г. Хабаровск |
|
05 июля 2023 г. |
А04-7144/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Луговой И.М., Черняк Л.М.
при участии:
от Министерства здравоохранения Амурской области: представитель не явился;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области
на решение от 22.12.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023
по делу N А04-7144/2022 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Министерства здравоохранения Амурской области (ОГРН 1072801008994, ИНН 2801123720, адрес: 675028, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Воронкова, д. 26/2, помещ. 20001, помещ. 8)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065, адрес: 675028, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Воронкова, д. 26/2)
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434, адрес: 675004, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 108)
о взыскании межбюджетных трансфертов
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Амурской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - ТФОМС Амурской области, фонд) с заявлением о взыскании остатка невыплаченных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в размере 759 260,96 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Амурской области (далее - управление).
Решением суда от 22.12.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что доводы фонда полностью не рассмотрены и не опровергнуты судами. Указывает на то, что фактическая средняя стоимость прохождения одним застрахованным лицом углубленной диспансеризации оказалась выше плановой и фонд не должен нести финансовые издержки за недостатки планирования целевых показателей в Соглашении от 03.08.2021 по использованию межбюджетных трансфертов. Полагает, что министерство не обеспечило фонд в порядке корректировки дополнительными объемами страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также что согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 27.12.2022 N 3364-О взысканные из бюджета фонда целевые средства обязательного медицинского страхования имеют особое публичное предназначение, в силу чего изъятию не подлежат.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу против доводов кассационной жалобы возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
28.06.2023 от ТФОМС Амурской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя фонда.
Изучив доводы кассационной жалобы, а также отзыва на неё, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 03.08.2021 между министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Амурской области заключено соглашение о предоставлении в 2021 году из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID- 19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования N 056-17-2021-383 (далее - Соглашение от 03.08.2021).
Иной межбюджетный трансферт предоставляется в соответствии с Приложением N 1 к Соглашению от 03.08.2021, являющимся его неотъемлемой частью в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1. Соглашения от 03.08.2021 иной межбюджетный трансферт предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете (сводной бюджетной росписи федерального бюджета) на 2021 финансовый год и плановый период 2022 - 2023 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств федерального бюджета на финансовый год.
В соответствии с пунктом 4.3.3. Соглашения от 03.08.2021 субъект обязуется обеспечивать достижение результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с Приложением N 2 к Соглашению от 03.08.2021, являющимся его неотъемлемой частью.
Приложением N 2 к Соглашению от 03.08.2021 предусмотрены значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта "Количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц" в количестве - 17 160 единиц.
Министерством направлено в фонд письмо от 24.01.2022 N 02/2-611 о том, что в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125) в связи с не достижением значения результата предоставления межбюджетного трансферта, установленного Соглашением о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета, бюджету субъекта Российской Федерации и г. Байконура, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в рамках реализации территориальной программы ОМС от 03.08.2021 N 056-17-2021383 необходимо произвести возврат средств в сумме 16 596 432,00 руб.
Фонд осуществил возврат в министерство неиспользованного остатка межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в сумме 15 837 171,04 руб. по платежному поручению от 27.01.2022 N 178537.
На письмо от 17.05.2022 N 02/25-4670 министерства о возврате остатка межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в доход бюджета Амурской области в размере 759 260,96 руб. фонд отказал, в связи с чем министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования министерства, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 12.1 статьи 12 Закона Амурской области от 11.12.2020 N 651-03 "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" утвержден объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету фонда в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, на 2021 год, в том числе на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по ОМС лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в сумме 24 052 800,00 руб.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1125 фонд сопроводительным письмом от 30.07.2021 N 01-02/1-1872 в адрес министерства направил заявку на перечисление межбюджетного трансферта бюджету фонда на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы ОМС на сумму 24 052 800,00 руб.
В заявке на перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда указана численность застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию по состоянию на 01.06.2021 в количестве 38 131, из них перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией и подлежащих углубленной диспансеризации 19 109, стоимость диагностических и лабораторных исследований, размер иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 24 052 800,00 руб.
Министерством перечислены средства иного межбюджетного трансферта фонду в сумме 24 052 800,00 руб.
В соответствии с пунктом 4.3.3. Соглашения от 03.08.2021 субъект обязуется обеспечивать достижение результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с Приложением N 2 к Соглашению от 03.08.2021.
Кроме того, пунктом 5 Правил N 1125 предусмотрено, что результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
Согласно пункту 15 Правил N 1125, в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 г. допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет определяется по формуле, указанной в данном пункте.
Из материалов дела следует, что в разделе 1 Отчета о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и обязательствах, принятых в целях их достижения по состоянию на 01.01.2022 "Информация о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и обязательствах, принятых в целях их достижения" отчета о достижении значений результатов на 01.01.2022 по направлению расходов "Финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования", плановое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта "Количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц" - 17 160 единиц, фактически достигнутое значение - 5 343 единиц, отклонение от планового значения - 11 817 единиц или 68,86 %, объем обязательств, принятых в целях достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта - 24 052 800,00 руб., неиспользованный объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации - 0,00 рублей.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ответчиком не исполнено обязательство, предусмотренное Соглашением от 03.08.2021, по достижению Амурской областью значения результата предоставления межбюджетного трансферта - "Количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц", поскольку фактически его значение составило 5 343 единиц, при плановом - 17 160 единиц, что подтверждается актом проверки Управления федерального казначейства по Амурской области от 15.04.2022, представлением управления от 20.05.2022, административным производством управления по делу N 23-23-10/2022-6.
При разрешении спора судебными инстанциями установлено, что в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1768-р, выполнено 5343 случая проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц на сумму 8 215 628,96 руб., что подтверждается представленными медицинскими организациями реестрами счетов и счетами на оплату медицинской помощи.
Неиспользованный остаток на 01.01.2022 года в сумме 15 837 171,04 руб. в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации был возвращен в доход областного бюджета в установленном порядке.
Согласно расчетам, сумма, подлежащая возврату, составила 16 596 432,00 руб., с учетом перечисленных денежных средств в размере 15 837 171,04 руб., ТФОМС Амурской области обязан возвратить 759 260,96 руб. Сумма задолженности подтверждается представленным расчетом и иными документами.
Несмотря на отсутствие ТФОМС Амурской области как участника Соглашения от 03.08.2021, обязательства по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта возникает у него не в силу пунктов 12, 15 Правил N 1125.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив нормы, регулирующие спорные правоотношения и Правила N 1125, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов обеих инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в любом случае основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 по делу N А04-7144/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 Правил N 1125, в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 г. допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет определяется по формуле, указанной в данном пункте.
...
При разрешении спора судебными инстанциями установлено, что в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1768-р, выполнено 5343 случая проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц на сумму 8 215 628,96 руб., что подтверждается представленными медицинскими организациями реестрами счетов и счетами на оплату медицинской помощи.
Неиспользованный остаток на 01.01.2022 года в сумме 15 837 171,04 руб. в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации был возвращен в доход областного бюджета в установленном порядке.
...
Несмотря на отсутствие ТФОМС Амурской области как участника Соглашения от 03.08.2021, обязательства по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта возникает у него не в силу пунктов 12, 15 Правил N 1125."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2023 г. N Ф03-2549/23 по делу N А04-7144/2022