г. Хабаровск |
|
22 июня 2023 г. |
А73-19217/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Оганесяна Спартака Генриковича: Печерица П.А. представителя по доверенности от 05.02.2021, срок действия три года;
от Администрации города Хабаровска: Китляева Р.А., представителя по доверенности от 12.10.2022, сроком по 31.12.2023; Бакурей В.А. представителя по доверенности от 08.11.2022, сроком по 31.12.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Оганесяна Спартака Генриковича
на решение от 10.04.2023
по делу N А73-19217/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Оганесяна Спартака Генриковича (ИНН 272405408627, ОГРНИП 304272409100021)
к Администрации города Хабаровска (ИНН 2702015107, ОГРН 1032700305978)
о признании недействительными отказа
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Оганесян Спартак Генрикович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Оганесян С.Г., индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация г. Хабаровска, администрация) о признании недействительными отказа в исключении некапитального торгового объекта из Единого реестра неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов (далее - НТО), отказа в проведении инвентаризации некапитального торгового объекта, выраженных в письме администрации г. Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска от 28.11.2022 N 15.1-11/2041; в порядке восстановления нарушенного права, заявитель (с учетом уточнения) просил обязать Администрацию г. Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска: провести инвентаризацию некапитальных торговых объектов, размещенных ИП Оганесяном С.Г. по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21, в порядке, предусмотренном пунктами 2.5. 2.6 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр (Порядок N 128-пр), включить указанные объекты в схему размещения НТО; исключить объекты, размещенные предпринимателем по адресу: г. Хабаровск по ул. Воровского, в районе дома N 21 из Единого реестра неправомерно размещенных НТО путем внесения в него записи о неправомерном внесении.
Решением суда от 10.04.2023: в удовлетворении заявленных требований ИП Оганесяна С. Г. отказано; последнему возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Оганесян С. Г. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: правила ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг, о чем указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.01.2015 N 225-О; в целях реализации положений Закона N 381-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края, пунктом 2.5 которого, предусмотрено, что разработка схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов, и объектов, установка и размещение которых было разрешено (согласовано или иным образом санкционировано) до принятия решения о разработке схемы; формулировка указанной нормы - "согласовано или иным образом санкционировано", по мнению заявителя, не равнозначно наличию права аренды на земельный участок; установка торговых рядов была санкционирована Управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска; схема границ земельного участка, необходимого для размещения спорного НТО, также была согласована структурными подразделениями Администрации г. Хабаровска.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представители Администрации г. Хабаровска в судебном заседании поддерживают доводы, изложенные в отзыве на жалобу, представленном в настоящее судебное заседание для приобщения к материалам дела, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ИП Оганесян С.Г. является застройщиком части торговых рядов по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21.
Согласно письму Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска (далее - Управление торговли) от 17.10.2007 N 15-5/1269 Управление торговли, рассмотрев обращение предпринимателя, не возражает против организации торговых рядов в Железнодорожном районе по ул. Воровского, 21, при условии единого проекта с торговыми рядами, организованными ООО "Иваныч" по этому же адресу.
Также заявителю было указано, что согласование действительно не более 3-х месяцев со дня подписания, а для дальнейшего оформления документов необходимо обратиться в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска.
25.10.2007 проект торговых рядов по ул. Воровского, 21 (заказчик Оганесян С.Г.), из которого следует, что торговые ряды предпринимателя состоят из 5 киосков, согласован архитектором Железнодорожного района г. Хабаровска.
Мэр г. Хабаровска постановлением от 19.03.2008 N 639, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации постановил разрешить Оганесяну С.Г. выбор земельного участка для размещения временных некапитальных объектов - торговых рядов в Железнодорожном районе.
Комитетом администрации г. Хабаровска по управлению Железнодорожным округом, в ходе осмотра некапитального объекта, расположенного по адресу: ул. Воровского, было определено, что некапитальный объект - торговые ряды установлены согласно проектной документации, застройщик ООО "Иваныч", о чем составлен акт осмотра от 20.10.2008.
Письмом Управления торговли от 29.05.2009 N 15-4/813 предпринимателю было подтверждено ранее выданное согласование на организацию торговых рядов в Железнодорожном районе по ул. Воровского, 21, на тех же условиях, в котором также указано на 3-х месячный срок его действия.
Управлением торговли составлен акт от 24.11.2020 N 72 о выявлении неправомерно размещенного НТО на территории городского округа "город Хабаровск" - павильона по адресу: ул. Воровского, в районе дома N 21, правообладателем которого является Оганесян С.Г.
24.11.2020 заявителю выдано требование о демонтаже неправомерно размещенного НТО, в срок до 24.12.2020.
Обоснованием данного требования явилось отсутствие разрешительной документации.
Согласно акту о выявлении неправомерно размещенного НТО от 24.11.2020 спорный НТО включен в Единый реестр неправомерно размещенных НТО.
ИП Оганесян С.Г. 19.10.2022 обратился в адрес Администрации г. Хабаровска с заявлением о проведении инвентаризации НТО, размещенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21, включении некапитальных торговых объектов в Схему размещения НТО, исключении их из Единого реестра неправомерно размещенных НТО.
