул. Партизанская, д. 31, д. 35, д. 62 и ул. Советская, д. 48, в связи с наличием в указанных многоквартирных домах отдельной системы горячего водоснабжения, а также начисленных на сумму 58 611 руб. 19 коп. долга 805 руб. 90 коп. пеней за период с 02.10.2022 по 25.11.2022; в удовлетворении требования в части взыскания сумм долга и пеней, рассчитанных по адресам: ул. Красноармейская, д. 18, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37, ул. Ленинградская, д. 39, ул. Курильская, д. 8, д. 20, д. 30, ул. Океанская, д. 12, ул. Солнечная, д. 19б, ул. Советская, д. 20, д. 21 и ул. Ленинская, д. 36, отказал в связи с отсутствием в указанных многоквартирных домах отдельной системы горячего водоснабжения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, как соответствующие материалам дела и закону, и не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Поскольку в рассматриваемом случае коммунальные ресурсы поставлялись в жилые дома, то правоотношения сторон подпадают под регулирование норм параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об энергоснабжении, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", жилищного законодательства, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также положений главы 22 ГК РФ об общих правилах исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Установив соглашением соответствующие обязательства, стороны обязаны исполнить их надлежащим образом (статья 309 ГК РФ) и не вправе отказываться от их исполнения в одностороннем порядке (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Основанием для прекращения обязательства является его надлежащее исполнение (статья 408 ГК РФ).
Положениями статьи 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 157 ЖК РФ).
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
На управляющую компанию, определенную частью 17 статьи 161 ЖК РФ, возложена обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Из взаимосвязанных положений статей 161, 162 ЖК РФ, Правил N 124 и N 354 не следует исключения из общего порядка внесения оплаты за коммунальные услуги, предоставленные в целях содержания общего имущества, для управляющих организаций, с которыми органами местного самоуправления заключены договоры управления многоквартирными домами в порядке Правил N 1616. Поэтому управляющая компания обязана оплачивать коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, действующим жилищным законодательством на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию находящегося под ее управлением общего имущества многоквартирного дома, по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг, а также получение от них платы за содержание помещений; в целях содержания общего имущества многоквартирного дома управляющая компания обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями (пункты 21, 21(1) Правил N 124).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (подпункт "л" пункта 11 Правил N 491).
Как указано в пункте 2 Правил N 354, потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Возможность взимания платы за потребленный коммунальный ресурс на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения.
Закрытая система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам.
Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода" при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, к обстоятельствам, имеющим значение для настоящего дела, относится наличие в спорных многоквартирных домах закрытой система горячего водоснабжения либо отдельной системы горячего водоснабжения, подключенной к подающему и обратному трубопроводу системы отопления посредством которой осуществляется отбор горячей воды из системы отопления с регулировкой установленной для потребителей температуры горячей воды и дальнейшей разводкой по внутридомовым инженерным сетям в жилые помещения.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67, 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (часть 3 статьи 8 АПК РФ).
Заявляя требование о взыскании с управляющей компании стоимости поставленного в жилые многоквартирные дома коммунального ресурса в виде горячей воды, истец в подтверждение наличия в спорных домах системы горячего водоснабжения представил копии технических паспортов домов, акты обследования домов.
Вместе с тем, из системного анализа представленных в дело доказательств установлено, что жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Красноармейская, д. 18, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37, ул. Ленинградская, д. 39, ул. Курильская, д. 8, д. 20, д. 30, ул. Океанская, д. 12, ул. Солнечная, д. 19б, ул. Советская, д. 20, д. 21 и ул. Ленинская, д. 36, не имеют отдельной закрытой системы горячего водоснабжения.
Так, в технических паспортах домов, расположенных по адресам: ул. Красноармейская, д. 18, ул. Рябиковская, д. 37, ул. Курильская, д. 20, д. 30, ул. Солнечная, д. 19б, ул. Советская, д. 21, д. 48, ул. Ленинрадская, д. 39, в разделе "Благоустройство общей площади" имеется отметка об оборудовании ванн дровяными колонками, информация о наличии центрального водоснабжения отсутствует.
