г. Хабаровск |
|
23 августа 2024 г. |
А73-220/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг": Гусак Ю.С., представитель по доверенности от 15.02.2024 N 4; Ромашкин Р.Ю., представитель по доверенности от 25.08.2023 N 3;
от Хабаровской таможни: Столярова С.С., представитель по доверенности от 01.02.2024 N 05-53/85; Шарашова К.Э., представитель по доверенности от 13.05.2024 N 05-53/136; Небутова А.М., представитель по доверенности от 22.03.2024 N 05-53/103;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг"
на решение от 11.03.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024
по делу N А73-220/2024 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг" (ОГРН 1136165004150, ИНН 6165182385; адрес: 344018, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, д. 206В/106, офис 9)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856; адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 94А)
о признании недействительными решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, после выпуска товаров
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг" (далее - ООО "Универсал-Юг", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решений Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 27.09.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10009100/041021/0152558 (далее - ДТ N 2558), после выпуска товаров, от 02.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10005030/130522/3148543 (далее - ДТ N 8543), 10323010/010223/3008652 (далее - ДТ N 8652), 10323010/120123/3002251 (далее - ДТ N 2251), 10005030/260922/3258769 (далее - ДТ N 8769), 10323010/191222/3179449 (далее - ДТ N 9449), после выпуска товаров, от 03.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10005030/060422/3129664 (далее - ДТ N 9664), 10005030/060522/3145397 (далее - ДТ N 5397), 10005030/150622/3169593 (далее - ДТ N 9593), 10005030/200622/3172813 (далее - ДТ N 2813), 10005030/200622/3173065 (далее - ДТ N 3065), 10005030/110822/3215866 (далее - ДТ N 5866), 10005030/170822/3221166 (далее - ДТ N 1166), 10005030/220822/3224096 (далее - ДТ N 4096), 10005030/140922/3246937 (далее - ДТ N 6937), 10005030/140922/3247152 (далее - ДТ N 7152), 10009100/121022/3126291 (далее - ДТ N 6291), 10009100/171022/3128785 (далее - ДТ N 8785), 10009100/031122/3140047 (далее - ДТ N 0047), 10323010/191222/3179206 (далее - ДТ N 9206), 10323010/191222/3179320 (далее - ДТ N 9320), 10323010/200223/3014127 (далее - ДТ N 4127), 10323010/200223/3014033 (далее - ДТ N 4033), после выпуска товаров, от 04.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10323010/120123/3002204 (далее - ДТ N 2204), 10005030/060422/3129646 (далее - ДТ N 9646), 10009100/111022/3125661 (далее - ДТ N 5661), после выпуска товаров, от 05.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10005030/050522/3143969 (далее - ДТ N 3969), 10005030/140422/3133496 (далее - ДТ N 3496), 10009100/180222/3023807 (далее - ДТ N 3807), 10009100/111022/3125721 (далее - ДТ N 5721), 10009100/131221/3007925 (далее - ДТ N 7925), 10009100/160222/3022307 (далее - ДТ N 2307), 10009100/180222/3023803 (далее - ДТ N 3803), 10323010/120123/3002223 (далее - ДТ N 2223), 10005030/050522/3143983 (далее - ДТ N 3983), после выпуска товаров, от 06.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10005030/210322/3121948 (далее - ДТ N 1948), 10323010/200223/3014217 (далее - ДТ N 4217), 10009100/191222/3169293 (далее - ДТ N 9293), 10009100/280922/3117812 (далее - ДТ N 7812), после выпуска товаров, от 09.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10009100/080921/0137153 (далее - ДТ N 7153), 10323010/141122/3167361 (далее - ДТ N 7361), 10323010/200223/3013987 (далее - ДТ N 3987), 10009100/041021/0152500 (далее - ДТ N 2500), 10005030/210322/3121938 (далее - ДТ N 1938), после выпуска товаров, от 10.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10005030/210322/3121935 (далее - ДТ N 1935), 10323010/200223/3014105 (далее - ДТ N 4105), 10005030/180822/3221498 (далее - ДТ N 1498), 10005030/230622/3175554 (далее - ДТ N 5554), 10005030/220822/3224061 (далее - ДТ N 4061), 10005030/290622/3180673 (далее - ДТ N 0673), 10005030/200622/3173151 (далее - ДТ N 3151), 10009100/101022/3124845 (далее - ДТ N 4845), 10005030/230622/3175504 (далее - ДТ N 5504), 10005030/280922/3261067 (далее - ДТ N 1067), после выпуска товаров, от 11.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10005030/150822/3218262 (далее - ДТ N 8262), 10323010/240822/3128967 (далее - ДТ N 8967), 10009100/190922/3111741 (далее - ДТ N 1741), 10009100/151122/3147007 (далее - ДТ N 7007), 10323010/010223/3008627 (далее - ДТ N 8627), 10005030/280922/3261206 (далее - ДТ N 1206), после выпуска товаров, от 12.