Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 14 сентября 1999 г. N 870
Концепция
выставочной деятельности и схема размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве
1. Общие положения
Целью настоящей концепции является определение принципов развития и организации выставочно-ярмарочной деятельности в интересах экономики г. Москвы и, прежде всего, производителей отечественной продукции в соответствии с действующим российским законодательством и международной практикой.
Объектом рассмотрения концепции являются международные, национальные, межрегиональные и региональные торгово-промышленные выставки и выставки-ярмарки, проводимые на территории г. Москвы, либо в других местах при поддержке Правительства Москвы, а также развитие выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве.
2. Задачи развития выставочно-ярмарочной деятельности
Основными задачами развития выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве являются:
- создание комплексной системы поддержки и развития выставочно-ярмарочной деятельности в соответствии с интересами г. Москвы во внешнеэкономической деятельности и региональной политике;
- формирование механизма правительственной поддержки и стимулирования московских товаропроизводителей (создание благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для участников выставок, предоставление финансовой, налоговой, информационно-консультативной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи);
- продвижение московских товаров и услуг на российском и зарубежном рынках;
- укрепление и развитие потребительского рынка г. Москвы;
- поддержка малого предпринимательство;
- поддержка организаторов выставок - отечественных фирм, зарегистрированных в г. Москве;
- увеличение поступлений от выставочно-ярмарочной деятельности в бюджет г. Москвы с учетом мультипликационного эффекта инфраструктуры города (гостиницы, транспорт, предприятия общественного питания, театры, музеи);
- нормативно-правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности;
- обеспечение благоприятного инвестиционного климата для развития выставочно-ярмарочной деятельности;
- развитие материально-технической и экспозиционной базы в выставочной сфере;
- создание условий для подготовки и проведения выставок в соответствии с международными нормами и практикой;
- подготовка и обучение квалифицированных выставочных кадров.
3. Субъекты выставочно-ярмарочной деятельности
3.1. В подготовке и проведении выставки принимают участие следующие стороны (субъекты выставочной деятельности):
- предприятия-организаторы выставки;
- предприятия, обеспечивающие выставочно-ярмарочную деятельность (строительные, информационные, рекламные работы и пр.);
- предприятия, предоставляющие выставочную площадь;
- экспоненты;
- потребители выставочного продукта (государственные, общественные, коммерческие организации и фирмы, специалисты и посетители выставок).
3.2. Организаторами выставок-ярмарок выступают государственные и общественные организации, а также предприятия любых форм собственности.
3.3. Экспонентами выставок выступают предприятия любых форм собственности, как российские, так и зарубежные, а также государственные и общественные организации.
4. Формы выставочно-ярмарочной деятельности
4.1. Выставочная деятельность в современных условиях осуществляется в следующих основных формах:
выставки - регулярно организуемые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где представляются основные товары и услуги одной или нескольких отраслей на основе выставочных образцов;
ярмарки - рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где представляются и реализуются характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей.
Классификация выставочно-ярмарочной деятельности проводится по следующим признакам: по территориальному, по тематическому, по характеристикам участников, по уровню значимости, по месту их проведения, по способу проведения, по частоте проведения, по целям организации выставки (ярмарки, ознакомительные и т.д.), по характеру посетителей.
Важной частью выставок являются сопутствующие мероприятия научно-технического характера, в т.ч. конгрессы, симпозиумы, семинары, конференции, презентации, конкурсы и пр.
5. Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности в г.Москве
Формирование системы регулирования выставочно-ярмарочной деятельности является задачей политической, экономической и национальной, при решении которой необходим комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-технологических, проектных и финансовых мероприятий. Проблемы выставок требуют своего разрешения на различных уровнях управления.
5.1. Государственное регулирование
Регулирование на государственном уровне необходимо для проведения выставок общероссийского значения, которое основывается на специфике развития отраслей народного хозяйства. Закономерным должен являться тот факт, что выставки общероссийского значения проводятся в том регионе, где отрасль по проводимой выставочной тематике наиболее развита.
