г. Хабаровск |
|
08 декабря 2023 г. |
А73-18591/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: Председательствующего судьи Падина Э.Э.
Судей: Дроздовой В.Г., Лесненко С.Ю.
при участии
от истца: Бронштейн А.М., представитель по доверенности от 23.01.2023;
от ответчика: Гужин К.В., представитель по доверенности от 15.03.2023, Буркова А.М., представитель по доверенности от 20.04.2023;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс-ДВ"
на решение от 10.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023
по делу N А73-18591/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабаровскбытсервис"
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс-ДВ"
об урегулировании разногласий при заключении договора
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабаровскбытсервис" (адрес: 680031, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Оборская, д. 11 Б) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (адрес: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, помещ. 3 (1-72) 43, 44, 45, 46) с исковым заявлением об урегулировании разногласий при заключении договора N ТКО-374/ЮЛ от 14.09.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023, иск удовлетворен частично.
Суд урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора N ТКО-374/ЮЛ от 14.09.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами следующим образом:
Раздел 1 принят в редакции регионального оператора: в настоящем договоре используются понятия и термины, определенные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N641", а также дополнительно применяются следующие понятия:
система контроля - автоматизированная информационная система, ведение которой осуществляется с использованием аппаратуры спутниковой навигации, предназначенной для получения, обработки и передачи информации, имеющая значение для подтверждения факта исполнения обязательств по настоящему договору Региональным оператором перед Потребителем;
накопитель - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов. К накопителям относятся контейнеры (в том числе контейнеры заглубленного типа), бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в мусоропроводах и мусороприемных камерах, пакеты или другие емкости, предоставляемые Региональным оператором если ценообразованием в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено включение расходов на их приобретение в единый тариф Регионального оператора и в единый тариф Регионального оператора включены указанные расходы на соответствующий период регулирования. К накопителям, в том числе относятся компакторы и иные средства прессования (уплотнения) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), а также бункеры для крупногабаритных отходов, расположенные на 'контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов;
геолокация - определение реального географического положения специальной техники (мусоровоз и т.п.), использующейся для транспортировки ТКО;
контейнерная площадка - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
место (площадка) накопления ТКО - контейнерная площадка, специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов, а также иные места накопления, на которых используется децентрализованный способ накопления ТКО. Места накопления ТКО должны быть включены в территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденную уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края и (или) включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органов местного самоуправления. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, а также правилам благоустройства муниципальных образований;
децентрализованный способ накопления ТКО - способ накопления твердых коммунальных отходов применяется на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки;
- электронное взаимодействие - обмен электронными документами, осуществляемый через Оператора электронного документооборота;
- оператор электронного документооборота (далее - Оператор) - российская организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между Сторонами.
Выставление и получение электронных документов может осуществляться через одного или нескольких Операторов;
электронный документ - указанные в договоре документы, представленные в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись) - электронная подпись, которая соответствует следующим признакам:
получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
создается с использованием средств электронной подписи;
ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи).
Пункт 2 изложен в редакции регионального оператора: По настоящему договору на оказание услуг по обращению с ТКО Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора;
Пункт 3 изложен в редакции регионального оператора: Объем ТКО, принимаемый от Потребителя ежемесячно, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КТО), периодичность вывоза ТКО, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные условия оказания услуг по настоящему договору определяются согласно Приложению N 1 к настоящему договору;
Пункт 5 изложен в редакции регионального оператора: дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - "01" июля 2022 года.
Пункт 6.3. изложен в частично редакции истца: Начисление платы по настоящему договору осуществляется Региональным оператором ежемесячно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Способ определения размера платы (6.1 или 6.2) выбирает потребитель и вправе изменить его не чаще одного раза в квартал, уведомив письменно регионального оператора за две недели до начала квартала;
Пункт 7 изложен частично в редакции регионального оператора: Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Пункт 10 изложен в редакции регионального оператора: В случае отсутствия со стороны Потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений, заявленных в порядке раздела VI настоящего договора относительно исполнения обязательств по настоящему договору, в том числе объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО по настоящему договору, услуги, считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате Потребителем в полном объеме.
Пункт 12.1. договора изложен в редакции истца: Принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к настоящему договору - по графику, согласованному сторонами. Потребитель вправе изменить график вывоза в одностороннем порядке в связи с изменением объема ТКО, предупредив регионального оператора за две недели любым доступным способом
Пункт 13.1 договора изложен в редакции регионального оператора: Осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы ТКО принятых, от Потребителя, на основании данных системы контроля.
