г. Хабаровск |
|
17 марта 2023 г. |
А04-7144/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Министерства здравоохранения Амурской области: Солдатова К.А., по доверенности от 29.01.2023; Староверова З.А., по доверенности от 16.09.2022;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: Шмаков А.А., по доверенности от 09.01.2023;
от третьего лица: Управление Федерального казначейства по Амурской области: явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области
на решение от 22.12.2022
по делу N А04-7144/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску Министерства здравоохранения Амурской области
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области
о взыскании остатка невыплаченных межбюджетных трансфертов
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Амурской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - ответчик, ТФОМС Амурской области, Фонд) с требованием о взыскании остатка невыплаченных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в размере 759 260 рублей 96 копеек.
Требования заявителя обоснованы тем, что ответчик не в полном объеме произвел возврат остатка межбюджетных трансфертов.
Решением от 22.12.2022 суд заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, ТФОМС Амурской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ТФОМС Амурской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители министерства в представленном отзыве, в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федерального казначейства по Амурской области, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - минздрав России) и Правительством Амурской области 03.08.2021 заключено соглашение о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета, бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID- 19) в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования N 056-17-2021 - 383 (далее - Соглашение от 03.08.2021 N 056-17- 2021-383).
Иной межбюджетный трансферт предоставляется в соответствии с приложением N 1 к Соглашению от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 являющимся его неотъемлемой частью в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Амурской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет: в 2021 году 24 052 800,00 рублей.
Согласно пункту 2.2 Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Амурской области в 2021 году, в соответствии с Соглашением, составляет 24 052 800,00 рублей.
Согласно пункту 3.1. Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 иной межбюджетный трансферт предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете (сводной бюджетной росписи федерального бюджета) на 2021 финансовый год и плановый период 2022 - 2023 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств федерального бюджета на финансовый год.
В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующего условия: наличие в Амурской области застрахованных лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) за оказание медицинской помощи которым в части лечения заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) были приняты к оплате счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи за период с 01.04.2020 по 01.06.2021.
Согласно пункту 6.1.1 Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минздравом России, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности является Министерство.
В соответствии с пунктом 4.3.3. Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021- 383 субъект обязуется обеспечивать достижение результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с Приложением N 2 к Соглашению от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 являющимся его неотъемлемой частью.
Приложением N 2 к Соглашению от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 предусмотрены значения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта "Количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц" в количестве - 17 160 единиц.
Министерством направлено в ТФОМС Амурской области письмо от 24.01.2022 N 02/2-611 о том, что в соответствии с пунктом 15 Правил от N 1125 в связи с не достижением значения результата предоставления межбюджетного трансферта, установленного Соглашением о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета, бюджету субъекта Российской Федерации и г. Байконура, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования от 03.08.2021 N 056-17-2021383 необходимо произвести возврат средств в сумме 16 596 432,00 рублей.
Расчет суммы возврата 24 052 800,00 * (1 - (5343/17160)).
ТФОМС Амурской области осуществил возврат в министерство неиспользованного остатка межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в сумме 15 837 171,04 рублей по платежному поручению от 27.01.2022 N 178537.
На письмо от 17.05.2022 N 02/25-4670 Министерства о возврате остатка межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в доход бюджета Амурской области в размере 759 260,96 рублей ТФОМС Амурской области отказал.
Учитывая, что остаток межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в доход бюджета Амурской области в размере 759 260,96 рублей ТФОМС Амурской области не возвращены, Министерство обратилось с заявлением в суд, который удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Правила от 07.07.2021 N 1125).
Правила от 07.07.2021 N 1125 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и (или) подлежащих углубленной диспансеризации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 12.1 статьи 12 Закона Амурской области от 11.12.2020 N 651-03 "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" утвержден объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - ТФОМС Амурской области) в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, на 2021 год, в том числе на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в сумме 24 052 800,00 рублей.
В соответствии с пунктом 9 Правил от 07.07.2021 N 1125 ТФОМС Амурской области сопроводительным письмом от 30.07.2021 N 01-02/1-1872 в адрес Министерства направил заявку на перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID- 19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на сумму 24 052 800,00 рублей.
В заявке на перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда указана численность застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию по состоянию на 01.06.2021 в количестве 38 131, из них перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией и подлежащих углубленной диспансеризации 19 109, стоимость диагностических и лабораторных исследований, размер иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 24 052 80.
