г. Хабаровск |
|
09 февраля 2024 г. |
А73-7018/2023 |
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Я.В. Кондратьевой
рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 10.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023
по делу N А73-7018/2023 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Караван-Карго" (ОГРН: 1172724028608, ИНН: 2721233661, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Гайдара, д. 13, кв. 63)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1)
о взыскании 256 909 руб. 34 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Караван-Карго" (далее - ООО "ТК "Караван-Карго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 256 909 руб. 34 коп. пеней за просрочку в доставке груза по железнодорожным накладным N N ЭЧ052747, ЭШ462318, ЭЫ041150, ЭЬ183890, ЭЭ172094, ЭЯ336188, ЭЯ386555.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства.
Истцом заявлен частичный отказ от исковых требований на сумму 1 382 руб. 04 коп. (приняты доводы ответчика о том, что в расчет пени кроме провозной платы включен сбор за охрану).
Решением от 10.07.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023, принят частичный отказ от иска на сумму 1 382 руб. 04 коп. С ОАО "РЖД" в пользу ООО ТК "Караван-Карго" взысканы 167 395 руб. пеней за просрочку доставки грузов (с учетом уменьшения по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по железнодорожным накладным N N ЭЧ052747, ЭШ462318, ЭЫ041150, ЭЬ183890, ЭЭ172094.
ОАО "РЖД", не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований на сумму 91 181 руб. 84 коп. В обоснование жалобы заявитель выражает несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части непринятия доводов об установлении иного срока доставки на основании договора от 12.05.2021 N АТ-56/ГП, заключенного между ОАО "РЖД" и грузополучателем - ООО ТК "Караван-Карго".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТК "Караван-Карго", не согласившись с доводами, изложенными в ней, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ настоящее дело рассмотрено судом кассационной инстанции единоличным составом без вызова сторон.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286, 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в августе - декабре 2022 ОАО "РЖД" в адрес ООО "ТК "Караван-Карго" приняло груз по железнодорожным накладным N N ЭЭ172094, ЭЬ183890, ЭЫ041150, ЭШ462318, ЭЧ052747.
Груз прибыл на станцию назначения с нарушением нормативного срока доставки.
Поскольку ответчиком не соблюдены сроки доставки грузов, истец предъявил ответчику претензию от 23.03.2023 N 8 об уплате пени, оставление которой без удовлетворения, послужило основанием для обращения ООО "ТК "Караван-Карго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения сторон квалифицированы судами как регулируемые нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре перевозки и положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ).
В силу статьи 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 УЖТ РФ.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств (статья 97 УЖТ РФ).
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться соответствующими правилами исчисления сроков доставки грузов.
Порядок исчисления сроков доставки грузов определен в Правилах N 245.
Согласно статьям 8, 9 АПК РФ стороны пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание для своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" и ООО "ТК "Караван-Карго" заключен договор на увеличение срока доставки грузов от 12.05.2021 N АТ-56/ГП, которым стороны согласовали установление иного срока доставки грузов и/или порожних грузовых вагонов, принадлежащим заказчику на праве собственности или ином законном основании, отправляемых со станций сети дорог ОАО "РЖД" в адрес заказчика, при котором срок доставки, указанный в перевозочном документе, увеличивается на 7 суток.
Пунктом 15 Правил N 245 предусмотрено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от _____ дата _____".
В соответствии с пунктом 2.1. ОАО "РЖД" на станции отправления при оформлении перевозочных документов при наличии соответствующей технической возможности проставляет (указывает) в них номер настоящего Договора и количество суток увеличения срока, указанного в пункте 1.1 настоящего Договора. При отсутствии технической возможности номер настоящего Договора и количество суток уменьшения/ увеличения срока проставляется (указывается) в перевозочных документах на станции назначения при их раскредитоваиии.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что железнодорожные накладные N N ЭЧ052747, ЭЫ041150, ЭЭ172094 в графе "Особые заявления и отметки отправителя" не содержат отметок об увеличении срока доставки груза на основании пункта 15 Правил N 245 со ссылкой на договор, предусматривающий иной срок доставки груза, спорные железнодорожные накладные в графе "отметки перевозчика" содержат отметку о продлении срока доставки на 7 суток на основании акта общей формы N 2/10832 от 02.10.2022, 4 суток на основании акта общей формы N N 7/14721 от 13.10.2022, на 2 суток на основании акта общей формы N 2/140081 от 08.12.2022 соответственно, составленных на станции назначения.