Согласно актам совместного обследования от 22.02.2022 домов по ул. Курильская, д. 30, ул. Советская, д. 21, разбор горячей воды осуществляется из системы отопления.
В актах совместного обследования от 06.04.2022 домов по ул. Красноармейская, д. 18, ул. Курильская, д. 8, д. 20, д. 30, ул. Океанская, д. 12, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37, ул. Советская, д. 20, д. 21 и ул. Ленинская, д. 36, указано, что подача коммунальных ресурсов осуществляется из системы теплоснабжения, система горячего водоснабжения имеет отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, внутридомовая разводка позволяет осуществлять снабжение горячей водой из системы отопления по внутридомовым инженерным сетям в жилые и нежилые помещения дома. При этом представителем управляющей компании в акты внесены дополнения в части отсутствия возможности регулирования температуры воды в связи с отбором воды из системы отопления и указано на отсутствие централизованной системы горячего водоснабжения.
Из материалов дела следует, что 23.06.2022 сторонами проведено повторное обследование домов по ул. Океанская, д. 12, ул. Советская, д. 20, д. 21 и ул. Ленинская, д. 36, с составлением соответствующего акта, в котором зафиксировано, что горячее водоснабжение осуществляется из системы отопления посредством отдельной инженерной трубопроводной сети. При этом представителем управляющей компании в акт внесены замечания о том, что горячее водоснабжение осуществляется путем отбора теплоносителя из стояков, соединенных трубопроводами с внутридомовой открытой системой теплоснабжения, что не позволяет регулировать температурные параметры теплоносителя.
Кроме того, следует учесть, что в рамках разрешения спора по делу N А24-5675/2021 по иску ПАО "Камчатскэнерго" к ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" о взыскании долга по оплате коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения, потребленного в целях содержания общего имущества жилых многоквартирных домов, рассматривался вопрос о типе системы горячего водоснабжения домов, расположенных по адресам: ул. Красноармейская, д.18, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37, ул. Курильская, д. 20, а рамках разрешения спора по делу N А24-1410/2022 - также и в отношении дома, расположенного по адресу: ул. Ленинградская, д. 39.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Камчатского края от 21.04.2022 по делу N А24-5675/2021 и от 07.06.2022 по делу N А24-1410/2022 установлено, что многоквартирные дома по ул. Красноармейская, д. 18, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37, ул. Курильская, д. 20, ул. Ленинградская, д. 39, не имеют внутридомовых инженерных систем для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отбор горячей воды производится жильцами из радиаторов центрального отопления в жилых помещениях, централизованный водозабор сетевой воды из сети не осуществляется.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принцип обязательности судебных актов установлен в статье 16 АПК РФ: вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи).
Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные. Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, преюдициально установленный факт принимается при рассмотрении дела до его опровержения.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции, осуществляя руководство арбитражным процессом, определением от 30.09.2022 предлагал сторонам представить доказательства, подтверждающие наличие в спорных домах отдельной системы горячего водоснабжения (часть 1 статьи 65 АПК РФ), однако стороны воспользовались своими процессуальными правами в той мере, в какой посчитали нужными (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В связи с изложенным, исследованные в судебном порядке при рассмотрении дел N А24-5675/2021 и N А24-1410/2022 обстоятельства, касающиеся типа системы горячего водоснабжения спорных домов, признаются установленными.
Кроме того, истцом не доказано, что после принятия судебных актов по делам N А24-5675/2021 и N А24-1410/2022 в домах, расположенных по адресам: ул. Красноармейская, д. 18, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37, ул. Курильская, д. 20, ул. Ленинградская, д. 39, произведено переоборудование инженерных сетей, в результате чего в домах появилась отдельная система горячего водоснабжения.