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10009100/010322/3030154 (далее - ДТ N 0154), 10005030/300822/3232743 (далее - ДТ N 2743), 10009100/210222/3025137 (далее - ДТ N 5137), 10009100/180821/0125617 (далее - ДТ N 5617), 10009100/210222/3025146 (далее - ДТ N 5146), 10005030/310122/3052454 (далее - ДТ N 2454), 10009100/041021/0152507 (далее - ДТ N 2507), 10009100/060122/3000640 (далее - ДТ N 0640), 10005030/200922/3252853 (далее - ДТ N 2853), 10009100/291121/0188558 (далее - ДТ N 8558), после выпуска товаров, от 13.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10005030/130922/3246114 (далее - ДТ N 6114), после выпуска товаров, от 17.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10323010/191222/3179699 (далее - ДТ N 9699), 10009100/141122/3146325 (далее - ДТ N 6325), 10009100/141122/3146056 (далее - ДТ N 6056), 10005030/111022/3274929 (далее - ДТ N 4929), 10009100/020922/3102494 (далее - ДТ N 2494), 10323010/270622/3096352 (далее - ДТ N 6352), 10009100/130422/3045709 (далее - ДТ N 5709), 10009100/180222/3023805 (далее - ДТ N 3805), 10009100/160222/3022283 (далее - ДТ N 2283), после выпуска товаров; возложении на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 11.03.2024, оставленным без изменения постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на допущенное судебными инстанциями нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, ООО "Универсал-Юг" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы общество указывает, что ввезенные по спорным декларациям товары (картриджи, атомайзеры, испарители) являются компонентами (составными частями) электронных систем доставки никотина (далее - ЭСДН), которые не способны осуществлять доставку никотина автономно без самого устройства ЭСДН, в связи с чем выражает несогласие с выводом судов о том, что части ЭСДН подпадают под действие подпункта 15 пункта 1 статьи 181, пункта 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и подлежат обложению акцизом. Отмечает, что классификация товаров по коду 8543 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС исключает возможность их отнесениям к ЭСДН, имеющим иной код ТН ВЭД - 8543 40 000 0, более того, спорные части для ЭСДН не относятся к категории "электронные устройства", поскольку не содержат электронных компонентов и не способны автономно (самодостаточно) выполнять возложенную на устройство функцию - обрабатывать, хранить, передавать информацию между элементами электронного устройства, что подтверждается письмами производителей, заключениями экспертов от 25.10.2023 N 2317/23-НЭ и от 16.02.2024 N 0489900086. Считает ошибочным применение судами ведомственного письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.10.2022 N 03-07/103721, не обладающего признаками нормативно-правового акта, обязательного для исполнения, которым перечень подакцизных товаров фактически расширен компонентами ЭСДН. При этом судами не дана оценка действиям должностных лиц таможенных органов, которые, по мнению общества, допустили, злоупотребление при выпуске товаров без уплаты акциза, а также при проведении камеральной таможенной проверки и вынесении оспариваемых решений, распространив действие вышеуказанного письма Минфина России на правоотношения, возникшие до его получения. Настаивает на том, что доначисление таможней акциза в отношении частей для ЭСДН нарушает принцип однократности налогообложения, закрепленный в статье 38 НК РФ. Полагает необоснованным отказ судов в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы. В подтверждение доводов ссылается на судебную практику. До начала судебного заседания от общества поступили дополнительные пояснения к кассационной жалобе.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участие сторон в заседании суда кассационной инстанции обеспечено в соответствии со статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования системы веб-конференции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнительных пояснений, а также отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 2021 по 2023 годы ООО "Универсал-Юг" в рамках внешнеэкономических контрактов, заключенных с иностранными контрагентами, ввезло на территорию Российской Федерации по 84-м декларациям следующие товары: "части машин электрических и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные", а именно: части ЭСДН, в том числе атомайзеры, испарители, картриджи.
