г. Хабаровск |
|
26 января 2024 г. |
А04-7298/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от администрации Сковородинского муниципального округа; отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области; главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сковородинского муниципального округа
на решение от 25.10.2023
по делу N А04-7298/2023
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению администрации Сковородинского муниципального округа
к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области
о признании недействительным предписания
третье лицо: главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области
УСТАНОВИЛ:
администрация Сковородинского муниципального округа (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1-19, 21, 23 предписания отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР ГУ МЧС России по Амурской области (далее - отделение, административный орган, надзорный орган) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 20/1 от 28.07.2023.
Решением суда от 25.10.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, администрация обжаловала его в апелляционном порядке. По существу доводы жалобы сводятся к незаконности оспариваемых пунктов предписания, и несогласии с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
Надзорный орган в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 06.03.2023 N 16 в отношении администрации проведена проверка на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территориях населенных пунктов Сковородинского муниципального округа Амурской области, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства и огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров на 2023, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области N 207 от 02.03.2023 (населенные пункты, подверженные угрозе лесных пожаров согласно постановлению Правительства Амурской области N 207 от 02.03.2023 г.: г. Сковородино, ж.д. ст. Мадалан, ж.д. ст. Ульручьи, ж.д. разъезд Аячи, п. Лесной, п. Ольдой, п. Солнечный, п. Таёжный, п.г.т. Уруша, с. Джалинда, с. Игнашино, с. Невер, с. Осежено, с. Тахтамыгда; населенные пункты, подверженные угрозе ландшафтных (природных) пожаров: ж.д. ст. Большая Омутная, ж.д. ст. Бам, п. Среднерейновский, п.г.т. Ерофей Павлович, с. Албазино, с. Талдан).
В ходе проверочных мероприятий выявлено 76 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которые отражены в акте от 04.04.2023 N 16.
В тот же день администрации выдано предписание об устранении в срок до 02.05.2023 нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 16/1 от 04.04.2023.
Постановлением от 12.04.2023 N 22 администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
На основании решения от 10.05.2023 N 17 в отношении администрации вновь проведена проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что предписание исполнено не в полном объеме, из 76 нарушений устранено 28 нарушений, что отражено в акте проверки от 29.05.2023.
Администрации выдано предписание N 17/1 от 29.05.2023 об устранении выявленных нарушений в срок до 23.06.2023.
Постановлением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому окружному судебному участку N 2 от 15.06.2023 по делу N 5-231/2023 администрация привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа 90 000 руб.
На основании решения от 11.07.2023 N 20 о проведении внеплановой выездной проверки, согласованной с прокуратурой Амурской области, в отношении администрации в период 17.07.2023 года по 28.07.2023, проведена проверка.
В ходе проверочного мероприятия было установлено, что выявленные ранее обязательные требования пожарной безопасности (указанные в предписании от 29.05.2023) устранены не в полном объёме, из 48 нарушений устранено 25 нарушений, что отражено в акте проверки от 28.07.2023 N 20.
Администрации вновь выдано предписание N 20/1 от 28.07.2023 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Постановлением судьи Сковородинского районного суда Амурской области по делу N 5-69/2023, администрация Сковородинского Муниципального округа Амурской области привлечена к административной ответственности по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Выражая несогласие с пунктами 1-19, 21, 23 предписания от 28.07.2023 N 20/1 администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий согласно части 3 статьи 21 Закона N 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации дают им обязательные для исполнения письменные предписания по устранению таких нарушений.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (пункты 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Закона N 123-ФЗ (частью 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
Согласно положениям статьи 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В силу статьи 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Пунктом 1 предписания установлено, что в Сковородинском муниципальном округе Амурской области не разработан и не утвержден нормативно -правовой акт, реализующий полномочия по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Так, в ходе проверки администрацией было представлено Постановление N 1405 от 19.07.2023 "Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Сковородинского муниципального округа", реализующий полномочия по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Между тем, содержащийся в указанном постановлении раздел "Принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы" не содержит порядка реализации конкретных действий и полномочий населения и добровольной пожарной дружины по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделения ГПС.
Пунктом 2 предписания установлено, что лица, состоящие в добровольной пожарной охране в Сковородинском муниципальном округе Амурской области, привлекающиеся к участию в тушении пожаров, проведению аварийно - спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим не имеют статуса добровольного пожарного (физические лица не внесены в реестр добровольных пожарных, подтверждающие документы не представлены).
Согласно статье 13 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.
Постановлением N 473 от 23.03.2023 "Об утверждении Положения о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа" установлен порядок создания и контроля добровольной пожарной охраны Сковородинского округа.
Согласно пункту 2 указанного постановления директорам Муниципальных казенных учреждений, таких как МКУ "Албазинский и Джалиндинский сельсовет", МКУ "п.г.т. Ерофей Павлович", МКУ "Неверский сельсовет", МКУ "Талданский сельсовет", МКУ "Тахтамыгдинский и Солнечный сельсовет", МКУ "п.г.т. Уруша" поручено организовать работу по созданию добровольной пожарной охраны на территориях населенных пунктов Сковородинского муниципального округа Амурской области.
