г. Хабаровск |
|
08 сентября 2023 г. |
А73-19680/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Мухен": Изотова Е.А., представитель по доверенности б/н от 03.12.2022;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мухен"
на решение от 17.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023
по делу N А73-19680/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мухен" (ОГРН 1152720002654, ИНН 2720053779; адрес: 680504, Хабаровский край, Хабаровский р-н, рп Корфовский, ул. Владивостокская, д. 24, лит. А, офис 1)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (ОГРН 1052700251801, ИНН 2724084440; адрес: 680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 109, корп. Б)
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мухен" (далее - ООО "Мухен", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, управление, административный орган) от 07.09.2022 об утилизации (уничтожении) пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, о выбранных месте, времени, способах и условиях утилизации.
Решением суда от 17.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе ООО "Мухен", которое, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По убеждению заявителя, является ненадлежащим доказательством по делу экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 02.09.2022 N 2720/01.12/05/1814/2022, поскольку ООО "Мухен" с заявлением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы не обращалось, санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проводилась, отбор проб уполномоченным органом не производился.
Отмечает, что обществом приобщались протоколы иных аккредитованных лабораторий, подтверждающие соответствие минеральной воды требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Представитель ООО "Мухен" в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, дав по ней пояснения.
Управление Роспотребнадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя общества, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение требований процессуального законодательства, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Мухен" является производство безалкогольных напитков и производство упакованных питьевых вод, включая минеральные воды (ОКВЭД 11.07, классификатор ОК 029-2014).
26.08.2022 общество обратилось в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" на проведение лабораторных исследований, испытаний (измерений) - воды минеральной.
Согласно протоколу лабораторных исследований от 30.08.2022 N 1.14601, 1.14602 исследовались пробы: N 14601 - лечебной минеральной питьевой газированной природной воды "Мухенская N 1" гидрокарбонатная натриевая, борная; дата изготовления 27.06.2022, потребительская упаковка (образец 1); N 14602 - лечебно-столовой минеральной питьевой газированной природной воды "Мухенская N 3" гидрокарбонатная натриево-кальциево-магниевая, кремнистая, железистая, дата изготовления 23.08.2022, упаковка потребительская (образец 2).
Дата и время отбора проб: N 14601 - 26.08.2022 13:00, N 14602 - 26.08.2022 13:10; масса, объем пробы - 12 бутылок по 0,5 л каждой пробы; дата и время доставки в лабораторию - 26.08.2022 14:15; место отбора проб - г. Хабаровск, пр-кт 60-летия Октября, д. 162, склад; изготовитель - ООО "Мухен", Хабаровский край, район, р.п. Корфовский, ул. Владивостокская, д. 24, литер А.
Результаты испытаний: в образце 1 обнаружены БГКП 36 КОЕ/205см3, энтерококки (фекальные стрептококки) 1 КОЕ/250см3 (в нормируемых объемах не допускаются); в образце 2 - ОМЧ при температуре 37° составило 27 КОЕ/см3 при норме не более 20 KOE/см3, обнаружены БГКП 50 КОЕ/250см3, энтерококки (фекальные стрептококки) 1 КОЕ/250см3 (в нормируемых объемах не допускаются).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 02.09.2022 N 2720/01.12/05/1814/2022, оформленному на основании поручения Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, пробы - лечебная минеральная питьевая газированная природная вода "Мухенская N 1", изготовленная в соответствии с ТУ 11.07.11-001-35281981-2017; лечебно-столовая минеральная питьевая газированная природная вода "Мухенская N 3", изготовленная в соответствии с ТУ 11.07.11-003-35281981-2017, по микробиологическим показателям не соответствуют таб. 2 приложения N 2 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (TP ЕАЭС 044/2017), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45 (далее - TP ЕАЭС 044/2017).
В части маркировки пробы соответствуют Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011. Пищевая продукция в части ее маркировки, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011).
В соответствии с полномочиями Управления Роспотребнадзора, установленными статьей 34, частью 3 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", абзацем третьим части 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подпунктами 8.1.6, 8.1.8 пункта 8.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 671, с учетом выявленных несоответствий качества образцов 1, 2, что создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также недопустимый риск, связанный с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба при употреблении минеральной питьевой воды, управлением обществу 02.09.2022 выдано предписание о приостановлении реализации продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов.
По результатам анализа нормативных правовых актов, пояснений общества и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", управлением в соответствии с частью 4 статьи 18 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), статьей 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в целях предотвращения оборота несоответствующей обязательным требованиям продукции 07.09.2022 в адрес общества вынесено предписание об утилизации (уничтожении) пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, о выбранных месте, времени, способах и условиях утилизации.