Согласно графе 33 деклараций товары задекларированы декларантом в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС под кодом 8543 90 000 0 "Машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: - части"; код ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара, марки, модели, артикулы, изготовитель и характеристики заявлены в соответствии с инвойсами к каждой поставке и техническим описанием товара.
После выпуска товаров таможней в отношении ООО "Универсал-Юг" проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в ДТ N N 5617, 7153, 2500, 2507, 2558, 8558, 7925, 0640, 2454, 2283, 2307, 10009100/180222/3023799, 3803, 3805, 3807, 10009100/180222/3023815, 5137, 5146, 0154, 1935, 1948, 1938, 9664, 5709, 3496, 3969, 3983, 5397, 8543, 9593, 2813, 3065, 3151, 5504, 5554, 6352, 0673, 5866, 8262, 1166, 1498, 4061, 4096, 8967, 2743, 10005030/310822/3233749, 2494, 10005030/070922/3240514, 6114, 6937, 7152, 1741, 2853, 8769, 1067, 1206, 7812, 4845, 4929, 5661, 5721, 6291, 8785, 0047, 6056, 6325, 7361, 7007, 9293, 9206, 9320, 9449, 9699, 9646, 2223, 2204, 2251, 8652, 8627, 4105, 4217, 4127, 3987, 4033, результаты которой оформлены актом от 16.08.2023 N 10703000/210/160823/А000047.
В ходе проведения проверки таможенным органом установлено, что товары, задекларированные по ДТ N N 5617 (товар N 2); 7153 (товар N 2); 2500 (товар N 2); 2507 (товар N 1); 2558 (товар N 2); 8558 (товар N 1); 7925 (товар N 2); 0640 (товар N 2); 2454 (товар N 1); 2283 (товар N 2); 2307 (товар N 2); 10009100/180222/3023799 (товар N 1); 3803 (товар N 2); 3805 (товар N 2); 3807 (товар N 2); 10009100/180222/3023815 (товар N 2); 5137 (товар N 1); 5146 (товар N 2); 0154 (товар N 2); 1935 (товар N 1); 1948 (товар N 1); 1938 (товар N 1); 9664 (товар N 1); 5709 (товар N 1); 3496 (товар N 1); 3969 (товар N 1); 3983 (товар N 1); 5397 (товар N 1); 8543 (товар N 1); 9593 (товар N 1); 2813 (товар N 1); 3065 (товар N 1); 3151 (товар N 1); 5504 (товар N 1); 5554 (товар N 1); 6352 (товар N 1); 0673 (товар N 1); 5866 (товар N 1); 8262 (товар N 1); 1166 (товар N 1); 1498 (товар N 1, 2); 4061 (товар N 1); 4096 (товар N 1); 8967 (товар N 1); 2743 (товар N 1); 10005030/310822/3233749 (товар N 1); 2494 (товар N 2); 10005030/070922/3240514 (товар N 1); 6114 (товар N 1); 6937 (товар N 1); 7152 (товар N 1, 2); 1741 (товар N 2); 2853 (товар N 1, 2, 3); 8769 (товар N 1); 1067 (товар N 1); 1206 (товар N 1); 7812 (товар N 1, 3, 4); 4845 (товар N 1, 2, 3); 4929 (товар N 1, 2); 5661 (товар N 1, 2, 3, 4); 5721 (товар N 1); 6291 (товар N 1, 2, 3, 4); 8785 (товар N 1, 2, 3, 4); 0047 (товар N 2); 6056 (товар N 2); 6325 (товар N 2); 7361 (товар N 1,2); 7007 (товар N 2); 9293 (товар N 2); 9206 (товар N 1); 9320 (товар N 1); 9449 (товар N 1); 9699 (товар N 1); 9646 (товар N 1); 2223 (товар N 1); 2204 (товар N 1); 2251 (товар N 1); 8652 (товар N 1); 8627 (товар N 1); 4105 (товар N 1); 4217 (товар N 1); 4127 (товар N 1); 3987 (товар N 1); 4033 (товар N 1), являются частями ЭСДН - атомайзерами, испарителями, картриджами (имеющие в составе испарители). При этом указанные товары являются основными функциональными компонентами (элементами) ЭСДН и выполняют главную функцию - преобразованию жидкости в пар, что, по существу, представляет собой ЭСДН без аккумулятора и жидкости и подпадают под действие подпункта 15 пункта 1 статьи 181, пункта 1 статьи 193 НК РФ, то есть подлежат обложению акцизом по ставкам: с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 60 руб. за 1 штуку; с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 62 руб. за 1 штуку; с 01.01.2023 по 28.02.2023 в размере 64 руб. за 1 штуку.