Пунктом 3 постановления установлено, что контроль за исполнением Постановления N 473 от 23.03.2023 Глава Сковородинского муниципального округа оставил за собой.
Так, в статье 55 Устава Сковородинского муниципального округа Амурской области (принятого решением Совета народных депутатов Сковородинского муниципального округа от 09.11.2022 г. N 69 (зарегистрированного 28.11.2022 per. N RU287090002022001) установлены отношения органов местного самоуправления с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности муниципального округа, предусмотрено, что муниципальные образования осуществляют функции и полномочия Сковородинского муниципального округа в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, согласно положению о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа муниципальные казенные учреждения от лица Сковородинского муниципального округа обязаны внести добровольных пожарных в реестр.
Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа содержит следующие пункты:
- п. 1.5 Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений добровольной пожарной охраны осуществляются за счет средств бюджета Сковородинского муниципального округа;
* п. 3.1 Подразделение добровольной пожарной охраны создается на территориях населенных пунктов Сковородинского муниципального округа;
* п. 3.3 Лицо, зачисленное в состав подразделение добровольной пожарной охраны, приобретает статус добровольного пожарного, и регистрируются в Реестре добровольных пожарных населенного пункта. Реестр добровольных пожарных ведется по форме согласно приложению N 1 к настоящему положению.
В ходе проверки населенных пунктов представители муниципальных казенных учреждений от лица Сковородинского муниципального округа Амурской области на территориях поселений Сковородинского округа предоставили на добровольных пожарных страхование, медицинское освидетельствование, обмундирование добровольного пожарного, а также обучение в ГПС, которые закреплены в населенных пунктах, при этом доказательств включения добровольных пожарных в реестр не представили.
Таким образом, поскольку муниципальным округом принят нормативный акт - Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Сковородинского муниципального округа, а контроль за исполнением данного постановления глава Сковородинского муниципального округа оставил за собой, следовательно, не регистрация добровольных пожарных в реестре допущена в связи с ненадлежащим контролем за исполнением принятого постановления.
Согласно пункту 3 предписания, в нарушение пункта 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", статьи 4 Закона N 123-ФЗ в населенном пункте г. Сковородино противопожарные расстояния от границ застройки до лесных массивов составляют менее 30 метров (юго-западная, южная, юго-восточная часть населенного пункта г. Сковородино).
Статья 4 Закона N 123-ФЗ определяет техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1); к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относит технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2), к нормативным документам по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного федерального закона (пункт 1 части 3).
Согласно пункту 4.14 СП 4.13130.2013. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м.
В ходе проверки было установлено, что 25.03.2021 границы г. Сковородино изменены, в связи с чем образовались участки, граничащие с лесными насаждениями (не разделенные тридцатиметровым барьером) в юго-западной, южной и юго-восточной части населенного пункта.
В случае неблагоприятного развития событий при возникновении ландшафтных (природных) пожаров, техногенных пожаров отсутствие противопожарного расстояния между застройками до лесных насаждений создают непосредственную угрозу причинения
вреда жизни и тяжкого вреда здоровью и имуществу граждан проживающих в г. Сковородино Сковородинского муниципального округа.
При этом доводы администрации о том, что предписание не содержит границ территории застройки, на которых противопожарные расстояния не соответствуют законодательно установленным размерам, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в предписании указан конкретный населенный пункт, расстояние от границ застройки которого до лесных насаждений составляет менее 30 метров. Правовая неопределенность для администрации Сковородинского муниципального округа как обязанного лица при исполнении предписания в данном случае отсутствует.
Согласно пункту 4 предписания, в нарушение пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее-Правила N 1479) вокруг территории населенного пункта города Сковородино не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или отсутствует иной барьер.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 1479 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
В ходе проверки было установлено, что границы территории населенного пункта города Сковородино изменены, при этом, ранее созданная минерализованная полоса находится не вокруг территории населенного пункта г. Сковородино, а за ее пределами, что является нарушением поименованных Правил.
При этом доводы администрации о том, что создание минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров вокруг территории населенных пунктов возложена именно при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку статьей 70 Правил N 1479 установлено, что указанные меры принимаются в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, в том числе до начала пожароопасного периода.