Выставки общероссийского значения должны иметь информационную поддержку на федеральном уровне, финансовую - из федерального бюджета.
5.2. Межрегиональный уровень
Межрегиональное регулирование выставок вступает в силу при заинтересованности в проведении выставочного проекта нескольких регионов страны. В этом случае информационную и финансовую поддержку своим участникам оказывает администрация региона, заинтересованная в его представлении в данном выставочном проекте.
5.3. Региональный уровень
Административный региональный центр поддерживает выставки, имеющие региональное значение. Тематическую направленность выставок и содержательные приоритеты своей работы определяет администрация региона. Выездные выставки регионального значения поддерживаются и формируются по такому же принципу как и выставки общероссийского значения.
5.4. Регулирование на местном уровне
Регулирование выставочной деятельности на местном уровне имеет важное значение для предотвращения "пересечений" мероприятий (проведение нескольких выставок одинаковой тематики, в близкие сроки и т.д.), дезориентации участников и посетителей, ослабления представительности и престижа выставок.
При непосредственном участии Московского городского совета по выставочной деятельности, созданного распоряжением Мэра г. Москвы от 26.05.98 г. N 504-РМ регулирование предусматривает:
- разработку законодательной базы выставочной деятельности, в том числе, принятие Закона о выставочно-ярмарочной деятельности;
- разработку и внедрение механизма поддержки московских предприятий, участвующих в выставках;
- предотвращение недобросовестной конкуренции и монополизма;
- разработку перспективных планов развития выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве;
- разработку и внедрение единого ежегодного календаря выставок с целью исключения дублирования тематических выставок, а также разработка плана торгово-промышленных и иных выставок и ярмарок, проводимых под патронажем Правительства Москвы;
- разработку положения об официальном патронаже выставочно-ярмарочных мероприятий;
- организацию конкурсов на право проведения выставок в интересах и по заказу Правительства Москвы;
- организацию сотрудничества с международными выставочными организациями и выставочными центрами;
- организацию и внедрение конкурсной системы поощрения и наград участникам выставочной деятельности;
- развитие материально-технической базы выставочных центров в административных округах г. Москвы;
- создание системы подготовки работников выставочного бизнеса;
- поддержание престижа и авторитета выставочной деятельности, информационная поддержка;
- создание фонда развития и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве, основными задачами которого являются:
- координация выставочно-ярмарочной деятельности департаментов, комитетов, ведомств, префектур, а также предприятий и организаций г. Москвы;
- участие в разработке единой городской стратегии выставочно-ярмарочной деятельности и системы целевой поддержки выставочных проектов;
- разработка системы планирования выставочной деятельности;
- подготовка предложений по формированию единого календаря выставочных мероприятий в Москве и календаря выставок, проводимых при участии и патронаже Правительства Москвы;
- разработка предложений по совершенствованию нормативной базы, повышающей эффективность участия в выставках.
6. Важнейшие приоритеты выставочно-ярмарочной деятельности в г.Москве
Важнейшими приоритетами выставочно-ярмарочной деятельности в Москве являются:
- обеспечение возможностей для предприятий г.Москвы более масштабного представления своей продукции.
- эффективное взаимодействие городских управленческих структур с выставочно-ярмарочными комплексами, организаторам выставок-ярмарок, предприятиями, организациями и повышение влияния Правительства Москвы на весь процесс выставочно-ярмарочной деятельности в городе.
- оптимизация интегральной бюджетной отдачи от выставочно-ярмарочной деятельности в г. Москве.
7. Выставочно-ярмарочные комплексы и центры г. Москвы
Москва располагает различными выставочно-ярмарочными комплексами. В качестве основных рассматриваются:
7.1. Общегородские комплексы - ГАО ВВЦ, ЗАО "Экспоцентр" и специализированные комплексы - ОАО "Росстройэкспо" КВЦ "Сокольники", ОАО "Совинцентр", ГП "Москва", ОАО "Манеж", Центральный дом художников, Центр межрегионального и международного сотрудничества Департамента науки и промышленной политики на Варшавском шоссе,
7.2. Перспективные площадки для создания выставочно-ярмарочных комплексов.