Пункт 13.3 договора изложен в редакции регионального оператора: В случае выявления фактов использования Потребителем типа и (или) объема й (или) количества накопителей и (или) фактов изменения сведений о количестве и (или) виде расчетных единиц, не предусмотренных настоящим договором, а также не поступления от Потребителя уведомления о таких изменениях в порядке, предусмотренном пунктом 14.11 настоящего договора, не осуществлять их вывоз при отсутствии технической возможности (в т.ч. специальной техники), позволяющей транспортировать вышеуказанные накопители.
Пункт 14.3 договора изложен в редакции регионального оператора: Производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
Пункт 14.13 договора изложен в редакции регионального оператора: В случае выявления фактов уменьшения либо увеличения объема оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО, в письменном виде направить Региональному оператору соответствующее уведомление с предоставлением подтверждающей информации. Указанное уведомление направляется в адрес Регионального оператора в 2 (двух) экземплярах;
Пункт 16.1 договора изложен в редакции регионального оператора: В случае поступления и наличия в системе контроля информации о геолокации в зоне расположения мест (площадок) накопления ТКО и периодичности вывоза ТКО, услуги по настоящему Договору считаются надлежащим образом оказанными и подлежат оплате в полном объеме. При этом если учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из количества и объема накопителей, то каждый заезд спецтехники (мусоровоза и т.п.) в зону места (площадки) накопления ТКО признается фактом вывоза ТКО Региональным оператором всего номинального объема накопителей по настоящему договору.
Пункт 23 изложен в редакции регионального оператора: В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Пункт 25 изложен в редакции истца: исключить из условий договора пункты 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5, 25.5.1, 25.5.2, 25.5.3, 25.5.4.
Пункт 28 принят в редакции истца: договор считается заключенным с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда по 31.12.2023.
Приложение N 1 к договору Объем и место (площадка) накопления ТКО изложены в следующей редакции:
Столбец 1 приложения N 1 изложить - "1";
Столбец 2 (место нахождения объекта недвижимости) изложить: 680031 г. Хабаровск, ул. Оборская, д. 11Б (лит. А, А1, Б, В, Ж, З, И);
Столбец 3 (наименование объекта недвижимости) изложить - нежилое помещение).
Столбец 4 (порядок коммерческого учета) изложить: Расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Столбец 8 (место (площадка) накопления ТКО /КГО") изложить: 680031 г. Хабаровск, ул. Оборская, д. 11Б;
Столбец 12 (объем накопителей ТКО, куб. м) изложить: 1,66;
Столбец 14 (периодичность вывоза ТКО) изложить в следующей редакции: "1 раз в неделю";
Столбец 15 (период оказания услуг по вывозу ТКО): изложить в следующей редакции с 01.07.2022 по 31.12.2023;
Столбец 16 (объем принимаемых ТКО в мес., куб. м) изложить в следующей редакции "7,193".
Приложение N 1.1 исключить.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ответчик обжаловал их в кассационном порядке, просит их отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Кассатор обращает внимание на противоречие редакции пунктов 6.3, 7, 16.1 договора с выводами в мотивировочной и резолютивной частей решения суда. По пункту 12.1 редакция установленная судом противоречит пункту 14.12 договора по сроку извещения, полагает обоснованной редакцию регионального оператора.
Полагает необоснованным исключение из редакции договора пунктов 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5, 25.5.1-25.5.4 с мотивировкой о несоответствии положениям типового договора Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). По пункту 28 договора, не согласен с исключением положения о взаиморасчетах, что создаст сложности для определения порядка взаимодействия сторон, полагает обоснованной редакцию регионального оператора. По приложению N1 возражая и настаивая на своей редакции, обращает внимание на то, что согласно материалам дела контейнерная площадка была зарегистрирована истцом 27.10.2022. Не согласен с исключением приложения N 1.1, которое содержит информацию о помесячном объеме принимаемых ТКО, что удобно для сторон.
Региональный оператор категорически не согласен с выводом суда о непринятии региональным оператором исчерпывающих мер по размещению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Прежде всего, из текста судебного акта не следует, что в понимании суда является исчерпывающими мерами по размещению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Пункт 8(17) Правил N 1156 обязывает регионального оператора размещать предложение о заключении договора в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Обязанность размещать предложение во всех печатных средствах массовой информации в действующем законодательстве не установлена. Исполняя требования Правил N 1156 региональный оператор 13.04.2022 в установленный действующим законодательством срок (10 рабочих дней) со дня утверждения Комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края единого тарифа на услугу регионального оператора одновременно разместил адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (газете Тихоокеанская звезда за 13-14 апреля 2022(N67,68), а также на своем официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Более подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Истец в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
В судебном заседании представители сторон изложили свои процессуальные позиции по делу.
