г. Хабаровск |
|
29 марта 2024 г. |
А04-7298/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.
от лиц, участвующих в деле, явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Сковородинского муниципального округа
на решение от 25.10.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024
по делу N А04-7298/2023 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению администрации Сковородинского муниципального округа
к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области
третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
администрация Сковородинского муниципального округа (ОГРН 1222800006110, ИНН 2808004955; адрес: 676014, Амурская обл., г. Сковородино, ул. Победы, д. 33, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1-19, 21, 23 предписания отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области (далее - отделение, административный орган, надзорный орган) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 28.07.2023 N 20/1.
К участию в деле привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ОГРН 1042800035541, ИНН 2801100184; адрес: 675001, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Пионерская, д. 47).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой в которой просила их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указал, что постановление от 19.07.2023 N 1405 содержит раздел, поименованный как "Принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы", вместе с тем, в данном разделе отсутствует порядок реализации конкретных действий и полномочий населения и добровольной пожарной дружины по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделения государственной противопожарной службы (далее - ГПС). Настаивает, что действующее законодательство не налагает на орган местного самоуправления обязанности регистрации физического лица в реестре добровольных пожарных. Отмечает, что к представлению и к отзыву надзорного органа, не приложены доказательства подтверждающие, что расстояние границ застройки до лесных насаждений менее 30 метров. Считает, что на орган местного самоуправления задача по созданию (обновлению) минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарных барьеров вокруг территории населенных пунктов может быть возложена именно при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима. Выражает несогласие с пунктами предписания в части возложения на администрацию обязанности обеспечить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы, поскольку необходимо установить правообладателей таких земельных участков, а также границы уборки территорий. Настаивает, что администрацией предоставлены отчеты проверки системы оповещения на территории г. Сковородино, согласно которым проверка прошла успешно. Проверка проводится в тихом режиме чтобы избежать волнений среди населения. Полагает, что судами не учтено распоряжение администрации от 02.07.2019 N 713-Р, согласно которому ответственным за пожарную безопасность в администрации назначен заместитель Главы по жилищно-коммунальному хозяйству.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии ее представителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения от 06.03.2023 N 16 в отношении администрации проведена проверка на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территориях населенных пунктов Сковородинского муниципального округа Амурской области, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства и огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров на 2023, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области N 207 от 02.03.2023 (населенные пункты, подверженные угрозе лесных пожаров согласно постановлению Правительства Амурской области N 207 от 02.03.2023: г. Сковородино, ж.д. ст. Мадалан, ж.д. ст. Ульручьи, ж.д. разъезд Аячи, п. Лесной, п. Ольдой, п. Солнечный, п. Таёжный, п.г.т. Уруша, с. Джалинда, с. Игнашино, с. Невер, с. Осежено, с. Тахтамыгда; населенные пункты, подверженные угрозе ландшафтных (природных) пожаров: ж.д. ст. Большая Омутная, ж.д. ст. Бам, п. Среднерейновский, п.г.т. Ерофей Павлович, с. Албазино, с. Талдан).
В ходе проверочных мероприятий выявлено 76 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которые отражены в акте от 04.04.2023 N 16.
В тот же день администрации выдано предписание об устранении в срок до 02.05.2023 нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 16/1 от 04.04.2023.
Постановлением от 12.04.2023 N 22 администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
На основании решения от 10.05.2023 N 17 в отношении администрации вновь проведена проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что предписание исполнено не в полном объеме, из 76 нарушений устранено 28 нарушений, что отражено в акте проверки от 29.05.2023.
Администрации выдано предписание N 17/1 от 29.05.2023 об устранении выявленных нарушений в срок до 23.06.2023.
Постановлением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому окружному судебному участку N 2 от 15.06.2023 по делу N 5-231/2023 администрация привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа 90 000 руб.
На основании решения от 11.07.2023 N 20 о проведении внеплановой выездной проверки, согласованной с прокуратурой Амурской области, в отношении администрации в период 17.07.2023 года по 28.07.2023, проведена проверка.