Не согласившись с данным предписанием, ООО "Мухен" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое предписание Управления Роспотребнадзора соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Отношения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулирует Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу абзаца третьего части 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Статьей 11 этого Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Отношения в области организации питания, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека и будущих поколений регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
Качество пищевых продуктов согласно статье 1 указанного закона представляет собой совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона N 29-ФЗ к отношениям, связанным с государственным надзором в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов применяются, в том числе, положения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Федеральный закон N 184-ФЗ согласно статье 1 регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Под техническим регламентом в силу статьи 2 Федерального закона N 184-ФЗ понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации); под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Целью принятия технических регламентов в числе прочего является защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (статья 6 Федерального закона N 184-ФЗ).
Положениями абзаца третьего пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ определено, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями (пункт 6 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что орган государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", с соответствии с пунктами 3, 4 статьи 1 которого при применении настоящего технического регламента должны учитываться требования технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (далее -технические регламенты Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции), дополняющие и (или) уточняющие требования настоящего технического регламента.
Технические регламенты Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции устанавливают: объекты технического регулирования; требования безопасности к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования.
На основании пункта 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии данному техническому регламенту, также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (пункт 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45 принят технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (ТР ЕАЭС 044/2017).
Пункт 2 ТР ЕАЭС 044/2017 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза и предназначенной для реализации потребителям, требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке питьевой воды для обеспечения ее свободного обращения на таможенной территории Союза.
Упакованная питьевая вода выпускается в обращение на таможенной территории Союза при ее соответствии требованиям настоящего технического регламента (пункты 12-16 TP ЕАЭС 044/2017).
Упакованная питьевая вода, выпущенная в обращение на таможенной территории Союза, при использовании по назначению в течение срока ее годности и при соблюдении условий хранения не должна причинять вред жизни или здоровью человека.
Упакованная питьевая вода должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и требованиям иных технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется.
Природная минеральная вода по показателям безопасности должна соответствовать требованиям, установленным в Приложении N 2 к настоящему Техническому регламенту.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 71 АПК РФ, суды установили факт нарушения обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованно сделав вывод о наличии оснований для вынесения обществу предписания от 07.09.2022 об утилизации (уничтожении) пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, о выбранных месте, времени, способах и условиях утилизации; отсутствие нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов ООО Мухен" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 02.09.2022 N 2720/01.12/05/1814/2022, оформленному на основании поручения Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, пробы - лечебная минеральная питьевая газированная природная вода "Мухенская N 1", изготовленная в соответствии с ТУ 11.07.11-001-35281981-2017, лечебно-столовая минеральная питьевая газированная природная вода "Мухенская N 3", изготовленная в соответствии с ТУ 11.07.11-003-35281981-2017 по микробиологическим показателям не соответствуют таб. 2 Приложения N 2 TP ЕАЭС 044/2017.
В свою очередь, исследования образцов минеральной воды по показателям микробиологической безопасности проводились в аккредитованной на данный вид исследований лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" (аттестат аккредитации RA.RU.710047) по аттестованным методикам в соответствии с ГОСТ 31955.1-2013 (ISO 9308-1:2000) "Вода питьевая. Обнаружение и количественный учет и колиформных бактерий. Часть 1. Метод мембранной фильтрации"; ГОСТ 18963-73 "Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа" (на показатели "БГКП", "ОМЧ при 37 °C"); СТ РК 1884-2-2009 "Качество воды. Обнаружение и подсчет кишечных энтерококков. Часть 2. Метод мембранной фильтрации" (на показатель "энтерококки (фекальные стрептококки)), которые включены в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ЕАЭС 044/2017, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.12.2017 N 164.
Нарушений требований указанных государственных стандартов при проведении исследования судами не установлено.
Кроме того, судами принято во внимание, что в связи с получением неудовлетворительного результата в целях исключения лабораторной ошибки и получения достоверных результатов исследование лабораторией было проведено в двух повторах (параллелях), разными операторами, повторные исследования подтвердили первоначальные неудовлетворительные результаты, что подтверждается представленным в материалы дела ходом исследования.
Оценив данное заключение эксперта по критериям относимости, достаточности и соответствия требованиям законодательства, которое проведено в установленном законом порядке, в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утвержденными в установленном законом порядке, лицом, имеющим специальные познания, образование, квалификацию и стаж работы в экспертном учреждении, суды приняли его в качестве надлежащего доказательства.