Перспективными для использования в качестве выставочно-ярмарочной, деловой и досуговой деятельности являются:
- территория Тушинского аэродрома, по которой в соответствии с распоряжением Мэра г. Москвы от 27.08.97 г. N 681-РМ разрабатывается соответствующая концепция, в которой важное место отведено созданию общественно-делового центра "Тушино";
- территория Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе, где предполагается разместить крытый выставочный комплекс, открытую выставочную площадку для организации экспозиции авиационной техники, крупногабаритных экспонатов, строительной, добывающей, автомобильной отраслей. На этом объекте существует реальная возможность размещения музея космонавтики, проведения различного рода шоу и других массовых мероприятий.
7.3. Выставочно-ярмарочные комплексы в префектурах г. Москвы.
Очень важным является создание префектурами выставочно-ярмарочных и маркетинговых центров, наличие которых:
- облегчает продвижение продукции организаций и предприятий, особенно малого бизнеса на рынок;
- способствует подготовке предприятий и организаций для участия в крупных выставках;
- создает условия для подготовки кадров для выставочно-ярмарочной деятельности.
Целесообразным является использование под выставки-ярмарки площадок, освобождающихся в результате вывода промышленных предприятий, что даст возможность развить экспозиционную базу выставочно-ярмарочной деятельности. А организация взаимообмена территориальными экспозициями позволит сократить сроки доведения образцов новой техники до потребителя, создаст благоприятную обстановку для детального ознакомления разработчика с реальными условиями эксплуатации.
8. Направления развития базовых выставочно-ярмарочных комплексов г.Москвы
На основании проведенного экономико-статистического анализа и концепций развития комплексов в качестве базовых определены:
ГАО ВВЦ, ЗАО "Экспоцентр", ОАО "Росстройэкспо", КВЦ "Сокольники".
8.1. Всероссийский выставочный центр - специализированный на выставки регионов, наиболее перспективный городской комплекс г. Москвы благодаря:
- уникальным природным ресурсам,
- наличию памятников архитектуры и культуры,
- наличию достаточных площадей для реконструкции и нового строительства.
Организационными задачами, а также задачами проектирования и строительства до 2008 г. предусматривается:
- решение всех проблем ВВЦ, включая транспортные, экологические, организационные, торговые и т.д. в рамках созданного Правительством Москвы ТЕОС "Шереметьевский" и с учетом городской инфраструктуры;
- поэтапное доведение современных выставочно-ярмарочных площадей до 330 тыс. кв. м., отвечающих самому высокому уровню;
- организация на территории ВВЦ досуговых зон для посетителей различного возраста и интересов;
- организация выставочных площадей для представления продукции предприятий всех регионов Российской Федерации;
- организация выставочно-ярмарочных площадей для предприятий и организаций г. Москвы;
- создание экологически чистой зоны на всей территории ВВЦ с целью дальнейшего внедрения опыта на других территориях;
- организация совместно с МТПП центра по подготовке кадров для участников выставочно-ярмарочной деятельности.
8.2. ЗАО "Экспоцентр" наиболее современный, инвестиционноактивный и успешно действующий городской комплекс, являющийся организатором примерно 50 % организуемых выставок, проводит:
- выставки международные и национальные;
- предоставляет услуги на уровне лучших мировых комплексов.
Перспектива развития связана:
- с поэтапным строительством в границах территории новых павильонов и доведением выставочных площадей с 65 до 129 тыс. кв. м.;
- с разрешением Правительства Москвы на отвод дополнительных участков земли под новый корпус и строительство паркингов для автомобилей (с учетом развития ММДЦ "Москва-Сити").
