г. Хабаровск |
|
04 июля 2023 г. |
А51-18925/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М., Черняк Л.М.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Акстрим Пром Сервис": Юдицкий М.Ю., представитель по доверенности от 22.04.2022 б/н;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа, общества с ограниченной ответственностью "ДСК": представители не явились;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
на решение от 13.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023
по делу N А51-18925/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акстрим Пром Сервис" (ОГРН 1132540006917, ИНН 2540193368, адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 28)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193, адрес: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2)
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500859061, ИНН 2511040110, адрес: 692511, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Карбышева, д. 27); общество с ограниченной ответственностью "ДСК" (ОГРН 1172536004255, ИНН 2536300909, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, д. 60, кв. 38)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Акстрим Пром Сервис" (далее - ООО "Акстрим Пром Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган) от 27.10.2022 по делу N 025/07/3-1006/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" (далее - МУП "Уссурийск-Водоканал", заказчик), общество с ограниченной ответственностью "ДСК" (далее - ООО "ДСК").
Решением суда от 13.02.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023, заявленные требования удовлетворены.
Законность решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе УФАС по Приморскому краю, полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что суды неправильно толкуют постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым оказываемым иностранными лицами" со ссылкой на Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года о том, что приоритет должен предоставляться товару, произведенному на территории Китайской Народной Республике, как договорившейся стороне, поскольку согласно письму ФАС России от 22.11.2019 N ИА/102692/19 приоритет в отношении товаров иных стран, кроме участников Евразийского экономического союза, не применяется.
ООО "Акстрим Пром Сервис" в представленном отзыве выразило несогласие с доводами антимонопольного органа и просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
МУП "Уссурийск-Водоканал" в отзыве поддержало позицию заявителя кассационной жалобы.
Участие в судебном заседании представителя общества обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 15.09.2022 на официальном сайте размещения заказов в сети "Интернет" МУП "Уссурийск-Водоканал" (заказчик) разместило извещение N SBR003-220000716500050 о проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку люков чугунных с запорным устройством.
Для участия в аукционе направлены две заявки: ООО "ДСК" и ООО "Акстрим Пром Сервис". В заявке ООО "ДСК" предлагались товары производства РФ. В заявке ООО "Акстрим Пром Сервис" предлагались товары производства КНР.
В соответствии с протоколом от 30.09.2022 N 32211695920-2 проведения итогов электронного аукциона победителем аукциона признано ООО "Акстрим Пром Сервис", снизившее предложение о цене товара на 42,77% от начальной цены торгов. Второе место в аукционе отдано ООО "ДСК", предложившему цену товара на 42,27% ниже начальной.
По результатам проведения электронного аукциона заказчик 05.10.2022 разместил проект договора в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу в сети "Интернет", согласно которому цена договора была снижена на 15% от предложенной победителем электронного аукциона. Заказчик при проведении закупки установил приоритет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", вследствие чего цена договора была снижена на 15%.
Посчитав, что дополнительное снижение цены договора на 15% является нарушением требований действующего законодательства, общество обратилась с жалобой в УФАС по Приморскому краю.
По результатам рассмотрения жалобы общества УФАС по Приморскому краю вынесено решение от 27.10.2022 по делу N 025/07/3-1006/2022, согласно которому жалоба признана необоснованной.
Полагая, что решение от 27.10.2022 по делу N 025/07/3-1006/2022 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что при предоставлении преимущества комиссией заказчика не соблюдены правила приоритета товарам российского производства и у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для признания жалобы общества необоснованной, в связи с чем признали оспариваемое решение незаконным.
Арбитражный суд Дальневосточного округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, учитывая следующее.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ, Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В то же время согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Данное право Правительством Российской Федерации реализовано путем принятия постановления от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым оказываемым иностранными лицами" (далее - постановление Правительства N 925).
При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке (пункт 2 постановления Правительства N 925).
В силу пункта 3 постановления Правительства N 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.
Согласно пункту 5 постановления Правительства N 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке, в том числе указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.