Учитывая изложенное, суды обоснованно не усмотрели оснований для продления срока доставки груза направленного по железнодорожным накладным N N ЭЧ052747, ЭЫ041150, ЭЭ172094 в соответствии с пунктом 15 Правил N 245.
Проверяя обоснованность возражений ответчика в отношении железнодорожных накладных N N ЭЯ336188, ЭЯ386555, которые указывают на прибытие груза ранее срока, указанного в расчете истца, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2.6 правил N245, пунктом 39.5 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29, исследовав представленные доказательства, в частности памятку приемосдатчика N 433 вагоны NN 53515631, 63985212 по накладным NN ЭЯ336188, ЭЯ386555 переданы грузополучателю на сутки раньше срока, сочли их необоснованными, в требовании на сумму 16391 руб. 46 коп. отказано.
Также ОАО "РЖД" заявило об увеличении срока доставки груза по накладным N N ЭЬ183890, ЭЭ172094 на основании пункта 6.4 Правил N 245.
Согласно пункту 6.4 Правил N 245 срок доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур. Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Отклоняя возражения ответчика об увеличении срока доставки груза по накладным N N ЭЬ183890, ЭЭ172094 на основании пункта 6.4 Правил N 245 ввиду действия непреодолимой силы, со ссылкой на Распоряжения Губернатора Ростовской области и Указа Губернатора Воронежской области о введении режима чрезвычайной ситуации в связи со значительным увеличением прибытия граждан из приграничных территорий, на которые имеется ссылка в актах общей формы, суды исходили из того, что сами по себе такие распорядительные акты не являются основанием для задержки грузов при отсутствии в материалах дела доказательств временного прекращения или ограничения погрузки грузов.
При этом рассмотрев ходатайство ответчика о применении статьи 333 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что ОАО "РЖД" в настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации вызванной введением ограничительных мер со стороны недружественных стран, осуществляет функции главного в стране грузоперевозчика с долей в 85% от объема всех грузоперевозок без учета трубопроводного транспорта; грузопоток в большей степени переориентирован на восточное направление; установленная законом ставка неустойки за просрочку в доставке груза является существенной (6% за каждые сутки просрочки), что свидетельствует о значимости осуществления железнодорожной перевозки в нормативные сроки; учитывая характер и продолжительность допущенного нарушения, а также принимая во внимание, что обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, пришли к правильному выводу о том, что соизмеримой с нарушенным интересом и способной в полной мере компенсировать потери истца является неустойка в сумме 167 395 руб.
Учитывая вышеприведенные выводу судов первой и апелляционной инстанции, суд округа не усматривает неправильного применения норм материального права к установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные железнодорожные накладные содержат отметки об увеличении срока доставки груза на основании актов общей формы, не могут быть приняты во внимание судом округа, поскольку в спорных накладных в графе "Особые заявления и отметки отправителя" отсутствует отметка "Договорной срок доставки. Договор от _____ дата _____", как того требует пункт 15 Правил N 245.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.
С учетом вышеизложенного, решение и апелляционное постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А73-7018/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Я.В. Кондратьевой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что перевозчик не выполнил обязательства по доставке грузов в установленные сроки, что стало основанием для взыскания пеней. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными, так как не было доказано наличие оснований для увеличения сроков доставки. Кассационная жалоба перевозчика отклонена, решение оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2024 г. N Ф03-6583/23 по делу N А73-7018/2023