Пунктами 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 предписания администрации вменяется нарушение пункта 67 Правил N 1479, согласно которому правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В нарушение поименованного пункта в ходе проверки было установлено, что на территории города Сковородино в границах населенного пункта не в полном объеме произведена своевременная уборка мусора, покос травы: район ул. Октябрьская; район ул. Партизанская - ул. Коммунистическая; район ул. Трудовая между территориями домовладений N 2 и N 6; район ул. Набережная участок напротив домовладений N 18, 16, 14; район ул. Лазо - ул. Западная (угол между территориями домовладений N 6 и N 14; район ул. Западная вблизи железнодорожных путей); район ул. Западная открытая территория напротив домовладения N 9 по ул. Западная; район пер. Мирный - пер. Зеленый; район домовладений N 23 и N 15 по переулку Мирный; район ул. Амурских - Партизан открытая территория напротив домовладения N 25; район ул. Амурских - Партизан (вдоль всей незаселенной части улицы в западном направлении); район пер. Мирный заброшенные участки N 3,5,7/7,4).
В пункте 17 предписания отражено, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктов 65, 67 правил N 1479, статьи 19 Закона N 69-ФЗ на территории населенного пункта города Сковородино имеются неэксплуатируемые строения (бесхозные, заброшенные дома, строительный мусор), расположенные по следующим адресам: г. Сковородино, ул. Советская, д. 18, 22, 27, 49, 25; пер. Лесной д. 9; ул. Партизанская, д. 8, 16, 30, 7, 105; пер. Зеленый д. 10, ул. Смоленская д. 16; ул. Амурских - Партизан д. 23, 32, 11; д. 17, 7; ул. Воровского д. 36; ул. Лазо д. 19, 86, ул. Западная д. 9, пер. Мирный д. 3, 4, 5, ул. Сахина д. 8.
Законом N 131-ФЗ определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Защита населения и его имущества от природных пожаров входит в сферу интересов граждан, проживающих на территории поселений, муниципальных и городских округов.
К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального, городского округов относятся первичные меры пожарной безопасности.
Согласно пунктам 65, 67 Правил N 1479 запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары; правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В пункте 18 предписания отражено, что в нарушение пункта 68 Правил N 1479, на территории населенного пункта г.Сковородино (гаражный массив в районе ул.Сурнина) допускается устройство свалок горючих отходов в виде бытового мусора.
Согласно пункту 68 Правил N 1479 на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
Пунктом 19 предписания установлено, что на территории населенного пункта г. Сковородино система оповещения находится в неисправном состоянии.
В ходе проверочных мероприятий документы, подтверждающие исправность системы оповещения г. Сковородино, администрацией не представлены.
Таким образом, достоверно установить, что система оповещения на территории населенного пункта г. Сковородино находится в исправном состоянии, не представилось возможным.
В пункте 21 предписания указано, что в нарушение пункта 4 Правил N 1479 руководителем организации (главой Сковородинского муниципального округа Амурской области) не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объектах и муниципальном образовании.
В соответствии со статьей 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Пунктом 4 Правил N 1479 установлено, что руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
Таким образом, поскольку Глава Сковородинского муниципального округа является руководителем юридического лица (администрации Сковородинского муниципального округа) он, как руководитель обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность.
В нарушение указанных норм, лицо, ответственное за пожарную безопасность не назначено.
В пункте 23 предписания указано, что в нарушение статьи 19 Закона N 69-ФЗ, пункта 71 Правил N 1479, администрацией не обеспечивается исправное содержание (в любое время года) дорог и проездов для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара в с.Осежено.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Таким образом, администрация Сковородинского муниципального округа Амурской области наделена полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, соответственно обязана обеспечить исправное содержание (в любое время года) дорог и проездов, для беспрепятственного проезда пожарной техники.
Согласно пункту 71 Правил N 1479 правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
В нарушение указанного пункта администрацией не обеспечено содержание в технически исправном состоянии (в любое время года) дороги, ведущей в населённый пункт с. Осежено, что в случае возникновения пожара делает невозможным проезд пожарной техники для ликвидации возгорания в населенном пункте.
Так, в частности, в ходе проверочного мероприятия сотрудникам отделения надзорной деятельности не представилось возможным проехать по автодороге, проходящей в населенный пункт с. Осежено, ведущей от с. Албазино в с. Осежено, так как возможность проезда в населенный пункт существует только в зимний период времени, при оттаивании грунта на поверхности дорожного полотна возникают глубокие трещины и разломы, что является препятствием для проезда техники.
Поскольку оспариваемое предписание содержит законные требования, исполнимо и содержит конкретные указания, суд апелляционной инстанции считает предписание законным и соответствующим нормам права, регулирующим спорные правоотношения, соответственно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд отмечает, что постановлением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому окружному судебному участку N 2 от 15.06.2023 по делу N 5-231/223, администрация была привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (от 29.05.2023 N 17/1) органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Постановление не было обжаловано и вступило в законную силу.
При этом предписание N 17/1 от 29.05.2023 содержит аналогичные нарушения, что и предписание, оспариваемое в рамках настоящего дела.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 25.10.2023 по делу N А04-7298/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7298/2023
Истец: Администрация Сковородинского муниципального округа
Ответчик: ГУ Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Сковородинскому району УНДПР МЧС России по Амурской области
Третье лицо: Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны ,чрезвычайным ситауциям