Представитель кассатора, поддерживая жалобу, просил пункты 6.3, 7, 12.1, 25, 28, приложение N 1, приложение N1.1 изложить в редакции регионального оператора.
Представитель истца просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность постановленных по делу судебных актов в обжалуемой части, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, ООО "Хабавтотранс ДВ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск" и территории муниципального района имени Лазо в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 19.10.2021 заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, собственники ТКО - физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо на 2022 год, а также производственная программа на период с 01.07.2022 по 31.12.2022, в соответствии с которой в указанный период величина тарифа за 1 тонну - 6 607 руб. 69 коп., за 1 куб. м - 779 руб. 71 коп.
13.04.2022 региональный оператор разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст предложенного им типового договора в печатных средствах массовой информации - газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года N 67, N68 и на своем официальном сайте http://tko27.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованное неопределенному кругу лиц - потребителям.
14.09.2022 письмом N 6628/ХБДВ региональный оператор направил в адрес истца два экземпляра подписанного договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-374/ЮЛ от 14.09.2022 с приложениями.
Истец, рассмотрев полученный договор, оставил его без подписания, направил в адрес регионального оператора обращение N 24 от 11.10.2022 с протоколом разногласий и требованием о порядке выбора расчетов исходя из количества накопителей.
Региональный оператор, рассмотрев предложенный протокол разногласий от 11.10.2022, подготовил протокол рассмотрения разногласий к договору и 27.10.2022 письмом от 25.10.2022 N 9348/ХБДВ направил его в адрес истца.
Невозможность урегулирования возникших между сторонами спора разногласий послужила основанием для их передачи на рассмотрение в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исковые требования удовлетворил частично, ряд пунктов договора приняты в предлагаемой истцом редакции, часть в редакции регионального оператора.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд округа признает доводы кассатора в части заслуживающими внимания.
Заключение договора на оказание услуг по обращения с ТКО по общему правилу производится путем подписания сторонами одного документа в порядке, описанном в разделе I(1) Правил N 1156. Офертой выступает заявка потребителя на заключение такого договора или предложение регионального оператора (пункт 8(4)).
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников отходов и собирания региональным оператором НВВ, определенной тарифным органом, в исключение из общих правил статьи 438 ГК РФ (о безоговорочности акцепта и о том, что молчание не является акцептом) в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержатся фикции заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение договора и необходимых для этого документов.
Как следует из материалов дела и установлено судами ответчик (региональный оператор) считал, что на дату рассмотрения спора договор на обращение с твердыми коммунальными услугами между сторонами является заключенным, поскольку протокол разногласий в адрес ответчика истцом (потребитель, собственник ТКО) направлен лишь 11.10.2022, то есть по истечении 15 рабочих дней со дня поступления договора истцу (14.09.2022), срок истек 05.10.2022. Напротив, истец, возражая по доводам ответчика, указал что 11.10.2022 региональному оператору вместе с протоколом разногласий была направлена заявка о выборе расчета исходя из количества накопителей, ответчик рассмотрел протокол разногласий, представленный обществом 11.10.2022 и 27.10.2022 направил протокол рассмотрения разногласий от 20.10.2022 с сопроводительным письмом от 25.10.2022 N 9348/ХБДВ с учетом урегулированных разногласий, тем самым конклюдентными действиями продолжил процесс урегулирования преддоговорного спора.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, учитывая, что в протоколе рассмотрения разногласий от 20.10.2022 региональный оператор указал, что данный протокол является неотъемлемой частью договора, протокол рассмотрения разногласий вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в рамках срока действия договора, а в сопроводительном письме от 25.10.2022 N 9348/ХБДВ региональный оператор предложил истцу рассмотреть, подписать и передать документы в течение 10 рабочих дней, пришли к обоснованному выводу о том, что региональный оператор, несмотря на получение протокола разногласий после истечения срока, установленного потребителю Правилами N 1156 для направления мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора, не подтвердил заключение договора в редакции регионального оператора, а продолжил процедуру согласования спорных пунктов договора и приложений к нему.
В связи с возникновением между потребителем и региональным оператором разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО общество "Хабаровскбытсервис" обратилось с исковым заявлением об урегулировании разногласий, что не противоречит нормам действующего законодательства.