8.3. ОАО "Росстройэкспо", специализированный отраслевой комплекс, имеющий 18,2 тыс. кв. м. закрытых площадей организует и проводит в основном самостоятельно выставки-ярмарки, ориентированные на показ достижений в области строительства и продукции строительной индустрии.
Проблемы комплекса:
- наличие на территории зданий и сооружений, не принадлежащих выставочному комплексу;
- отсутствие достаточно вместимого автопаркинга;
- недостаточное количество современных выставочных площадей.
Дальнейшее развитие ОАО "Росстройэкспо" связано с реализацией проекта реконструкции выставочного комплекса, разрабатываемого институтом Моспроект-2, что позволит:
- увеличить на 30% площадь земельного участка, занимаемого комплексом;
- увеличить почти в два раза и значительно улучшить качество выставочных площадей;
- увеличить площадь озеленения территории выставочного комплекса в 3,5 раза.
8.4. КВЦ "Сокольники" - сориентированный на малое предпринимательство:
- занимается организацией специализированных, отраслевых (ежегодных) выставок с относительно устоявшейся тематикой;
- строительство новых выставочных павильонов в соответствии с Генпланом развития парка не предусмотрено;
- имеет возможность за счет использования дополнительных площадей существующих павильонов довести выставочную площадь до 20 тыс. кв. м., что приведет к созданию в парке единой выставочной территории с въездом на нее и соответствующим современным внешним оформлением Выставочного центра как единого целого.
Развитие данного комплекса необходимо рассматривать в единой концепции развития Парка "Сокольники".
9. Участие предприятий Москвы в международной и межрегиональной выставочно-ярмарочной деятельности
В настоящее время получили широкое распространение торговые выставки и ярмарки, являющиеся одним из инструментов межрегионального и международного экономического сотрудничества.
Повышению эффективности участия московских предприятий и организаций в выставках и ярмарках, проводимых за рубежом и в регионах РФ, послужит решение ряда задач, основными из которых являются:
- расширение международных связей, обмен опытом, идеями по вопросам выставочного дела;
- унификация сбора статистических данных в целях повышения качества ярмарок, выставок;
- содействие продвижению на международный и межрегиональный рынки передовых научно-технических разработок и товарной продукции московских предприятий, представляемых на выставках и ярмарках;
- содействие соблюдению принципов международной выставочно-ярмарочной деятельности, предусмотренных Парижской Конвенцией 1928 года о международных выставках, а также других международных и межрегиональных обязательств, вытекающих из соглашений, подписанных РФ и Москвой с зарубежными странами и регионами РФ по этим вопросам;
- содействие обеспечению организационно-технической и финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности московским предприятиям за рубежом и в регионах РФ;
- обеспечение высокого уровня технической оснащенности и сервисного обслуживания выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых за рубежом и в регионах РФ.
10. Финансирование выставочно-ярмарочной деятельности
10.1. В целях поддержки предприятий и организаций города, участвующих в выставках и ярмарках, в том числе и за рубежом, предполагается оказание им разнообразных видов льгот и преференций, в том числе:
- налоговые и иные тарифные льготы;
- льготное кредитование и финансирование;
- предоставление гарантий и иных преференций.
Указанные льготы и преференции могут быть представлены участникам, содействующим в своей деятельности повышению эффективности функционирования предприятий промышленного комплекса и их конкурентоспособности:
а). непосредственно предприятиям промышленного комплекса и потребителям промышленной продукции;
б). инвесторам и лицам, оказывающим содействие в привлечении инвестиций;
в). предприятиям и организациям, оказывающим различного рода услуги (консалтинговые, аудиторские, маркетинговые, информационные).
10.2. Финансирование развития выставочных комплексов предусматривается за счет собственных источников, средств, получаемых от эксплуатации вводимых объектов, кредитов и средств инвесторов, в том числе и иностранных партнеров.
