г. Хабаровск |
|
06 августа 2024 г. |
А73-15645/2023 |
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Серги Д.Г.
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 07.12.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024
по делу N А73-15645/2023 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транссиб" (ОГРН: 1163850101513, ИНН: 3849061802, юридический адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, стр. 94, оф. 410б)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, адрес: 107174, г. Москва, вн.тер.г. м.о. Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1)
о взыскании 448 291 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссиб" (далее - ООО "Транссиб", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 448 291 руб. пени за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом по накладным N N ЭЧ868341, ЭЧ868289, ЭЧ868183, ЭЧ868525, ЭЧ272759, ЭЧ868430, ЭЧ868382, ЭЧ975528, ЭЧ975584, ЭЧ924344, ЭЧ924298.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 07.12.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024, исковые требования удовлетворены с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); с ответчика в пользу истца взысканы пени в размере 361 508 руб.
ОАО "РЖД", не согласившись с вышеуказанными решением и апелляционным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты изменить. В обоснование доводов жалобы заявитель настаивает на наличии оснований для продления срока доставки груза по спорным накладным на основании пункта 6.4 приказа Минтранса России от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" (далее - Правила N 245) в связи с задержкой вагонов, контейнеров по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, установленных статьей 29 УЖТ РФ. Ссылается на распоряжение Администрации Тындинского муниципального округа Амурской области от 06.08.2022 N 456-р "О введении режима функционирования "Чрезвычайной ситуации" на территории Тындинского муниципального округа". Приводит доводы о наличии оснований для применения в отношении накладных моратория на начисление пени, введенного Правительством Российской Федерации постановлением от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497). Со ссылкой на судебную практику указывает, что в период действия моратория штрафные санкции взысканию не подлежат вне зависимости от даты образования задолженности, при этом введенный Постановлением N 497 мораторий является антикризисной мерой. Выражает несогласие с выводами судов в части непринятия довода ОАО "РЖД" о продлении срока доставки груза по спорным железнодорожным накладным на основании договора N ТЦ-596, заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "Лесной терминал" на установление иного срока доставки грузов.
ООО "Транссиб" в отзыве на кассационную жалобу возражало относительно приведенных в ней доводов, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству и ее рассмотрении без вызова сторон (часть 2 статьи 288.2 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в сентябре 2022 года ОАО "РЖД" (перевозчик) принял от грузоотправителя ООО "Транссиб" груз - опилки древесные, который доставлен на станцию Находка (эксп.) ДВост ж.д. по железнодорожным накладным N N ЭЧ868341, ЭЧ868289, ЭЧ868183, ЭЧ868525, ЭЧ272759, ЭЧ868430, ЭЧ868382, ЭЧ975528, ЭЧ975584, ЭЧ924344, ЭЧ924298.
Поскольку сроки доставки грузов, исчисленные в соответствии с Правилами N 245, превышены перевозчиком, истец направил в его адрес претензии N 62, N 63 от 14.08.2023 с требованием об уплате пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ, которые оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно положениям статьи 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств (статья 97 УЖТ РФ).
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться соответствующими правилами исчисления сроков доставки грузов.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245, Правила),
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили факт просрочки доставки грузов по спорным накладным, пришли к выводу об обоснованности требований истца о взыскании пени за просрочку доставки груза.
Рассмотрев ходатайство ответчика о снижении неустойки, руководствуясь положениями статьи 333 ГК РФ, основываясь на разъяснениях, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), принимая во внимание сложившуюся экономическую ситуацию, вызванную введением ограничительных мер со стороны недружественных стран, переориентацию грузопотока на восток, существенную ставку неустойки за просрочку в доставке груза, компенсационную природу неустойки, суд снизил размер пени по накладным, просрочка доставки груза по которым составляет не более 8 суток на 30%, и на 15% по накладным, по которым просрочка доставки грузов составила более 8 суток.
В связи с изложенным суд признал, что неустойка подлежит взысканию в размере 361 508 руб.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о наличии оснований для увеличения срока доставки груза по спорным накладным на основании пункта 6.4 Правила N 245, в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
На основании пункта 6.4 Правил N 245 срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
С учетом конкретных обстоятельств данного дела и имеющихся в деле доказательств, судами сделан вывод о том, что в период, указанный в представленных ОАО "РЖД" актах общей формы, не было временного прекращения (ограничения) погрузки и перевозки по правилам статьи 29 УЖТ РФ в отношении спорных вагонов.
Кроме того, судами верно указано, что само по себе введение режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования или субъекта РФ без соответствующего распоряжения руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не является основанием для задержки груза в пути следования.
Суд округа не усматривает оснований для несогласия с вышеуказанным выводом судов.
Доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся введенного Постановлением N 497 моратория в отношении накладных, не могут быть признаны обоснованными в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона 26.10.2022 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Введенный Постановлением N 497 мораторий на удовлетворение требований кредиторов как инструмент государственного регулирования экономики антикризисной направленности имеет цель минимизировать последствия санкционного режима в 2022 году, обеспечить стабильность экономики государства путем оказания поддержки хозяйствующим субъектам.