При установленных судами обстоятельствах настоящий спор обоснованно рассмотрен, как спор об урегулировании разногласий, возникших между истцом и региональным оператором при заключении соответствующего договора.
Разрешение судом данной категории споров по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Рассматривая спор об урегулировании разногласий, арбитражный суд должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что, если проект договора направляется стороной, для которой заключение договора обязательно, она обязана после получения от акцептанта протокола разногласий известить последнего о принятии договора в его редакции либо об отклонении указанного протокола.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать спорные вопросы на рассмотрение арбитражного суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По смыслу пункта 2 статьи 445 ГК РФ процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила N 1156, которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Указанный договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, но может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Приложением N 1 к Правилам N 1156.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении спора в пределах доводов кассационной жалобы и в обжалуемой части исходит из следующего.
Допускается включение региональным оператором в договор условий, которые не предусмотрены Типовым договором, но относятся к целям и предмету договора, и по которым стороны достигли согласия (статья 421 ГК РФ).
У сторон возникли разногласия относительно пункта 6.3 договора.
Суды посчитали возможным, пункт 6.3. изложить в частично редакции истца: "Начисление платы по настоящему договору осуществляется Региональным оператором ежемесячно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Способ определения размера платы (6.1 или 6.2) выбирает потребитель и вправе изменить его не чаще одного раза в квартал, уведомив письменно регионального оператора за две недели до начала квартала.
Суд округа полагает, что в указанной редакции пункт 6.3 (раздел III "Сроки и порядок оплаты по договору") подлежит исключению, поскольку такой пункт условиями типового договора (раздел II "Сроки и порядок оплаты по договору") не предусмотрен, согласие обеих сторон договора на его включение в договор именно в такой редакции, не достигнуто. Расчетный период указан в пункте 6 договора согласованном сторонами.
Пункт 7 обоснованно принят судами в редакции: "Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.", что соответствует условиям типового договора (первый абзац пункта 6 типового договора).
Дополнение данного пункта вторым абзацем аналогичного пункта, изложенного в типовом договоре: "Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации." отсутствовала, поскольку объекты потребителя не относятся к многоквартирным и жилым домам.
По разногласиям, возникшим относительно пункта 12.1 договора, который был принят судами в редакции истца: "Принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к настоящему договору - по графику, согласованному сторонами. Потребитель вправе изменить график вывоза в одностороннем порядке в связи с изменением объема ТКО, предупредив регионального оператора за две недели любым доступным способом.", суд округа считает, что ввиду не достижения сторонами согласия по такой его редакции, данный пункт подлежал принятию в редакции регионального оператора, которая соответствовала аналогичному пункту типового договора (подпункт "а" пункта 11 типового договора).
В данном случае, изложив пункт в редакции истца, суды обязанности регионального оператора в части приема ТКО дополнили необходимостью соблюдать согласованный сторонами график.
Вместе с тем, ни Правилами N 1156, ни Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), не определено для регионального оператора принимать ТКО в соответствии с согласованным графиком.
Само понятие графика законодатель не вводил для регулирования правоотношений сторон.
Региональный оператор в раздел "Ответственность сторон" внес пункты 25, 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5, 25.5.1, 25.5.2, 25.5.3, 25.5.4, изложив порядок фиксации региональным оператором факта предоставления потребителем недостоверной информации.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исключили данные пункты, как несоответствующие положениям типового договора, в котором отсутствуют аналогичные условия.
Поддерживая суды, суд кассационной инстанции исходит из того, что возможность включить указанные пункты в договор связана исключительно с достижением согласия сторон (пункт 5 статьи 2.7 Закона N 89-ФЗ), в отсутствие такого согласия суды правомерно исключили их из текста сделки.
При согласовании срока действия договора, региональный оператор предложил пункт 28 договора изложить в следующей редакции:
"Настоящий договор заключается на срок с 01.07.2022 по 31.12.2022 (включительно).
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникших с даты начала оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
В части взаиморасчетов настоящий договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору.".
Судом первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд пункт 28 согласован в иной редакции: "Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда по 31.12.2023".
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Таким образом, распространение действия условий договора на отношения, сложившиеся до его заключения, возможно по воле сторон.
