г. Хабаровск |
|
31 августа 2023 г. |
А73-19217/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Меркуловой Н.В., Ширяева И.В.
при участии:
индивидуальный предприниматель Оганесян Спартак Генрикович: не явился;
от Администрации города Хабаровска: Потемкина М.А., представитель по доверенности от 16.11.2022 N 1.1.29-335; Любасюк А.А., представитель по доверенности от 11.10.2022 N 1.1.29-126;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Оганесяна Спартака Генриковича
на решение от 10.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023
по делу N А73-19217/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Оганесяна Спартака Генриковича (ОГРНИП 304272409100021, ИНН 272405408627)
к Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66,)
о признании недействительными отказов, выраженных в письме
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Оганесян Спартак Генрикович обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации города Хабаровска о признании недействительными отказа в исключении некапитального торгового объекта из Единого реестра неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов, отказа в проведении инвентаризации некапитального торгового объекта, выраженных в письме Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска от 28.11.2022 N 15.1-11/2041.
В порядке восстановления нарушенного права, заявитель просил обязать Администрацию города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска провести инвентаризацию некапитальных торговых объектов, размещенных ИП Оганесяном С.Г. по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21, в порядке, предусмотренном пунктами 2.5. 2.6 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр (Порядок N 128-пр), включить указанные объекты в схему размещения нестационарных торговых объектов, исключить объекты, размещенные предпринимателем по адресу: г. Хабаровск по ул. Воровского, в районе дома N 21 из Единого реестра неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов путем внесения в него записи о неправомерном внесении.
Решением суда от 10.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, при неполно установленных обстоятельствах, индивидуальный предприниматель Оганесян С.Г. обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, установка торговых рядов санкционирована Управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска; схема границ земельного участка, необходимого для размещения спорного нестационарного торгового объекта также была согласована структурными подразделениями Администрации города Хабаровска.
Администрация города Хабаровска в отзыве на жалобу, а также ее представители в судебного заседании не согласились с доводами кассационной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать, оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Предприниматель Оганесян С.Г., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Картотеки арбитражных дел в судебное заседание не явился, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалованных судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами из материалов дела, предприниматель Оганесян С.Г. является застройщиком части торговых рядов по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21.
Согласно письму Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска (далее - Управление торговли) от 17.10.2007 N 15-5/1269 согласовано обращение предпринимателя об организации торговых рядов в Железнодорожном районе по ул. Воровского, 21 при условии единого проекта с торговыми рядами, организованными ООО "Иваныч" по этому же адресу.
Также заявителю указано на то, что согласование действительно не более 3-х месяцев со дня подписания, а для дальнейшего оформления документов необходимо обратиться в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска.
25.10.2007 проект торговых рядов по ул. Воровского, 21 (заказчик Оганесян С.Г.), согласно которому торговые ряды предпринимателя состоят из 5 киосков, согласован архитектором Железнодорожного района г. Хабаровска.
Мэр г. Хабаровска постановлением от 19.03.2008 N 639, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации постановил разрешить Оганесяну С.Г. выбор земельного участка для размещения временных некапитальных объектов - торговых рядов в Железнодорожном районе.
Комитетом администрации г. Хабаровска по управлению Железнодорожным округом, в ходе осмотра некапитального объекта, расположенного по адресу: ул. Воровского, было определено, что некапитальный объект - торговые ряды установлены согласно проектной документации, застройщик ООО "Иваныч", о чем составлен акт осмотра от 20.10.2008.
Письмом Управления торговли от 29.05.2009 N 15-4/813 предпринимателю было подтверждено ранее выданное согласование на организацию торговых рядов в Железнодорожном районе по ул. Воровского, 21, на тех же условиях, в котором также указано на 3-х месячный срок его действия.
Управлением торговли составлен акт от 24.11.2020 N 72 о выявлении неправомерно размещенного НТО на территории городского округа "Город Хабаровск" - павильона по адресу: ул. Воровского, в районе дома N 21, правообладателем которого является Оганесян С.Г.
24.11.2020 заявителю выдано требование о демонтаже неправомерно размещенного НТО, в срок до 24.12.2020, ввиду отсутствия разрешительной документации.
Согласно акту о выявлении неправомерно размещенного НТО от 24.11.2020 спорный НТО включен в Единый реестр неправомерно размещенных НТО.
Предприниматель Оганесян С.Г. 19.10.2022 обратился в Администрацию г. Хабаровска с заявлением о проведении инвентаризации НТО, размещенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21, включении некапитальных торговых объектов в Схему размещения НТО, исключении их из Единого реестра неправомерно размещенных НТО.
Администрация г. Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания письмом от 28.11.2022 отказала предпринимателю в удовлетворении заявления по причине отсутствия правовых оснований для внесения НТО в Схему размещения НТО на территории городского округа "Город Хабаровск".
