г. Хабаровск |
|
30 мая 2024 г. |
А73-220/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалдуга И.В.
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг": Ромашкин Р.Ю. по доверенности от 25.08.2023 N 3, Гусак Ю.С. по доверенности от 15.02.2024 N 4;
от Хабаровской таможни: Шарашова К.Э. по доверенности от 13.05.2024 N 05-53/136, Герасименко А.А. по доверенности от 26.05.2023 N 05-51/126, Столярова С.С. по доверенности от 01.02.2024 N 05-53/85, Небутова А.М. по доверенности от 22.03.2024 N 05-53/103, Харанена П.В. по доверенности от 23.05.2023 N 05-51/0113;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2024
по делу N А73-220/2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг" (ОГРН 1136165004150, ИНН 6165182385)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
о признании недействительными решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, после выпуска товаров
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг" (далее - ООО "Универсал-Юг") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее - таможня), в соответствии с требованием которого просило признать недействительными решения от 27.09.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/041021/0152558, после выпуска товаров, от 02.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/130522/3148543, 10323010/010223/3008652, 10323010/120123/3002251, 10005030/260922/3258769, 10323010/191222/3179449, после выпуска товаров, от 03.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/060422/3129664, 10005030/060522/3145397, 10005030/150622/3169593, 10005030/200622/3172813, 10005030/200622/3173065, 10005030/110822/3215866, 10005030/170822/3221166, 10005030/220822/3224096, 10005030/140922/3246937, 10005030/140922/3247152, 10009100/121022/3126291, 10009100/171022/3128785, 10009100/031122/3140047, 10323010/191222/3179206, 10323010/191222/3179320, 10323010/200223/3014127, 10323010/200223/3014033, после выпуска товаров, от 04.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10323010/120123/3002204, 10005030/060422/3129646, 10009100/111022/3125661, после выпуска товаров, от 05.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/050522/3143969, 10005030/140422/3133496, 10009100/180222/3023807, 10009100/111022/3125721, 10009100/131221/3007925, 10009100/160222/3022307, 10009100/180222/3023803, 10323010/120123/3002223, 10005030/050522/3143983, после выпуска товаров, от 06.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/210322/3121948, 10323010/200223/3014217, 10009100/191222/3169293, 10009100/280922/3117812, после выпуска товаров, от 09.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 1009100/080921/0137153, 10323010/141122/3167361, 10323010/200223/3013987, 10009100/041021/0152500, 10005030/210322/3121938, после выпуска товаров, от 10.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/210322/3121935, 10323010/200223/3014105, 10005030/180822/3221498, 10005030/230622/3175554, 10005030/220822/3224061, 10005030/290622/3180673, 10005030/200622/3173151, 3 А73-220/2024 10009100/101022/3124845, 10005030/230622/3175504, 10005030/280922/3261067, после выпуска товаров, от 11.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/150822/3218262, 10323010/240822/3128967, 10009100/190922/3111741, 10009100/151122/3147007, 10323010/010223/3008627, 10005030/280922/3261206, после выпуска товаров, от 12.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10009100/010322/3030154, 10005030/300822/3232743, 10009100/1210222/3025137, 10009100/180821/0125617, 10009100/210222/3025146, 10005030/310122/3052454, 10009100/041021/0152507, 10009100/060122/3000640, 10005030/200922/3252853, 10009100/291121/0188558, после выпуска товаров, от 13.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/130922/3246114, после выпуска товаров, от 17.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10323010/191222/3179699, 10009100/141122/3146325, 10009100/141122/3146056, 10005030/111022/3274929, 10009100/020922/3102494, 10323010/270622/3096352, 10009100/130422/3045709, 10009100/180222/3023805, 10009100/160222/3022283, после выпуска товаров. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель предлагал возложить на таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 11.