В связи с этим, выявив по итогам камеральной таможенной проверки факт неприменения обществом при таможенном декларировании проверяемых товаров акциза, что повлекло за собой неполную уплату таможенных платежей в сумме 115 778 380 руб. (без учета пени), таможенным органом 27.09.2023, 02.10.2023, 03.10.2023, 04.10.2023, 05.10.2023, 06.10.2023, 09.10.2023, 10.10.2023, 11.10.2023, 12.10.2023, 13.10.2023, 17.10.2023 приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, декларант обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что подпункт 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ включает в себя не только готовую ЭСДН в сборе, но также и отдельные ее компоненты (части), выполняющие функцию преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем, в связи с чем признали решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров соответствующими таможенному и налоговому законодательству и не нарушающими прав и законных интересов обратившегося лица.
Изучение обжалуемых судебных актов и доводов кассационной жалобы, исследование материалов дела, показали, что суды не допустили неправильного применения норм материального права, существенного нарушения норм процессуального права, исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка, поэтому суд округа полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункты 4, 5, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС определено, что в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции взимания таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию.
Согласно положениям подпункта 24 пункта 1 статьи 2 и подпункта 4 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС акциз (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, относится к таможенным платежам.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов, а в случаях, предусмотренных статьей 52 ТК ЕАЭС - таможенным органом (пункт 1 статьи 52 ТК ЕАЭС).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Объектом налогообложения акцизом признается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подпункт 13 пункта 1 статьи 182 НК РФ).
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизным товаром признаются электронные системы доставки никотина (ЭСДН).
При этом ЭСДН признаются электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.
Налогообложение в отношении вышеуказанных подакцизных товаров осуществляется с применением налоговой ставки акциза, установленной пунктом 1 статьи 193 НК РФ, с 01.01.2021 по 31.12.2021 составляющей 60 руб. за штуку, с 01.01.2022 по 31.12.2022 - 62 руб. за штуку, с 01.01.2023 по 28.02.2023 - 64 руб. за штуку.
Как установили суды при рассмотрении спора, в отношении товаров, ввезенных и задекларированных по 80 таможенным декларациям (по перечню в акте камеральной таможенной проверки от 16.08.2023 N 10703000/210/160823/А000047) в период с 18.08.2021 по 20.02.2023, ООО "Универсал-Юг" заявило следующие сведения: в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" - "Части машин электрических и аппаратура, имеющие индивидуальные функции - части электронных системы доставки никотина", "части электронных систем доставки никотина", "атомайзеры"; в графе 33 код 8543 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "Машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные"; в графе 47 "Исчисление платежей" - сведения об исчислении и уплате акциза отсутствуют.
После выпуска товаров таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в ДТ, по результатам которой оформлен акт от 16.08.2023 N 10703000/210/160823/А000047.
В ходе проверки таможенным органом проанализированы результаты таможенного досмотра товаров, задекларированных в ДТ N N 3983, 24061, 4096, 10005030/310822/3233749, 0047, 9646, согласно которым ввезенные товары представляют собой "части электронных систем - изделия из металла цилиндрической формы", "атомайзер для электронного парогенератора", "сменные картриджи и сменные испарители", упакованы в металло-полимерную упаковку и в картонную коробку (акты таможенных досмотров от 24.08.2022 N 10001020/240822/104859, от 02.09.2022 N 10005020/020922/114163, от 08.04.2022 N 10005020/080422/106563, от 09.11.2022 N 10005020/091122/118908, от 25.08.2022 N 10001020/250822/104934, от 05.05.2022 N 10005020/060522/107358).
