г. Хабаровск |
|
24 июня 2024 г. |
А59-4955/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от муниципального казенного предприятия "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа: представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Сахалинской области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Весна": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024
по делу N А59-4955/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению муниципального казенного предприятия "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа (ОГРН 1186501001587, ИНН 6508010458, адрес: 694910, Сахалинская область, р-н Углегорский, пгт Шахтерск, ул. Коммунистическая, д. 10А)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН 1036500603908, ИНН 6501130026, адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. имени Ф.Э.Дзержинского, д. 23)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Весна" (ОГРН 1066508000019, ИНН 6508000040, адрес: 694910, Сахалинская область, р-н Углегорский, пгт Шахтерск, ул. Мира, д.18)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа (далее - МКП "ШКХ") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - ГЖИ Сахалинской области) от 21.06.2023 N 04 ДВ об устранении выявленных нарушений в результате проверки требований жилищного законодательства.
Определением суда от 06.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - ООО "Весна").
Решением суда от 11.12.2023 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано незаконным.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 решение суда от 11.12.2023 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, МКП "ШКХ" подало кассационную жалобу, в которой просит принятое постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, оставить принятое по делу постановление апелляционной инстанции без изменения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Картотеки арбитражных дел, участие своих представителей не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МКП "ШХХ" на основании постановления администрации Углегорского района Сахалинской области от 30.11.2018 N 1090 наделено статусом единой теплоснабжающей организации на территории Углегорского городского округа.
05.05.2023 в адрес ГЖИ Сахалинской области поступила жалоба от жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Сахалинская область, пгт Шахтерск, ул. Мира, д. 29, на несогласие с расчетом платы за коммунальные услуги в отношении находящегося в многоквартирном доме нежилого помещения площадью 84,5 кв.м, по которому размер коммунальных услуг по отоплению производится с применением значения площади нежилого помещения - 42,4 кв.м.
С целью рассмотрения указанного обращения инспекцией в период с 16.06.2023 по 21.06.2023 проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения предприятием обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, результаты которой были оформлены актом от 21.06.2023 N 140.
В ходе контрольных мероприятий инспекцией установлено, что предприятием неверно применено значение общей площади всех жилых и нежилых помещений при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в многоквартирном доме за отопительный период 2022 - 2023 годы. При этом органом жилищного надзора зафиксировано, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, индивидуальными приборами учета тепловой энергии жилые и нежилые помещения не оборудованы.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение N 48 в многоквартирном доме и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на него, объект недвижимости принадлежит на праве собственности ООО "Весна", состоит из двух частей, одна из которых площадью 42,4 кв.м расположена на 1 этаже, вторая часть помещения площадью 42,1 кв.м расположена в подвальном помещении. При этом указанное помещение является единым объектом и имеет единый кадастровый помер 65:14:0000012:905. Между тем, согласно представленным проверяемым лицом документам при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за период октябрь 2022 года - апрель 2023 года, потребителю нежилого помещения N 48 (84,5 кв.м) учитывалась только часть площади данного помещения (42,4 кв.м, расположенной на 1-м этаже).
Документов, свидетельствующих об отсутствии фактического потребления тепловой энергии в нежилом помещении N 48, в ходе проведения контрольных мероприятий представлено не было.
Усмотрев в действиях предприятия нарушение действующего законодательства, ГЖИ Сахалинской области выдала ему предписание N 04 ДВ от 21.06.2023, которым ввиду неверного примененного значения общей площади всех жилых и нежилых помещений при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в многоквартирном доме по адресу: Сахалинская область, Углегорский район, пгт. Шахтерск, ул. Мира, д. 29 за отопительный период 2022 - 2023 годов, указала в срок до 10.07.2023 выполнить соответствующий перерасчет платы исходя из площади нежилого помещения N 48 равной 84,5 кв.м с предоставлением в адрес инспекции документов, свидетельствующих о выполнении перерасчета, а также методики произведенного перерасчета.
Не согласившись с предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы МКП "ШКХ", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод о том, что поскольку спорное помещение, расположенное в подвале многоквартирного дома не отапливается, все разводки системы отопления, также стояки изолированы, начисление платы за коммунальную услугу отопление по данному помещению не может производиться. Кроме того, суд указал, что с 20.10.2021 не может являться предметом государственного жилищного надзора соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги в связи с утратой силы ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы предприятия.