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с выводом суда об отнесении ввезенных товаров к подакцизным, представляющим собой электронные системы доставки никотина (далее - ЭСДН) без аккумулятора и жидкости, как противоречащим подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), настаивая на позиции, что возможность взимания акциза в отношении частей ЭСДН нормами налогового законодательства не предусматривалась. Считает доказанным факт ввоза сменных картриджей, атомайзеров и испарителей, являющихся компонентами (составными частями) ЭСДН как единого устройства, которые не могут рассматриваться как отдельные товары вне зависимости от выполняемой каждым элементом в едином устройстве определенной функции. Ссылку суда на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.10.2022 N 03-13-07/103721 (далее - письмо Минфина России от 26.10.2022 N 03-13-07/103721) полагает необоснованной, поскольку в нем расширен перечень подакцизных товаров на один товар (компоненты электронных систем), что является нормотворческой функцией, выходящей за пределы компетенции органа. Просит обратить внимание, что ввиду внесенных Федеральным законом от 27.01.2023 N 1-ФЗ изменений в НК РФ, с 01.03.2023 на сами электронные системы акциз не распространяется, что предполагает улучшение положения налогоплательщика. По мнению общества, выводы суда противоречат Товарной номенклатуре Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и Основным правилам интерпретации ТН ВЭД, поскольку классификация ввезенных товаров по коду 8543 90 000 0 исключает возможность их отнесения к ЭСДН, имеющим иной код ТН ВЭД (8543 40 000 0). Полагает, что суд должен был дать оценку действиям должностных лиц таможенного органа, которые допустили, по его мнению, злоупотребление при выпуске товаров без уплаты акциза, а также при проведении камеральной таможенной проверки и вынесении оспариваемых решений, распространив действие вышеуказанного письма Минфина России на правоотношения, возникшие до его получения. Указывает на ошибочность вывода суда об отнесении спорных товаров к электронным устройствам, в то время как письма производителей, заключения экспертов ООО "Центр независимой экспертизы "Аспект" от 25.10.2023 N 2317/23-НЭ и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 16.02.2024 N 2317/23-НЭ подтверждают отсутствие в составе товаров электронных компонентов, что не нашло оценки в судебном акте. Также, по мнению заявителя, суд необоснованно отказал в назначении экспертизы. В обоснование позиции привел ссылку на судебную практику.
Таможенный орган выразил в отзыве на апелляционную жалобу несогласие с изложенными в ней доводами, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенного с использованием систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме онлайн-заседания, представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, письменных пояснениях и отзыве на них с дополнением.
В ходе рассмотрения дела обществом заявлено ходатайство о назначении экспертизы, мотивированное необходимостью исключения каких-либо сомнений относительно характеристик, основных свойств, выполняемых функций спорных товаров и вынесения обоснованного судебного акта.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, не нашел оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Из разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", следует, что ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении ходатайства ООО "Универсал-Юг", исходил из достаточности представленных доказательств для разрешения настоящего спора без проведения по делу экспертизы.
Оценив доводы заявителя и имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности заявленного ходатайства о назначении экспертизы и, учитывая положения части 3 статьи 268 АПК РФ, не нашел правовых оснований для его удовлетворения при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела установлено, что в период с 2021 - 2023 годы ООО "Универсал-Юг" ввезло на территорию Российской Федерации по 84 декларациям следующие товары - "Части машин электрических и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные", а именно части ЭСДН, в том числе атомайзеры, испарители, картриджи.
Поставка названных товаров осуществлена в рамках внешнеэкономических договоров: от 26.04.2021 N 210426-1, заключенного с SMOANT CO., LIMITED; от 23.06.2021 N 210623-1, заключенного с SHENZHEN WOODY VAPES TECHNOLOGY CO., LTD; от 24.06.2021N 210624-1, заключенного с GEEKVAPE TECHNOLOGY CO., LIMITED; от 21.10.2021 N 211022-1, заключенного с RINCOE TECHNOLOGY COMPANY LTD; от 14.04.2021 N 220414-1, заключенного с SHEN ZHEN SMOANT TECHNOLOGY CO., LTD; от 19.04.2022 N 220419-1, заключенного с NEVOKS TECHNOLOGY CO., LIMITED; от 23.05.2022 N 220523-1, заключенного с SHENZHEN ELEGO TECHNOLOGY CO., LIMITED; от 20.06.2022 N 220620-1, заключенного с SHEN ZHEN HELLVAPE TECHNOLOGY COMPANY LIMITED; от 04.07.2022 N 220704-1, заключенного с SHEN ZHEN BETTER SUPPLY CHAIN SERVICE CO., LTD; от 05.07.2022 N 220705-1, заключенного с DONGGUAN CLOUPOR ATOMIZATION TECHNOLOGY CO., LTD; от 22.11.2022 N 221122-1, заключенного с GUANGDONG QISITECH CO., LTD; от 02.12.2022 N 221202, заключенного с SHEN ZHEN SMOANT TECHNOLOGY CO, LTD; от 03.12.2022 N 221203-1, заключенного с DONGGUAN CLOUPOR ATOMIZATION TECHNOLOGY CO, LTD; от 20.04.2021 N VP-004, заключенного с HEAVEN GIFTS INTERNATONAL LIMITED; от 02.06.2021 б/н, заключенного с SHENZHEN SMOORE TECHNOLOGY LIMITED.