Согласно пункту 8(19) раздела 1(1) Правил N 1156 срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Принимая во внимание заинтересованность сторон в урегулировании правоотношений, направленность положений статьи 445 ГК РФ на устранение правовой определенности на будущее время, вынесение судом первой инстанции решения после 31.12.2022, отсутствие согласия истца на включение в договор предложенного ответчиком пункта о применении его условий к отношениям, возникшим до его заключения, суды нижестоящих инстанции обоснованно изложили пункт договора в новой редакции.
Каких-либо противоречий с нормами, регулирующими правоотношения сторон, суд округа не усматривает.
Не признаны убедительными доводы кассатора о том, что согласованная редакция вносит неопределенность в отношения сторон, поскольку при ограничении срока действия договора 31.12.2023 без указания на необходимость полного взаиморасчета между сторонами, у потребителя возникнет возможность не производить оплату.
Как первоначальная редакция пункта, так и согласованная судом редакция пункта 28 договора не предусматривали возможность пролонгации сделки на последующий период, поэтому ссылки на нарушение предложенной правовой конструкцией прав регионального оператора не состоятельна.
Исключение из первоначальной редакции третьего абзаца данного пункта ("В части взаиморасчетов настоящий договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору") прав сторон не нарушает, так как окончание срока действия договора не влечет прекращение всех обязательств по договору, в частности обязанностей сторон уплачивать неустойку за нарушение обязательств (пункты 3, 4 статьи 425 ГК РФ, пункт 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
При согласовании Приложения N 1 к договору "Объем и место (площадка) накопления ТКО" у сторон также были разногласия.
Региональный оператор предложил согласовать приложение N 1 в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2023 (т. 1 л.д. 95, 96) и указал: с 01.07.2022 по 30.11.2022 расчет по объекту истца по адресу 680031 г. Хабаровск, ул. Оборская, д. 11Б произведен региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО исходя из следующих показателей:
- здание лит З,Ж,В,Б - склад (собственность 2333,2 кв.м) норматив накопления ТКО куб.м в год - 0,1403, расчетная единица - 1 кв.м. общей пощади, количество расчетных единиц - 2333,2; место (площадка) накопления ТКО/ГКО - в соответствии с территориальной схемой обращения ТКО Хабаровского края; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с санитарными нормами и правилами; объем принимаемых ТКО в мес. куб. м - 27,298;
- здание лит И - проходная (собственность 21,2 кв.м) и здание лит А,А1 административно-бытовое здание (собственность 1 909,6 кв.м) расчетная единица - 1 сотрудник, количество расчетных единиц - 44; место (площадка) накопления ТКО/ГКО -в соответствии с территориальной схемой обращения ТКО Хабаровского края; периодичность вывоза ТКО - в соответствии с санитарными нормами и правилами; объем принимаемых ТКО в мес. куб. м - 3,133.
С 01.12.2022 по 31.12.2023 расчет по объекту истца по адресу 680031 г.Хабаровск, ул. Оборская, д. 11Б произведен расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО исходя из следующих показателей: здание лит З,Ж,В,Б - склад (собственность 2333,2 кв.м), здание лит И - проходная (собственность 21,2 кв.м) и здание лит А,А1 административно-бытовое здание (собственность 1 909,6 кв.м), (место (площадка) накопления ТКО /КГО"): 680031 г. Хабаровск, ул. Оборская, д. 11Б; географические координаты места (площадка) накопления (широта/долгота): 48.491715/135.129182; тип накопителя - контейнер в количестве - 2; объем накопления 1,4; периодичность вывоза - 1 раз в неделю; объем принимаемых ТКО в мес., куб.м - 6, 067.
По мнению регионального оператора, приложение N 1 и приложение N1.1. содержат сведения об оказанных региональным оператором услугах за период с 01.07.2022 по 30.11.2022, подлежат принятию в редакции ответчика, как фактически оказанные. С 01.12.2022 по 31.12.2023 - изложен с учетом заявки потребителя (т. 1. л.д.20).
Предлагая такие условия, региональный оператор исходил из собственных данных, полученных за период оказания услуг потребителю с 01.07.2022 по 31.12.2022 (сведения из системы спутникового мониторинга ГЛОНАСС).