Таким образом, поскольку в отношении домов, расположенных по адресам: ул. Красноармейская, д. 18, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37, ул. Ленинградская, д. 39, ул. Курильская, д. 8, д. 20, д. 30, ул. Океанская, д. 12, ул. Солнечная, д. 19б, ул. Советская, д. 20, д. 21 и ул. Ленинская, д. 36, материалами дела установлено, что последние не имеют отдельной закрытой системы горячего водоснабжения (ЦГВС) либо отдельной системы, подключенной к подающему и обратному трубопроводу системы отопления посредством которой осуществляется отбор горячей воды из системы отопления с регулировкой установленной для потребителей температуры горячей воды и дальнейшей разводкой по внутридомовым инженерным сетям в жилые помещения, то в такой ситуации, когда предоставление и потребление коммунального ресурса в виде горячей воды на содержание общего имущества в многоквартирном доме не доказано, исключается возможность ресурсоснабжающей организации начислять, предъявлять и взимать с управляющей компании плату за коммунальный ресурс на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Наличие установленных по делу обстоятельств позволило апелляционному суду прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части требования о взыскании с управляющей компании основного долга по оплате стоимости коммунального ресурса в виде горячей воды, поставленного в жилые многоквартирные дома, расположенных по адресам: ул. Красноармейская, д. 18, ул. Рябиковская, д. 35б, д. 37, ул. Ленинградская, д. 39, ул. Курильская, д. 8, д. 20, д. 30, ул. Океанская, д. 12, ул. Солнечная, д. 19б, ул. Советская, д. 20, д. 21 и ул. Ленинская, д. 36, в связи с отсутствием в указанных домах отдельной системы горячего водоснабжения.
В отношении жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Капитана Драбкина, д. 11, ул. Корякская, д. 3, ул. Курильская, д. 26, ул. Ленинградская, д. 124, д. 124а, ул. Партизанская, д. 31, д. 35, д. 62 и ул. Советская, д. 48, материалами дела установлено, что последние имеют отдельную систему горячего водоснабжения.
Порядок определения в расчетах между управляющей и ресурсоснабжающей организациями объема коммунального ресурса, потребленного на предоставление коммунальных услуг и (или) на общедомовые нужды, установлен Правилами N 124.
В соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, оборудованный общедомовым прибором учета (ОДПУ) определяется по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где Vодпу - объем коммунального ресурса по общедомовому прибору учета, а Vпотр - объем коммунального ресурса, потребленного гражданами, а в отношении домов, необорудованных ОДПУ, определяется в силу подпункта "в" пункта 21 (1) Правил N 124 по формуле:*, где* - объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из представленного истцом в материалы дела расчета следует, что плата за поставленный коммунальный ресурс в отношении домов, расположенных по ул. Курильская, д. 26, ул. Ленинградская, д. 124а, исчислена на основании подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124; в отношении домов, расположенных по ул. Капитана Драбкина, д. 11, ул. Корякская, д. 3, ул. Ленинградская, д. 124, ул. Партизанская, д. 31, д. 35, д. 62 и ул. Советская, д. 48, необорудованных ОДПУ, на основании подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124, исходя из площади общего имущества дома, указанной в технических паспортах домов, с применением повышающего коэффициента, установленного подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124, и норматива потребления воды на содержание общего имущества, утверждённого приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 29.05.2017 N 335 (0,029куб.м на 1 кв.м общей площади) и норматива потребления тепловой энергии для нагрева теплоносителя, установленного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 30.11.2015 N 596, в редакции приказа от 02.12.2020 N 20-1025 (0,1004 Гкал на 1 куб.м).
Размер оплаты установлен с применением тарифов для населения, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.12.2021 N 348.
Подлежащая взысканию с ответчика сумма задолженности по оплате стоимости коммунального ресурса в виде горячей воды, поставленного в жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Капитана Драбкина, д. 11, ул. Корякская, д. 3, ул. Курильская, д. 26, ул. Ленинградская, д. 124, д. 124а, ул. Партизанская, д. 31, д. 35, д. 62 и ул. Советская, д. 48, документально подтверждена и составляет 58 611 руб. 19 коп. за период июнь-июль 2022 года, рассчитана истцом арифметически верно. Обстоятельства, приводимые в обоснование расчета, как и сам арифметический расчет, ответчиком на основании части 1 статьи 65 АПК РФ не оспорены и документально не опровергнуты, мотивированный контррасчет не представлен.