Эксперты в результате назначенных таможенных экспертиз в отношении товаров, задекларированных в ДТ N N 4929, 1206, 1067, 2853, 8769 (заключения таможенных экспертов от 11.11.2022 N 12404006/0022209, от 28.10.2022 N 12403004/0021507, от 27.10.2022 N 12403004/0021420, от 27.10.2022 N 12403004/0021425, от 02.12.2022 N 12411004/0020950) пришли к выводу, что представленные к исследованию образцы являются: сменными испарителями и конструктивно состоят из нагревательного элемента, соединенного с контактной группой, обернутого материалом белого цвета, размещенным в полом корпусе цилиндрической формы, изготовленным из металла с отверстиями по бокам; образцы предназначены для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль, который вдыхается потребителем; жидкость в представленных образцах отсутствует; картриджами для ЭСДН, предназначенными для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль, который вдыхается потребителем; в конструкции выделены основные составные части: бак (емкость, изготовленная из прозрачного полимерного материала, наружная поверхность имеет специфические углубления, что позволяет использовать бак в качестве мундштука), контактная группа (размещенная на основании бака, при помощи которой осуществляется соединение), необслуживаемый испаритель (состоящий из нагревательного элемента соединенного с контактной группой, обернутого материалом белого цвета, размещенным в полом корпусе цилиндрической формы, изготовленным из металла с отверстиями по бокам).
Согласно представленным обществом техническим описаниям ввезенных товаров таможенным органом установлено, что: испарители состоят из спирали, хлопковой ваты (которая пропитывается жидкостью для ЭСДН при заправке картриджа) и металлического защитного корпуса; при активации ЭСДН спираль нагревается и испаряет жидкость для ЭСДН с ваты; основными характеристиками испарителей являются сопротивление спирали в испарителе (0.2, 0.3, 0.4 и т.д.), материал корпуса (металл, нержавеющая сталь), материал фитиля (хлопок), тип затяжки (тугая (MLT) или свободная (DL)), нагревательный элемент (спираль (COIL) или сетка (MESH)) и т.д.; есть испарители, которые составляют исключения - в них отсутствует спираль и хлопок, в таких случаях пользователь самостоятельно устанавливает нужную ему спираль и продевает хлопок перед установкой в картридже ЭСДН; картриджи состоят из пластикового корпуса, являющегося резервуаром для жидкости для ЭСДН и испарителя, состоящего из спирали, ваты и металлического защитного корпуса; при активации устройства спираль нагревается и испаряет жидкость для ЭСДН в пар; основными характеристиками картриджей являются сопротивление спирали испарителя (0.2, 0.3, 0.4 и т.д.) (при наличии испарителя в картридже), объем картриджа (2 ml, 3 ml, 6 ml), цвет, материал корпуса; основными характеристиками атомайзеров являются тип испарителя, сопротивление спирали испарителя (0.2, 0.3, 0.4 и т.д.), тип коннектора, тип обдува.
Установив по результатам таможенного контроля, что ввезенные декларантом товары являются частями ЭСДН - атомайзеры, испарители, картриджи (имеющие в составе испарители) и основными функциональными компонентами (элементами) ЭСДН, поскольку выполняют главную функцию преобразования никотинсодержащей жидкости в пар, кроме того, в составе ЭСДН присутствуют испаритель, атомайзер, картридж, в них происходит преобразование жидкости в пар, при этом в ЭСДН отсутствуют иные элементы, в которых может происходить процесс преобразования жидкости в пар, таможенный орган пришел к выводу, с которым обоснованно согласились суды двух инстанций, о декларировании обществом товаров в значении, соответствующем подпункту 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ, что послужило основаниями для принятия оспариваемых решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров.
Судами учтено определение, содержащееся в пункте 3.1 ГОСТ Р 58109-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Жидкости для электронных систем доставки никотина. Общие технические условия", утвержденного приказом Росстандарта от 17.04.2018 N 201-ст (далее - ГОСТ Р 58109-2018), согласно которому ЭСДН представляют собой электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.
В соответствии с пунктом А.1 приложения А к ГОСТ Р 58109-2018 отдельные компоненты ЭСДН и жидкость для ЭСДН могут поставляться в комплекте с ЭСДН и/или приобретаться отдельно.
Согласно ГОСТ Р 58109-2018 основной функцией ЭСДН является преобразование жидкости для ЭСДН в аэрозоль. Для нагревания жидкости для ЭСДН и преобразования ее в пар используется электрическая энергия, которая попадает в компоненты с аккумуляторной батареи.