В ходе проверочного мероприятия было установлено, что выявленные ранее обязательные требования пожарной безопасности (указанные в предписании от 29.05.2023) устранены не в полном объёме, из 48 нарушений устранено 25 нарушений, что отражено в акте проверки от 28.07.2023 N 20.
Администрации вновь выдано предписание N 20/1 от 28.07.2023 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Постановлением судьи Сковородинского районного суда Амурской области по делу N 5-69/2023, администрация привлечена к административной ответственности по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Администрация, не согласившись с пунктами 1-19, 21, 23 предписания от 28.07.2023 N 20/1, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий согласно части 3 статьи 21 Закона N 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации дают им обязательные для исполнения письменные предписания по устранению таких нарушений.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (статья 20 Закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123- ФЗ).
На основании пунктов 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу положений части 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Закона N 123-ФЗ.
Положениям статьи 63 Закона N 123-ФЗ определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
На основании положений статьи 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Судами установлено и следует из пункта 1 предписания, что в Сковородинском муниципальном округе Амурской области не разработан и не утвержден нормативно -правовой акт, реализующий полномочия по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В ходе проверки администрацией представлено Постановление N 1405 от 19.07.2023 "Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Сковородинского муниципального округа", реализующий полномочия по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В свою очередь, содержащийся в указанном постановлении раздел "Принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы" не содержит порядка реализации конкретных действий и полномочий населения и добровольной пожарной дружины по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделения Государственной противопожарной службы
В пункте 2 предписания указано, что лица, состоящие в добровольной пожарной охране в Сковородинском муниципальном округе Амурской области, привлекающиеся к участию в тушении пожаров, проведению аварийно - спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим не имеют статуса добровольного пожарного (физические лица не внесены в реестр добровольных пожарных, подтверждающие документы не представлены).
На основании положений статьи 13 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.
Положениями Постановления N 473 от 23.03.2023 "Об утверждении Положения о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа" (далее - Постановление N 473) установлен порядок создания и контроля добровольной пожарной охраны Сковородинского округа.
В силу пункта 2 Постановления N 473 директорам Муниципальных казенных учреждений, таких как МКУ "Албазинский и Джалиндинский сельсовет", МКУ "п.г.т. Ерофей Павлович", МКУ "Неверский сельсовет", МКУ "Талданский сельсовет", МКУ "Тахтамыгдинский и Солнечный сельсовет", МКУ "п.г.т. Уруша" поручено организовать работу по созданию добровольной пожарной охраны на территориях населенных пунктов Сковородинского муниципального округа Амурской области.
Контроль за исполнением Постановления N 473 Глава Сковородинского муниципального округа оставил за собой (пунктом 3).
В соответствии с пунктом 55 Устава Сковородинского муниципального округа Амурской области (принятого решением Совета народных депутатов Сковородинского муниципального округа от 09.11.2022 N 69 (зарегистрированного 28.11.2022 N RU287090002022001) установлены отношения органов местного самоуправления с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности муниципального округа, предусмотрено, что муниципальные образования осуществляют функции и полномочия Сковородинского муниципального округа в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно Положению о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа муниципальные казенные учреждения от лица Сковородинского муниципального округа обязаны внести добровольных пожарных в реестр.
В соответствии с пунктами Положения о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа 1) финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений добровольной пожарной охраны осуществляются за счет средств бюджета Сковородинского муниципального округа (пункт 1.5); 2) подразделение добровольной пожарной охраны создается на территориях населенных пунктов Сковородинского муниципального округа (пункт 3.1); 3) лицо, зачисленное в состав подразделение добровольной пожарной охраны, приобретает статус добровольного пожарного, и регистрируются в Реестре добровольных пожарных населенного пункта. Реестр добровольных пожарных ведется по форме согласно приложению N 1 к настоящему положению (пункт 3.3).