Возражая по сведениям ГЛОНАСС регионального оператора, истец представил заключение ООО "Центр земельного права" от 25.03.2023 N 15 (т. 1 л.д. 167), согласно которому фактические координаты площадки ТКО истца отличаются от сведений представленных ответчиком, а также привел доводы, что региональный оператор был лишен фактической возможности оказывать услуги по вывозу отходов в силу недоступности контейнеров, в которых размещались отходы, для его доступа посторонним лицам и вывоза ответчиком в количестве указанном в приложении N1 с июля по ноябрь 2022. Периодичность и объем вывоза ТКО, указанные за декабрь 2022 соответствуют заявке истца и его потребности в услугах регионального оператора.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд посчитал возможным принять редакцию приложения N 1 (в части указания типа и объема накопителя, количества и объема накопителей, периодичность вывоза и объема принимаемых ТКО в месяц) в редакции истца с начала оказания услуг, с учетом подтвержденной потребности в услуге. А также, с учетом принятых разногласий по приложению N 1, посчитал, что отсутствует необходимость в приложении N 1.1.
Кассатор не соглашается с принятой судом редакцией Приложения N 1, настаивая на своей редакции, поскольку контейнерная площадка была зарегистрирована и внесена в реестр 27.10.2022, а также не согласен с определенным судом периодом оказания услуг - с 01.07.2022 по 31.12.2023, как противоречащий пункту 28 договора.
Суд округа полагает, что относительно периода оказания услуг доводы заявителя жалобы обоснованны, поскольку этот период соотносим со сроком действия договора (пункт 28 договора).
При не достижении согласия по условию, предусмотренному пунктом 2 статьи 425 ГК РФ, договор устанавливает правоотношения сторон на период, последующий моменту его заключения. При рассмотрении преддоговорного спора этот момент определяется вступлением в силу судебного решения.
Соответственно, столбец 15 Приложения N 1 не мог быть согласован "с 01.07.2022 по 31.12.2023", так как начало периода оказания услуг по договору определяется моментом вступления в законную силу решения суда.
По согласованию иных столбцов Приложения N 1 к договору суд кассационной инстанции признает подход судов верным.
Доводы кассатора о недоказанности требуемого истцом объема оказания услуг по вывозу ТКО не нашли документального подтверждения (статья 65 АПК РФ).
При этом, судами установлено, что ввиду обособленности места (площадки) накопления ТКО и отсутствия фактической возможности оказывать услуги по вывозу отходов в силу недоступности контейнеров, ответчиком при обосновании своей редакции Приложения N 1 не доказано оказание истцу услуг по обращению с ТКО с 01.07.2022 по 30.10.2022, в объеме и с периодичностью указанными ответчиком в дополнительном соглашении N 1 от 21.02.2023, направленном региональным оператором с письмом исх. N 3128/ХБДВ 27.02.2023 (т. 1 л.д. 95).
Также, суд первой инстанции верно отметил, что условие договора в части указания даты начала оказания услуг не препятствует взысканию региональному оператору с потребителя платы за фактическое оказание услуги по обращению с ТКО в заявленный ответчиком период при доказанности указанного факта (статья 65 АПК РФ).
Относительно включения в договор Приложения N 1.1 "Информация по предмету договора. Объем принимаемых ТКО" согласие истца не получено, обязательность его согласования типовым договором не предусмотрена, поэтому суды первой и апелляционной инстанции исключили его из текста договора, что соответствует положениям части 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
В абзаце четвертом пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснено, что суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.
Судом первой и апелляционной инстанции установлены фактические обстоятельства дела, дополнительного исследования доказательств не требуется, но неверно истолкованы нормы материального права при согласовании редакции пунктов 6.3, 12.1 договора и Приложения N 1 (пункт 3 части 2 статьи 288 АПК РФ), суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить судебный акт в указанной части.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
При обжаловании в апелляционном и кассационном порядке ООО "Хабавтотранс ДВ" уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворена частично и судебные акты изменены, расходы по оплате государственной пошлины, понесенные ООО "Хабавтотранс ДВ" при подаче апелляционной и кассационной жалоб по требованию неимущественного характера, относятся на ООО "Хабаровскбытсервис" (пункт 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А73-18591/2022 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части изменить:
- пункт 6.3 договора исключить.
- пункт 12.1 договора, изложить в редакции регионального оператора "Принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в Приложении N 1 к настоящему договору", а столбец 15 приложения N 1 к договору (период оказания услуг по вывозу ТКО) в следующей редакции: "с момента вступления в законную силу решения суда по 31.12.2023".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Хабаровскбытсервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" судебные расходы за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в сумме 6 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Э. Падин |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд частично удовлетворил иск о разногласиях при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изменив некоторые пункты договора. Суд установил, что условия договора должны соответствовать действующему законодательству и типовым правилам, а также учел интересы обеих сторон в процессе согласования условий.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 декабря 2023 г. N Ф03-5366/23 по делу N А73-18591/2022