Суды согласились с позицией таможенного органа о том, что в процессе преобразования жидкости участвует энергия, компоненты, предназначенные для испарения жидкости для ЭСДН, являются электронными. Поскольку без бака атомайзера, предназначенного для хранения и испарения жидкости для ЭСДН, без картриджа со сменным испарителем, предназначенного для хранения и испарения жидкости для ЭСДН, и без испарительного элемента, предназначенного для преобразования жидкости в пар (аэрозоль), не будет выполнена основная функция ЭСДН и не будет достигнут эффект от использования системы, соответственно, эти элементы также являются электронными устройствами, используемыми для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем, в понятии подпункта 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ.
Судами верно указано, что, вопреки позиции заявителя, исходя из функционального назначения, а также принципа работы спорных товаров, под действие подпункта 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ подпадает не только готовая ЭСДН в сборе, а также отдельные компоненты ЭСДН, выполняющие функцию преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.
Общество полагает, что, поскольку конструкция ЭСДН включает в себя несколько элементов, которые не могут функционировать отдельно и/или быть использованы самостоятельно вне ЭСДН, ни одни из элементов, взятый отдельно вне системы, не может быть приравнен к ЭСДН; сам по себе же факт того, что преобразование жидкости в пар осуществляется при помощи спорных товаров, не позволяет идентифицировать их в качестве ЭСДН.
Однако, доводы общества о том, что ввезенные им товары не включают в себя электронные элементы, которые и делают систему доставки никотина электронной, опровергаются, в том числе и позицией Министерства финансов Российской Федерации, определяющего, что для целей налогообложения акцизом имеет значение именно выполняемая товаром функция по преобразованию жидкости в пар, при этом товар может представлять собой как единое устройство, так и являться частью ЭДСН (письмо от 26.10.2022 N 03-13-07/103721). Согласно разъяснениям, изложенным в письме от 26.10.2022 N 03-13-07/103721, для целей главы 22 "Акцизы" НК РФ подакцизным товаром признается вышеуказанное устройство в виде единого устройства (комплекта) компонентов и приспособлений и (или) отдельных приспособлений (компонентов), имеющих конструктивные элементы, обеспечивающие преобразование жидкости для ЭДСН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.
Пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение) определено, что Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в сфере, в том числе, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела.
Пунктом 5.5 Положения установлено, что Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
При этом согласно пункту 3 статьи 258 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенные органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (Минфин России).
Суды, отклоняя как несостоятельный довод общества о том, что классификация ввезенных товаров по коду 8543 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС исключает возможность их отнесения к ЭСДН, правомерно указали, что для целей налогообложения акцизом определяющее значение имеет соответствие ввозимого товара изложенному в статье 181 НК РФ определению ЭСДН, а не код ТН ВЭД ЕАЭС.
При изложенном в удовлетворении заявленных требований отказано законно и обоснованно.
Довод общества о необоснованном отклонении судами его ходатайства о проведении судебной экспертизы по делу подлежит отклонению.
По смыслу положений части 1 статьи 82, части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ, вопрос о назначении экспертизы отнесен на усмотрение суда, разрешается в зависимости от необходимости разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, и является правом суда. Формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, являются исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В рассматриваемом случае суды, учитывая фактические обстоятельства настоящего спора, пришли к правильному выводу об отсутствии процессуальной необходимости назначения и проведения судебной экспертизы и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных ходатайств.
Доводы заявителя кассационной жалобы в данной части направлены на переоценку выводов судов.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику не может быть принята кассационным судом во внимание при проверке законности судебных актов, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, судебные акты принимаются судами исходя из обстоятельств и доказательств по каждому конкретному делу.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены обществом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанциях, рассмотрены судами и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у суда округа оснований не имеется; свидетельствуют о несогласии заявителя с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права, нормы процессуального права, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не нарушены, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 по делу N А73-220/2024 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о законности внесения изменений в сведения, заявленные в таможенных декларациях на товары, после их выпуска. Установлено, что ввезенные товары являются частями электронных систем доставки никотина и подлежат акцизному налогообложению. Суд подтвердил правильность применения норм налогового законодательства и обоснованность действий таможенного органа.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 августа 2024 г. N Ф03-3480/24 по делу N А73-220/2024