Полагая, что данное письмо является незаконным и нарушает права и имущественные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о размещении предпринимателем спорного НТО с нарушением требований законодательства и, соответственно, о наличии у администрации законных оснований для отказа в исключении НТО из Единого реестра неправомерно размещенных НТО, а также отказа в проведении инвентаризации НТО.
Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона о торговле в качестве нестационарного торгового объекта для целей настоящего Закона понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона о торговле).
На основании части 3 статьи 10 Закона о торговле схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ввиду названных положений именно органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках вышеуказанного закона определяются условия и порядок размещения таких объектов.
На территории города Хабаровска нормативным правовым актом, регламентирующим размещение нестационарных объектов и включение их в схему является Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденный постановлением администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 N 4317 (далее - Порядок N 4317).
Пунктом 1.4 Порядка N 4317 определено, что НТО за исключением случаев, предусмотренных разделом 9 настоящего Порядка (размещение НТО для организации нестационарной торговли в весенне-летний, осенне-зимний периоды), размещаются на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск". Размещение нестационарных торговых объектов, за исключением случаев, предусмотренных разделом 9 настоящего Порядка, производится в соответствии со Схемой размещения на основании результатов аукционов (пункт 2.1 Порядка N 4317).
Правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является договор на размещение НТО, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 17.06.2020 N 1926, под неправомерно размещенным НТО понимается объект, размещенный с нарушением утвержденной постановлением администрации города Хабаровска Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО.
Постановлением Администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 утверждено Положение о движимых вещах и местах временного хранения автотранспорта на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - Положение о движимых вещах), которое применяется при установке (организации) движимых вещей и мест временного хранения автотранспорта на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц, для целей, не связанных со строительством (пункт 1.2 Положения о движимых вещах).
Кроме того Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 внесены изменения в ЗК РФ, касающиеся порядка и оснований предоставления в аренду публичных земельных участков, в том числе исключена статья 34 ЗК РФ.
С 01.03.2015 положение о движимых вещах и стоянках автомобильного транспорта (местах временного хранения автотранспорта), утвержденное постановлением Администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101, подлежит применению в случае, предусмотренном частью 3 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ (пункт 5.1 Положения о движимых вещах).
Согласно части 3 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Указанными нормами, как верно истолковали суды обеих инстанций, законодателем установлена возможность завершить до 01.01.2018 уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка при наличии утвержденной до 01.03.2015 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством.
Судами правомерно указано на то, что при изложенных нормах действующего законодательства договор аренды по правилам статьи 34 ЗК РФ необходимо заключить не позднее 01.01.2018, однако договор аренды земельного участка для использования под некапитальный объект - торговые ряды, между индивидуальным предпринимателем Оганесяном С.Г. и Департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска по правилам статьи 34 ЗК РФ не заключался, в связи с чем судами сделан верный вывод о неправомерном размещении предпринимателем торговых рядов по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21 (5 киосков).
Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр.
В Схему включаются размещенные нестационарные торговые объекты, определенные по результатам инвентаризации, и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению (пункт 2.7 Порядка N 128-пр).
По смыслу данной нормы права разрешенным размещением НТО является его размещение в установленном законодательством порядке, спорный же НТО таким в силу соответствующих норм не является, в этой связи у Администрации г. Хабаровска отсутствовали правовые основания для проведения инвентаризации с целью включения торговых рядов по спорному адресу в Схему размещения НТО и исключения спорного НТО из Единого реестра неправомерно размещенных НТО.
Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, являлись предметом исследования судов и правомерно отклонены, поскольку указанная норма не распространяется на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
В связи с изложенным судами сделаны обоснованные выводы о законности отказа администрации о внесении НТО в Схему размещения НТО на территории городского округа "Город Хабаровск" и исключении спорного объекта из Единого реестра неправомерно размещенных НТО, а также в проведении инвентаризации спорного НТО.
При этом, в силу части 2 статьи 10 Закона о торговле Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Таким образом, правом формирования схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в пределах территории муниципального образования, как верно указано судами, наделены именно органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8 Правил N 772).
В этой связи судами также правомерно указано на то, что данное обстоятельство применительно к нормам пункта 8 Правил N 772 является основанием для отказа в согласовании проекта внесения изменений в схему размещения НТО по предложению заявителя.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, а сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу N А73-19217/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, являлись предметом исследования судов и правомерно отклонены, поскольку указанная норма не распространяется на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
В связи с изложенным судами сделаны обоснованные выводы о законности отказа администрации о внесении НТО в Схему размещения НТО на территории городского округа "Город Хабаровск" и исключении спорного объекта из Единого реестра неправомерно размещенных НТО, а также в проведении инвентаризации спорного НТО.
При этом, в силу части 2 статьи 10 Закона о торговле Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2023 г. N Ф03-3841/23 по делу N А73-19217/2022