Министерством перечислены средства иного межбюджетного трансферта ТФОМС Амурской области в сумме 24 052 800,00 рублей (КБК 918- 0909-0620356220-540, 21-56220-00000-00000) по платежному поручению от 11.08.2021 N 3921.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что Соглашением не учтена выше плановая стоимость прохождения одним застрахованным лицом углубленной диспансеризации, является несостоятельным, поскольку на ТФОМС Амурской области возложена обязанность по подаче заявки, в том числе определении количества граждан, для прохождения углубленной диспансеризации с указанием размере средств межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение.
Кроме того, доказательств, что ТФОМС Амурской области направлял предложения об увеличении межбюджетного трансферта имеющего целевое значение, материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 4.3.3. Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 Субъект обязуется обеспечивать достижение результатов предоставления Иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с Приложением N 2 к Соглашению от 03.08.2021 N 056-17-2021- 383.
Кроме того, пунктом 5 Правил от 07.07.2021 N 1125 предусмотрено, что Результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
Согласно представленным доказательствам, к проверке представлен Отчет о достижении значений результатов предоставления Иного межбюджетного трансферта и обязательствах, принятых в целях их достижения по состоянию на 01.01.2022 (далее - отчет о достижении значений результатов на 01.01.2022).
В разделе 1 "Информация о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и обязательствах, принятых в целях их достижения" отчета о достижении значений результатов на 01.01.2022 по направлению расходов "Финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования", плановое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта "Количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц" -17 160 единиц, фактически достигнутое значение - 5 343 единиц, отклонение от планового значения - 11 817 единиц или 68,86 %, объем обязательств, принятых в целях достижения результатов предоставления Иного межбюджетного трансферта - 24 052 800,00 рублей, неиспользованный объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации - 0,00 рублей.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, представленными доказательствами подтверждается, что ответчиком не исполнено обязательство, предусмотренное Соглашением от 03.08.2021 N 056-17-2021-383, по достижению Амурской областью значения результата предоставления межбюджетного трансферта - "Количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц", поскольку фактически его значение составило 5 343 единиц, при плановом - 17 160 единиц.
Кроме того, факт недостижения показателей и сумма возврата подтверждаются актом проверки Управления федерального казначейства по Амурской области от 15.04.2022, представлением Управления от 20.05.2022 (не обжаловано, вступило в законную силу), административным производством Управления по делу N 23-23-10/2022-6 (постановление оставлено без изменения Благовещенским городским судом Амурской области 06.09.2022 по делу N 12-1067/2022, вступило в законную силу).
Согласно пункту 15 Правил от 07.07.2021 N 1125, в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 г. допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет определяется по формуле указанной в данном пункте.
Представленными доказательствами подтверждается, что в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1768-р, выполнено 5343 случая проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц на сумму 8 215 628,96 рублей, что подтверждается представленными медицинскими организациями реестрами счетов и счетами на оплату медицинской помощи.
Оплата осуществлялась согласно установленным тарифам (Приложение N 55 к Тарифному соглашению в сфере ОМС Амурской области на 2021 год).
Неиспользованный остаток на 01.01.2022 года в сумме 15 837 171,04 рублей в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации был возвращен в доход областного бюджета в установленном порядке.
Согласно расчетам, сумма, подлежащая возврату, составила 16 596 432,00 рублей, с учетом перечисленных денежных средств в размере 15 837 171,04 рублей, ТФОМС Амурской области обязан возвратить 759 260,96 рублей.
Сумма задолженности подтверждается представленным расчетом и иными документами. Расчет задолженности судом проверен и признан верным.
Довод ТФОМС Амурской области о том, что Министерство здравоохранения Амурской области является ненадлежащим истцом, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения от 03.08.2021 N 056-17-2021-383 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минздравом России, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности является Министерство. Материалами дела подтверждено, что средства межбюджетного трансферта были предоставлены ТФОМС Министерством здравоохранения Амурской области, возврат части неиспользованных средств ТФОМС производил Министерству.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы о том, ТФОМС Амурской области не является стороной Соглашения, каких - либо письменных обязательств на себя не принимал кроме финансирования в силу закона углубленной диспансеризации граждан, перенесших новую коронавирусную инфекцию, а также между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения по вопросу финансирования углубленной диспансеризации, подлежит отклонению.
Несмотря на отсутствие ТФОМС Амурской области как участника Соглашения, обязательства по возврату неиспользованного остатка межбюджетного трансферта возникает у него не в силу договорных отношений, а в силу пунктов 12, 15 Правил N 1125.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.12.2022 по делу N А04-7144/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7144/2022
Истец: Министерство здравоохранения Амурской области
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Амарской области