Разъяснения, касающиеся цели и направленности моратория, вводимого в определенных случаях, даны в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу пункта 7 указанного Постановления в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
При этом возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения. Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данный вывод изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 305-ЭС20-23028.
Мораторием предусмотрен запрет на начисление неустоек, иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей в период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
При этом требования, возникшие после введения моратория квалифицируются как текущие, что связано с наличием у обеих сторон возможности при установлении обязательств учесть текущую экономическую ситуацию, что также соотносится с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 и абзаца 1 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2022 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", допускающего начисление неустойки и иных финансовых санкций на текущие платежи в делах о банкротстве. В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 63 указанного Закона не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Мораторий распространяется не только на денежные обязательства, но и на неденежные имущественные обязательства, которые, как правило, скрывают за собой финансовые вложения.
Данный подход приведен в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2023 N 305-ЭС23-1845 по делу N А40-78279/2022.
Таким образом, буквальное толкование вышеназванных положений законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции свидетельствует о том, что запрет на начисление финансовых санкций на требования, возникшие до введения моратория, распространяется только на период действия самого моратория, то есть с 01.04.2022 по 01.10.2022; начисление штрафных санкций на требования, возникшие после введения моратория, квалифицируются как текущие, что, в свою очередь, допускает начисление финансовых санкций на соответствующие требования.
Поскольку в рассматриваемом споре пени, предъявленные к уплате после введения моратория по накладным, подпадают под понятие "текущие" и запрет на их начисление мораторием не установлен, привлечение ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки за указанный период является правомерным.
Доводы кассатора о наличии оснований для продления срока доставки груза по спорным железнодорожным накладным на основании договора N ТЦ-596, заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "Лесной терминал" на установление иного срока доставки грузов, на основании пункта 15 Правил N 245
Пунктом 15 Правил N 245 установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от __________ дата _______".
Отказывая в увеличении срока доставки применительно к данному основанию, суды исходили из того, что вопреки пункту 15 Правил N 245 и условиям договора отсутствуют отметки в накладных, ссылка на договор, количество суток увеличения срока доставки груза на этом основании; обязанность ОАО "РЖД" при оформлении перевозочных документов проставить номер договора на установление иного срока доставки и количество суток, на которые увеличивается срок доставки, как на станции отправления, так и на станции назначения предусмотрена пунктом 2.1 договоров, которая в данном случае не исполнена самим перевозчиком.
Доводы ответчика о проставлении в накладных отметок в виде ссылки на акт общей формы и составлении на станциях назначения актов общей формы на увеличение срока доставки на основании договоров не свидетельствуют об отсутствии обязанности перевозчика о проставлении в накладных отметок, соответствующих пункту 15 Правил N 245, пунктам 2.1 договора. Как следует из судебных актов, доказательства невозможности проставления перевозчиком отметки в накладных не представлены.
Суд округа по доводам кассационной жалобы не усматривает оснований для несогласия с выводами судов в части применения пункта 15 Правил N 245, поскольку отметок в порядке пункта 15 Правил N 245 и накладные не содержат.
Ссылки кассатора на судебную практику в обоснование доводов не принимаются судом округа, поскольку по данным делам имели место иные фактические обстоятельства.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения спора, не приведено.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном понимании норм права при установленных судами обстоятельствах дела, сводятся к несогласию заявителя с выводами судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами, в связи с чем не могут быть приняты во внимание, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.
С учетом вышеизложенного, решение и апелляционное постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.12.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А73-15645/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Д.Г. Серга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в увеличении срока доставки применительно к данному основанию, суды исходили из того, что вопреки пункту 15 Правил N 245 и условиям договора отсутствуют отметки в накладных, ссылка на договор, количество суток увеличения срока доставки груза на этом основании; обязанность ОАО "РЖД" при оформлении перевозочных документов проставить номер договора на установление иного срока доставки и количество суток, на которые увеличивается срок доставки, как на станции отправления, так и на станции назначения предусмотрена пунктом 2.1 договоров, которая в данном случае не исполнена самим перевозчиком.
Доводы ответчика о проставлении в накладных отметок в виде ссылки на акт общей формы и составлении на станциях назначения актов общей формы на увеличение срока доставки на основании договоров не свидетельствуют об отсутствии обязанности перевозчика о проставлении в накладных отметок, соответствующих пункту 15 Правил N 245, пунктам 2.1 договора. Как следует из судебных актов, доказательства невозможности проставления перевозчиком отметки в накладных не представлены.
Суд округа по доводам кассационной жалобы не усматривает оснований для несогласия с выводами судов в части применения пункта 15 Правил N 245, поскольку отметок в порядке пункта 15 Правил N 245 и накладные не содержат."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2024 г. N Ф03-2388/24 по делу N А73-15645/2023