Пунктом 6 постановления Правительства N 925 регламентированы случаи, при которых приоритет не предоставляется, в том числе, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами (подпункт "в").
Пунктом 8 постановления Правительства N 925 предусмотрено, что приоритет российских товаров устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС).
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года включает в себя положения Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947, приложенного к Заключительному акту, принятому по завершении Второй сессии Подготовительного комитета Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и занятости (исключая протокол о временном применении), с уточнениями, поправками или изменениями, внесенными на основании положений правовых актов, которые вступили в силу до даты вступления в силу соглашения о Всемирной торговой организации (подпункт "а" пункта 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года).
Согласно пункту 1 статьи I части I Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон.
В соответствии с пунктом 4 статьи III части II Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Положения этого пункта не препятствуют применению дифференцированных внутренних сборов за перевозку, которые основаны исключительно на экономических показателях средств транспорта, а не на национальном происхождении товара.
Таким образом, по верным выводам судов, согласно указанным правовым нормам иностранной продукции, работам, услугам стран - участниц ВТО/ЕАЭС необходимо предоставить приоритет наравне с российской продукцией, за исключением случаев, указанных в статьях XX - ХХI ГАТТ 1947, статье 29 Договора о ЕАЭС.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что МУП "Уссурийск-Водоканал" проведена закупка, победителем которой признано ООО "Акстрим Пром Сервис", снизившее предложение о цене товара на 42,77% от начальной цены торгов.
Пунктом 7 Информационной карты аукциона определено, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ и постановлением Правительства N 295 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 7.1 Информационной карты участник закупки должен продекларировать в поданной заявке наименование страны происхождения поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Если в заявке победитель закупки предложит товар, происходящий из иностранных государств, выполняемые работы, оказываемые услуги иностранными лицами, то договор с таким победителем будет заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора. В случае отсутствия в заявке на участие в закупке указания страны происхождения поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, такая заявка будет рассматриваться как содержащая предложение о поставке иностранных товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг иностранными лицами.
Поскольку предложенный к поставке ООО "Акстрим Пром Сервис" товар (люки чугунные с запорным устройством) производится в КНР, заказчик, применив положения постановления Правительства N 295 о приоритете товаров российского происхождения, пришел к выводу о необходимости заключения договора с победителем по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора. На основании вышеизложенного заказчик снизил предложенную ООО "Акстрим Пром Сервис" цену договора.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что в поданной заявке ООО "Акстрим Пром Сервис" предложен товар, страной происхождения которого является КНР, являющаяся в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1947 года договаривающейся стороной, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у заказчика отсутствовали правовые основания для снижения в порядке пункта 3 постановления Правительства N 925 цены договора на 15% от предложенной победителем аукциона цены договора.
Суды отметили, что в рассматриваемом случае закупаемый товар - люки чугунные с запорным устройством, не относится к исключениям, указанным в статье XX ГАТТ 1947, согласно которым государства - члены ВТО вправе применять меры для защиты своего публичного порядка. Данные исключения корреспондируют исключениям, указанным в статье 29 Договора о ЕАЭС.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу, что оспариваемое решение УФАС по Приморскому краю от 27.10.2022 по делу N 025/07/3-1006/2022 не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы общества, правомерно удовлетворили заявленное обществом требование.
Довод антимонопольного органа со ссылкой на письмо ФАС России от 22.11.2019 N ИА/102692/19, согласно которому равный с российскими товарами приоритет предоставляется только товарам стран-членов ЕАЭС, а товарам стран-членов ВТО не предоставляется, проверен судами двух инстанций и получил исчерпывающую оценку судов применительно к установленным обстоятельствам дела, правомерно отклонен как основанный на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А51-18925/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным решение о признании жалобы общества необоснованной, указав на нарушение правил приоритета товаров российского происхождения при проведении закупки. Суд первой и апелляционной инстанций установили, что заказчик неправомерно применил снижение цены договора на 15% для товара иностранного происхождения, что нарушает права общества. Кассационная жалоба антимонопольного органа отклонена.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2023 г. N Ф03-2818/23 по делу N А51-18925/2022