Администрация г. Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового обслуживания письмом от 28.11.2022 отказала предпринимателю в удовлетворении заявления по причине отсутствия правовых оснований для внесения НТО в Схему размещения НТО на территории городского округа "Город Хабаровск".
ИП Оганесян С.Г. не согласившись с отказом от 28.11.2022 N 15.1-11/2041 обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Между тем заключение договора аренды на земельный участок не требуется.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Действующее земельное законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Закону N 381-ФЗ, в соответствии с положениями которого, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках указанного закона должны быть определены условия и порядок размещения таких объектов.
На основании пункта 1.4 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 N 4317 (далее - Порядок N 4317), НТО за исключением случаев, предусмотренных разделом 9 настоящего Порядка (размещение НТО для организации нестационарной торговли в весенне-летний, осенне-зимний периоды), размещаются на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск".
Пунктом 2.1 Порядка N 4317 установлено, что размещение нестационарных торговых объектов, за исключением случаев, предусмотренных разделом 9 настоящего Порядка, производится в соответствии со Схемой размещения на основании результатов аукционов.
Правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является договор на размещение НТО, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
Также согласно пункту 1.3 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 17.06.2020 N 1926, под неправомерно размещенным НТО понимается объект, размещенный с нарушением утвержденной постановлением администрации города Хабаровска Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, действующей на момент возникших правоотношений. При этом обязанность по определению порядка, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления, полномочные по распоряжению соответствующими земельными участками.
Постановлением Администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 утверждено Положение о движимых вещах и местах временного хранения автотранспорта на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - Положение о движимых вещах), которое применяется при установке (организации) движимых вещей и мест временного хранения автотранспорта на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц, для целей, не связанных со строительством (пункт 1.2 Положения о движимых вещах).
Кроме того Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 внесены изменения в ЗК РФ, касающиеся порядка и оснований предоставления в аренду публичных земельных участков, в том числе исключена статья 34 ЗК РФ.
В статье 34 Федерального закона N 171-ФЗ установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений и возможности осуществления процедуры предоставления земельных участков в соответствии с ЗК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
С 01.03.2015 положение о движимых вещах и стоянках автомобильного транспорта (местах временного хранения автотранспорта), утвержденное постановлением Администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101, подлежит применению в случае, предусмотренном частью 3 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ (пункт 5.1 Положения о движимых вещах).
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Конституционный суд Российской Федерации в определениях от 29.03.2016 N 581-О, от 26.01.2017 N 166-О, указал, что часть 3 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающая возможность применения утратившей силу статьи 34 ЗК РФ, учитывает особенности ранее действовавшего правового регулирования отношений по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, и обеспечивает необходимую в таких случаях преемственность этих отношений, в связи с чем оспариваемые законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который не лишен возможности получить земельный участок в общем порядке.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить до 01.01.2018 уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка при наличии утвержденной до 01.03.2015 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством.
Между тем договор аренды по правилам статьи 34 ЗК РФ необходимо заключить не позднее 01.01.2018.
Также судом установлено, что договор аренды земельного участка для использования под некапитальный объект - торговые ряды, между ИП Оганесяном С.Г. и Департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска по правилам статьи 34 ЗК РФ не заключался.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что часть торговых рядов по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21 (5 киосков) размещена предпринимателем неправомерно.
Осуществление торговой деятельности на территории городского округа "Город Хабаровск", с использованием НТО осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Хабаровск и на основании действующего договора на размещение НТО, заключенного с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр.
Разработка Схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых было разрешено (согласовано или иным образом санкционировано) до принятия решения о разработке Схемы (пункт 2.5 Порядка N 128-пр).
В Схему включаются размещенные нестационарные торговые объекты, определенные по результатам инвентаризации, и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению (пункт 2.7 Порядка N 128-пр).
По смыслу данной нормы права следует, что разрешенным размещением НТО является его размещение в установленном законодательством порядке.
То есть, судом правильно установлено, что спорный НТО размещен заявителем в нарушение требований действующего законодательства.
Следовательно, у Администрации г. Хабаровска отсутствовали правовые основания для проведения инвентаризации с целью включения торговых рядов по адресу: г. Хабаровск, ул. Воровского, в районе дома N 21 в Схему размещения НТО, а также и для исключения спорного НТО из Единого реестра неправомерно размещенных НТО.
Ссылка предпринимателя на часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, согласно которой утверждение Схемы размещения НТО, а равно внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения схемы, обоснованно отклонена судом, поскольку указанная норма не распространяет свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что указание Управлением торговли в письме от 28.11.2022 N 15.1-11/2041 на то, что выбор земельного участка для размещения временных некапитальных объектов - торговых рядов в Железнодорожном районе был разрешен предпринимателю в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 03.09.2007 N 167-пр "О порядке организации деятельности ярмарок на территории Хабаровского края", основанием для признания оспариваемого отказа, выраженного в отраженном ранее письме, незаконным, не является, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требования в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с выяснением всех обстоятельств дела и оценкой доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 апреля 2023 года по делу N А73-19217/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19217/2022
Истец: ИП Оганесян Спартак Генрикович
Ответчик: Администрация города Хабаровска