Доказательства оплаты долга в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 65 АПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлены (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Ввиду установленного, исковое требование ресурсоснабжающей организации о взыскании с управляющей компании долга по оплате стоимости коммунального ресурса в виде горячей воды, поставленного в жилые многоквартирные дома, подлежит частичному удовлетворению в сумме 58 611 руб. 19 коп.; в удовлетворении требования в остальной части надлежит отказать в связи с необоснованностью.
Также истцом в иске (с учетом уточнения) заявлено требование о взыскании с ответчика пеней, начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга.
Одним из способов обеспечения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ является неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 65 Постановления 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Поскольку основное требование о взыскании задолженности документально подтверждено в части суммы 58 611 руб. 19 коп., у истца возникло право начисления предусмотренных пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" пеней по день фактической оплаты долга.
Размер начисленных на сумму долга в размере 58 611 руб. 19 коп. в указанном порядке пеней за период с 02.10.2022 по 25.11.2022 составил 805 руб. 90 коп., который в суде апелляционной инстанции лицами, участвующими в деле, надлежащим образом не оспорен и не опровергнут; далее, пени подлежат начислению на сумму долга в размере 58 611 руб. 19 коп., начиная с 26.11.2022 по 30.11.2022 из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, с 01.12.2022 по 30.12.2022 из расчета 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а с 31.12.2022 по день фактической оплаты денежных средств из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ввиду изложенного, апелляционный суд признал правомерными выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований.
По существу, все приведенные ПАО "Камчатскэнерго" в апелляционной жалобе доводы касаются несогласия с выводами суда первой инстанции об отсутствии отдельной системы горячего водоснабжения в жилых многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Советская, д. 20, д. 21, ул. Ленинская, д. 36, послуживших основанием для отказа во взыскании задолженности, возникшей в связи с поставкой коммунального ресурса в указанные дома.
Вместе с тем, как следует из составленных сторонами актов обследования от 06.04.2022, от 23.06.2022, на которые апеллянт ссылается в жалобе, горячее водоснабжение в названных домах осуществляется из системы отопления посредством отельной инженерной трубопроводной сети; при этом согласно внесенным представителем управляющей компании замечаниям горячее водоснабжение осуществляется путем отбора теплоносителя из стояков, соединенных трубопроводами с внутридомовой открытой системой теплоснабжения, что не позволяет регулировать температурные параметры теплоносителя.
Вопреки мнению апеллянта, наличие подключения системы горячего водоснабжения к подающему и обратному трубопроводу системы отопления не является достаточным доказательством оборудования домов отдельной системой горячего водоснабжения позволяющей выдерживать (регулировать) установленную для населения температуру горячей воды, подаваемой по внутридомовым инженерным сетям в жилые помещения, а также доказательством возможности предоставления населению услуги по горячему водоснабжению для целей содержания общего имущества дома.
Ссылка заявителя жалобы на ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения указанных домов не доказывает, что в спорный период июнь-июль 2022 года последние имели отдельную систему горячего водоснабжения, с учетом того, что материалами дела установлено обратное.
Указание апеллянтом в жалобе на приостановленное до получения результатов экспертизы дело N А24-1355/2022 не имеет правового значения, поскольку последнее по существу не рассмотрено, истцом к оплате предъявлена задолженность за иной период.
Доводов относительно иных домов, во взыскании платы по которым отказано, апелляционная жалоба не содержит.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в нарушение требований, предусмотренных статьями 9, 65 АПК РФ, не представлено.
Поскольку по результатам рассмотрения дела исковые требования удовлетворены частично, суд первой инстанции на основании статьи 110 АПК РФ правомерно возложил на ответчика, как на проигравшую в споре сторону, обязанность по возмещению понесенных истцом расходов по уплате государственной пошлины по иску в размере 2 311 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям; возвратил истцу из федерального бюджета 46 руб. государственной пошлины, с учетом уменьшения цены иска.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта по правилам, установленным частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возложению на заявителя в соответствии с требованиями части 5 статьи 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.12.2022 по делу N А24-4948/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
Л.А. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4948/2022
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ООО Управляющая компания "Союз-ПК"