В ходе проверки населенных пунктов представители муниципальных казенных учреждений от лица Сковородинского муниципального округа Амурской области на территориях поселений Сковородинского округа предоставили на добровольных пожарных страхование, медицинское освидетельствование, обмундирование добровольного пожарного, а также обучение в ГПС, которые закреплены в населенных пунктах, при этом доказательств включения добровольных пожарных в реестр не представили.
Учитывая изложенное, судам верно определено, что контроль за исполнением Положения о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа возложен на главу Сковородинского муниципального округа, таким образом, отсутствие регистрации добровольных пожарных в реестре допущено в связи с ненадлежащим контролем за исполнением принятого постановления.
В пункте 3 обжалуемого предписания установлено, что в нарушение пункта 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", статьи 4 Закона N 123-ФЗ в населенном пункте г. Сковородино противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов составляют менее 30 метров (юго-западная, южная, юго-восточная часть населенного пункта г. Сковородино).
На основании положений статьи 4 Закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1); к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относит технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2), к нормативным документам по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного федерального закона (пункт 1 части 3).
Согласно пункту 4.14 СП 4.13130.2013. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м.
Суды, принимая во внимание, что административным органом в ходе проверки зафиксировано изменение 25.03.2021 границ г. Сковородино, ввиду чего образовались участки, граничащие с лесными насаждениями (неразделенные тридцатиметровым барьером) в юго-западной, южной и юго-восточной части населенного пункта, пришли к верному выводу, что в случае неблагоприятного развития событий при возникновении ландшафтных (природных) пожаров, техногенных пожаров отсутствие противопожарного расстояния между застройками до лесных насаждений создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью и имуществу граждан, проживающих в г. Сковородино Сковородинского муниципального округа. Кроме того, судами установлено, что из-за изменений границы территории населенного пункта г. Сковородино изменены, при этом, ранее созданная минерализованная полоса находится не вокруг территории населенного пункта г. Сковородино, а за ее пределами, что является нарушением поименованных Правил.
Доводы кассационной жалобы о том, что предписание не содержит границ территории застройки, на которых противопожарные расстояния не соответствуют законодательно установленным размерам, являлся предметом рассмотрения, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций, и обоснованно отклонен, поскольку в предписании указан конкретный населенный пункт, расстояние от границ застройки которого до лесных насаждений составляет менее 30 метров.
Из пункта 4 предписания следует, что в нарушение пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479) вокруг территории населенного пункта г. Сковородино не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или отсутствует иной барьер.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 1479 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Судами верно установлено, что границы территории населенного пункта г. Сковородино изменены, при этом, ранее созданная минерализованная полоса находится не вокруг территории населенного пункта г. Сковородино, а за ее пределами, что является нарушением положений Правил N 1479.
Вопреки доводам администрации о том, что создание минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров вокруг территории населенных пунктов возложена именно при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима, являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций и обоснованно отклонены ввиду того, что положениями статьи 70 Правил N 1479 определено, что указанные меры принимаются в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, в том числе до начала пожароопасного периода.
Руководствуясь положениями пункта 67 Правил N 1479, суды, установив, что на территории г. Сковородино в границах населенного пункта не в полном объеме произведена своевременная уборка мусора, покос травы: район ул. Октябрьская; район ул. Партизанская - ул. Коммунистическая; район ул. Трудовая между территориями домовладений N 2 и N 6; район ул. Набережная участок напротив домовладений N 14, N 16, N 18; район ул. Лазо - ул. Западная (угол между территориями домовладений N 6 и N 14; район ул. Западная вблизи железнодорожных путей); район ул. Западная открытая территория напротив домовладения N 9 по ул. Западная; район пер. Мирный - пер. Зеленый; район домовладений N 23 и N 15 по переулку Мирный; район ул. Амурских - Партизан открытая территория напротив домовладения N 25; район ул. Амурских - Партизан (вдоль всей незаселенной части улицы в западном направлении); район пер. Мирный заброшенные участки N 3, N5, N 7/7, N 4), пришли к верному выводу о законности пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 предписания.