Оснований сомневаться в объективности и достоверности изложенных в экспертизе выводов, которые были сделаны на основании данных, зафиксированных в протоколах лабораторных исследований от 30.08.2022 N N 1.14601, 1.14602, суды не усмотрели.
Доводы общества о том, что Управлением Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проводилась, рассмотрен и правильно отклонен судами, указавшими, что экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 02.09.2022 N 2720/01.12/05/1814/2022 оформлено по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, на основании поручения управления, и, в том числе, подтверждается пояснениями специалиста - врача по общей гигиене ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" Царевой Т.Г., полученными в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Представленные обществом в материалы дела протоколы испытаний от 07.09.2022 N N 1369-03, 1370-03, выданные ООО "ЦС "Восток-тест"; протоколы испытаний от 05.09.2022 NN 6305, 6304, от 14.02.2023 NN 708, 709, выданные КГБУ "Хабаровская краевая ветлаборатория", не подтверждают соответствие спорной минеральной воды требованиям ТР ЕАЭС 044/2017, поскольку пробы воды для исследований предоставлялись иными лицами и отобраны в иных местах.
Кроме этого, все протоколы испытаний, в том числе, от 14.02.2023 N N 708, 709, выданные КГБУ "Хабаровская краевая ветлаборатория", содержат информацию об иных объемах партий выпускаемой продукции, нежели указаны в экспертном заключении от 02.09.2022 N 2720/01.12/05/1814/2022 (размер партии: образца 1 - 504 бутылки по 0,5 л; образца 2 - 504 бутылки по 0,5 л), что свидетельствует о том, что с достоверностью определить принадлежность отобранных проб к одной партии товара не представляется возможным.
Данные обстоятельства установлены судами по результатам оценки имеющихся в деле доказательств, соответствуют их содержанию и заявителем по существу не опровергнуты.
Установив, что предписание выдано уполномоченным органом надлежащему субъекту, является исполнимым, направлено на устранение нарушений, факт которых подтвержден материалами дела, законные интересы заявителя не нарушает, грубых процессуальных нарушений при его вынесении не допущено, суды правомерно отклонили требования общества.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по делу N А73-19680/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Природная минеральная вода по показателям безопасности должна соответствовать требованиям, установленным в Приложении N 2 к настоящему Техническому регламенту.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 71 АПК РФ, суды установили факт нарушения обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованно сделав вывод о наличии оснований для вынесения обществу предписания от 07.09.2022 об утилизации (уничтожении) пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, о выбранных месте, времени, способах и условиях утилизации; отсутствие нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов ООО Мухен" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 02.09.2022 N 2720/01.12/05/1814/2022, оформленному на основании поручения Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, пробы - лечебная минеральная питьевая газированная природная вода "Мухенская N 1", изготовленная в соответствии с ТУ 11.07.11-001-35281981-2017, лечебно-столовая минеральная питьевая газированная природная вода "Мухенская N 3", изготовленная в соответствии с ТУ 11.07.11-003-35281981-2017 по микробиологическим показателям не соответствуют таб. 2 Приложения N 2 TP ЕАЭС 044/2017.
В свою очередь, исследования образцов минеральной воды по показателям микробиологической безопасности проводились в аккредитованной на данный вид исследований лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" (аттестат аккредитации RA.RU.710047) по аттестованным методикам в соответствии с ГОСТ 31955.1-2013 (ISO 9308-1:2000) "Вода питьевая. Обнаружение и количественный учет и колиформных бактерий. Часть 1. Метод мембранной фильтрации"; ГОСТ 18963-73 "Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа" (на показатели "БГКП", "ОМЧ при 37 °C"); СТ РК 1884-2-2009 "Качество воды. Обнаружение и подсчет кишечных энтерококков. Часть 2. Метод мембранной фильтрации" (на показатель "энтерококки (фекальные стрептококки)), которые включены в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ЕАЭС 044/2017, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.12.2017 N 164.
...
Представленные обществом в материалы дела протоколы испытаний от 07.09.2022 N N 1369-03, 1370-03, выданные ООО "ЦС "Восток-тест"; протоколы испытаний от 05.09.2022 NN 6305, 6304, от 14.02.2023 NN 708, 709, выданные КГБУ "Хабаровская краевая ветлаборатория", не подтверждают соответствие спорной минеральной воды требованиям ТР ЕАЭС 044/2017, поскольку пробы воды для исследований предоставлялись иными лицами и отобраны в иных местах."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2023 г. N Ф03-3985/23 по делу N А73-19680/2022