11. Роль Московской торгово-промышленной палаты
Структурами, регулирующими и координирующими выставочно-ярмарочную деятельность в г. Москве являются:
- Московский городской координационный совет по выставочной деятельности;
- Московская торгово-промышленная палата, при которой созданы и действуют Комитет по выставочной деятельности и Гильдия выставочных организаций.
Задачи структур, созданных при МТПП:
- организационно-методическое обеспечение выставочно-ярмарочной деятельности;
- содействие в разработке программ по защите прав участников выставочно-ярмарочной деятельности;
- содействие в подготовке и обучении кадров по выставочной деятельности;
- организация работы по совершенствованию нормативно-правовой базы;
- создание и ведение реестра выставок и фирм - организаторов выставочной деятельности.
12. Единая система информационно-рекламного обеспечения выставочной деятельности
12.1. Информационно-рекламное обеспечение в настоящее время из-за несогласованности действий различных структур характеризуется:
- хаотичным размещением;
- запущенным техническим состоянием;
- слабым использованием местной радиосвязи.
Создание единой системы позволит:
- комплексно решать вопросы, связанные с созданием и размещением рекламной продукции;
- создавать современные архитектурные и дизайнерские проекты наружной рекламы;
- активно привлекать отечественных и зарубежных участников выставок и посетителей.
12.2. Основные направления работы по созданию системы информационно-рекламного обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности.
- Ведение реестров (баз данных): выставочных мероприятий в Москве, организаторов выставок, сервисных фирм.
- Издание каталогов выставок и выставочных мероприятий в Москве, в том числе на английском языке.
- Деятельность информационного агентства по выставочной деятельности.
- Публикации в журналах раздела, представляющего выставочно-ярмарочную деятельность городских структур.
- Подбор уполномоченных организаций по информационно-рекламному обеспечению выставочно-ярмарочной деятельности в Москве.
13. Нормативно-правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности
Данное регулирование предполагает:
13.1. Разработку законодательной базы выставочной деятельности, в частности принятие закона г. Москвы, который определяет правовые, а также экономические основы становления, организации, функционирования и развития системы выставочно-ярмарочной деятельности в городе, а также содержит требования к порядку организации и проведения выставочных мероприятий в г. Москве.
Законом предполагается:
- регламентировать полномочия и обязанности организаторов и участников выставок и ярмарок, их ответственность, государственное регулирование выставочной деятельности;
- определить порядок согласования сроков проведения выставочных мероприятий, их годового календаря, управления выставочной деятельностью.
13.2. Разработку типового технологического процесса организации и проведения отраслевых, межотраслевых, тематических и специализированных выставок-ярмарок (ТТПВЯ) - технологического процесса подготовки и проведения выставок-ярмарок, перечень элементов (процедур, операций, маршрутных схем) которого является общим, а также обязательным для любых объектов экспозиции, независимо от их специфики, места организации и проведения выставок-ярмарок.
14. Бюджетная эффективность
Город от выставочной деятельности, кроме прямых доходов, получает и косвенный доход от инфраструктуры города и увеличения производства у экспонентов, в том числе:
- доходы от организаций, связанных с обслуживанием участников и гостей выставок (гостиницы, рестораны, транспорт, связь и т.д.);
- увеличение общих затрат организаторов и экспонентов (реклама, информационно-рекламная литература, организация культурной программы и т.д.);
- создание новых рабочих мест.
Поступления в бюджет от выставочно-ярмарочной деятельности происходят из нескольких источников. В обобщенном виде их можно представить так:
- поступления в бюджет из самих комплексов, отраженные в их бухгалтерии, так как "отчетная" бюджетная эффективность;
- бюджетная эффективность с учетом всех затрат экспонентов, включая услуги городской инфраструктуры и т.п., то есть - "косвенная бюджетная эффективность;
- "полная" бюджетная эффективность для г. Москвы с учетом перечисленных выше источников и, кроме того, поступления от прироста продаж у предприятий - экспонентов возрастет с 370 млн. долларов в 1998 году (8,2 % бюджета) до 1,4 млрд. долларов в 2008 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.