Установив, что на территории населенного пункта г. Сковородино имеются неэксплуатируемые строения (бесхозные, заброшенные дома, строительный мусор), расположенные по следующим адресам: г. Сковородино, ул. Советская, д. N 18, N 22, N 27, N 49, N 25; пер. Лесной д. N 9; ул. Партизанская, д. N 8, N 16, N 30, N 7, N 105; пер. Зеленый д. N 10, ул. Смоленская д. N 16; ул. Амурских - Партизан д. N 23, N 32, N 11; д. N 17, N 7; ул. Воровского д. N 36; ул. Лазо д. N 19, N 86, ул. Западная д. N 9, пер. Мирный д. N 3, N 4, N 5, ул. Сахина д. N 8, принимая во внимание положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона N 69-ФЗ, а также положения пунктов 65, 67 правил N 1479, суды двух инстанций признали законным пункт 17 обжалуемого предписания.
Учитывая прямой запрет на устраивание свалок горючих отходов (пункт 68 Правил N 1479) и факт их устройства на территории населенного пункта г. Сковородино (гаражный массив в районе ул. Сурнина), суды правомерно признали законным пункт 18 предписания надзорного органа.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих исправность системы оповещения г. Сковородино, что исключает возможность установить, что система оповещения находится в исправном состоянии, пункт 19 предписания верно признан судами обоснованным.
Принимая во внимание положения статьи 37 Закона N 69-ФЗ, пункта 4 Правил N 1479, учитывая, что Глава Сковородинского муниципального округа является руководителем юридического лица (администрации) и он обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, вместе с тем, лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объектах и муниципальном образовании не назначено, пункт 21 предписания также является законным.
При условии, что положениями статьи 19 Закона N 69-ФЗ и пункта 71 Правил N 1479 именно администрация наделена полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, соответственно обязана обеспечить исправное содержание (в любое время года) дорог и проездов, для беспрепятственного проезда пожарной техники, установив, что в ходе проверочного мероприятия сотрудникам отделения надзорной деятельности не представилось возможным проехать по автодороге, проходящей в населенный пункт с. Осежено, ведущей от с. Албазино в с. Осежено, так как возможность проезда в населенный пункт существует только в зимний период времени, при оттаивании грунта на поверхности дорожного полотна возникают глубокие трещины и разломы, что является препятствием для проезда техники, суды правомерно признали законным пункт 23 предписания, поскольку администрация не обеспечила содержание дороги (в любое время года), ведущей в населенный пункт с. Осежено в технически исправном состоянии, что в случае возникновения пожара делает невозможным проезд пожарной техники для ликвидации возгорания в населенном пункте.
Оценивая предписание от 28.07.2023 N 20/1 на предмет соответствия его формы и содержания требованиям действующего законодательства, суды пришли к верному выводу о том, что изложенные в нем требования не являются взаимоисключающими, содержат конкретные указания, которые необходимо совершить администрации в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды двух инстанций, обоснованно признав обжалуемое предписание законным, правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленного требования.
Изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к повторению утверждений администрации, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, которые не могут служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств, ввиду чего, отклоняются судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по делу N А04-7298/2023 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При условии, что положениями статьи 19 Закона N 69-ФЗ и пункта 71 Правил N 1479 именно администрация наделена полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, соответственно обязана обеспечить исправное содержание (в любое время года) дорог и проездов, для беспрепятственного проезда пожарной техники, установив, что в ходе проверочного мероприятия сотрудникам отделения надзорной деятельности не представилось возможным проехать по автодороге, проходящей в населенный пункт с. Осежено, ведущей от с. Албазино в с. Осежено, так как возможность проезда в населенный пункт существует только в зимний период времени, при оттаивании грунта на поверхности дорожного полотна возникают глубокие трещины и разломы, что является препятствием для проезда техники, суды правомерно признали законным пункт 23 предписания, поскольку администрация не обеспечила содержание дороги (в любое время года), ведущей в населенный пункт с. Осежено в технически исправном состоянии, что в случае возникновения пожара делает невозможным проезд пожарной техники для ликвидации возгорания в населенном пункте."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 марта 2024 г. N Ф03-840/24 по делу N А04-7298/2023