Суд округа, поддерживая выводы суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 утверждены Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Требования N 1670), в соответствии с пунктом 5 которых объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе ресурсоснабжающих организаций.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Требований N 1670 предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, из совокупного анализа вышеуказанных положений действующего законодательства судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что орган государственного жилищного надзора вправе проверять соблюдение единой теплоснабжающей организацией обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по отоплению, включая определение размера платы за такую услугу.
Частью 1.1 статьи 157 ЖК РФ определено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом положений части 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 3 приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3.
По указанной формуле, в ней используются показатели "Si" "Sоб", где "Si" - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; "Sоб" - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Судами по материалам дела подтверждено, что нежилое помещение, принадлежащее ООО "Весна" общей площадью 84,5 кв.м состоит из двух частей, одна из которых площадью 42,4 кв.м расположена на 1 этаже, вторая часть помещения площадью 42,1 кв.м расположена в подвальном помещении.
При этом, МКД, в котором расположено данное помещение, оборудован прибором учета тепловой энергии и не имеет помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, а также квартир, перешедших на автономное отопление.
В этой связи судом апелляционной инстанции верно указано на то, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354, то есть с использованием показателя общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме.
Между тем в ходе контрольных мероприятий жилищной инспекцией было установлено, что в период с октября 2022 года по апрель 2023 года предприятие производило расчет платы за коммунальную услугу по отоплению относительно спорного нежилого помещения с использованием показателя площади объекта 42,4 кв.м, тогда как фактическая площадь нежилого помещения составляет 84,5 кв.м.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что подвальное помещение площадью 42,1 кв.м приборами отопления никогда оборудовано не было, перепланировка и переоборудование системы отопления в подвальном помещении не производилась, стояки системы теплоснабжения изолированы, что исключает обязанность для взимания платы за отопление этой части помещения являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Согласно статьям 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе, для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, многоквартирный дом - это оконченный строительством объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Таким образом собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Указанное согласуется с правовым подходом, приведенным в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, по смыслу которого отдача тепла через общие конструкции МКД (стены, плиты перекрытий и т.п.) осуществляется от всех без исключения отапливаемых помещений, что обеспечивает опосредованный обогрев иных помещений МКД, как сложного единого объекта, объемной строительной системы, имеющей общий тепловой контур.
При этом по общему правилу отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Судами при анализе актов обследования спорного нежилого помещения N 48 выявлено, что в части помещения, принадлежащего ООО "Весна", расположенного на первом этаже многоквартирного дома, находятся радиаторы отопления, в части, находящейся в подвальном помещении, радиаторы отопления отсутствуют, однако через него проходит транзитный трубопровод централизованной системы отопления многоквартирного дома, температура в подвальном помещении составляет 13,2 градуса, что не свидетельствует об отсутствии теплопотребления в данной части помещения.
В этой связи МКП "ШКХ" обязано производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом всей площади спорного помещения.
Доводы заявителя жалобы о том, что услуга по отоплению оказывается только в отношении части помещения N 48 площадью 42,4 кв.м, находящегося на первом этаже, и только в отношении данного помещения подлежит начислению плата за коммунальную услугу по отоплению правомерно отклонены судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм законодательства, регулирующего спорные отношения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правомерно признал оспариваемое по делу предписание от 21.06.2023 N 04 ДВ законным и не нарушающим права МКП "ШКХ" в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления суда и удовлетворения кассационной жалобы предприятия.
Ввиду того, что при обращении с кассационной жалобой государственная пошлина уплачена заявителем в большем размере, чем предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежит возврату муниципальному казенному предприятию "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 по делу N А59-4955/2023 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному казенному предприятию "Шахтерское коммунальное хозяйство" Углегорского городского округа из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.05.2024 N 407.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции подтвердил законность предписания жилищной инспекции о перерасчете платы за отопление нежилого помещения, установив, что предприятие неправомерно применяло уменьшенную площадь при расчете. Суд апелляционной инстанции правильно определил, что орган государственного жилищного надзора вправе проверять соблюдение обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг, что не нарушает права предприятия. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 2024 г. N Ф03-2548/24 по делу N А59-4955/2023