Согласно графе 33 ДТ товары задекларированы декларантом в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС под кодом: 8543 90 000 0 - "Машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: - части"; код ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара, марки, модели, артикулы, изготовитель и характеристики были заявлены в соответствии с инвойсами к каждой поставке и техническим описанием товара.
После выпуска товаров таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Универсал-Юг" по вопросу достоверности сведений, заявленных в ДТ N N 10009100/180821/0125617, 10009100/080921/0137153, 10009100/041021/0152500, 10009100/041021/0152507, 10009100/041021/0152558, 10009100/291121/0188558, 10009100/131221/3007925, 10009100/060122/3000640, 10005030/310122/3052454, 10009100/160222/3022283, 10009100/160222/3022307, 10009100/180222/3023799, 10009100/180222/3023803, 10009100/180222/3023805, 10009100/180222/3023807, 10009100/180222/3023815, 10009100/210222/3025137, 10009100/210222/3025146, 10009100/010322/3030154, 10005030/210322/3121935, 10005030/210322/3121948, 10005030/210322/3121938, 10005030/060422/3129664, 10009100/130422/3045709, 10005030/140422/3133496, 10005030/050522/3143969, 10005030/050522/3143983, 10005030/060522/3145397, 10005030/130522/3148543, 10005030/150622/3169593, 10005030/200622/3172813, 10005030/200622/3173065, 10005030/200622/3173151, 10005030/230622/3175504, 10005030/230622/3175554, 10323010/270622/3096352, 10005030/290622/3180673, 10005030/110822/3215866, 10005030/150822/3218262, 10005030/170822/3221166, 10005030/180822/3221498, 10005030/220822/3224061, 10005030/220822/3224096, 10323010/240822/3128967, 10005030/300822/3232743, 10005030/310822/3233749, 10009100/020922/3102494, 10005030/070922/3240514, 10005030/130922/3246114, 10005030/140922/3246937, 10005030/140922/3247152, 10009100/190922/3111741, 10005030/200922/3252853, 10005030/260922/3258769, 10005030/280922/3261067, 10005030/280922/3261206, 10009100/280922/3117812, 10009100/101022/3124845, 10005030/111022/3274929, 10009100/111022/3125661, 10009100/111022/3125721, 10009100/121022/3126291, 10009100/171022/3128785, 10009100/031122/3140047, 10009100/141122/3146056, 10009100/141122/3146325, 10323010/141122/3167361, 10009100/151122/3147007, 10009100/191222/3169293, 10323010/191222/3179206, 10323010/191222/3179320, 10323010/191222/3179449, 10323010/191222/3179699, 10005030/060422/3129646, 10323010/120123/3002223, 10323010/120123/3002204, 10323010/120123/3002251, 10323010/010223/3008652, 10323010/010223/3008627, 10323010/200223/3014105, 10323010/200223/3014217, 10323010/200223/3014127, 10323010/200223/3013987, 10323010/200223/3014033.
По результатам оформлен акт камеральной таможенной проверки от 16.08.2023 N 10703000/210/160823/А000047, в котором указано, что товары, задекларированные по ДТ NN 10009100/180821/0125617 (товар N 2); 10009100/080921/0137153 (товар N 2); 10009100/041021/0152500 (товар N 2); 10009100/041021/0152507 (товар N 1); 10009100/041021/0152558 (товар N 2); 10009100/291121/0188558 (товар N 1); 10009100/131221/3007925 (товар N 2); 10009100/060122/3000640 (товар N 2); 10005030/310122/3052454 (товар N 1); 10009100/160222/3022283 (товар N 2); 10009100/160222/3022307 (товар N 2); 10009100/180222/3023799 (товар N 1); 10009100/180222/3023803 (товар N 2); 10009100/180222/3023805 (товар N 2); 10009100/180222/3023807 (товар N 2); 10009100/180222/3023815 (товар N 2); 10009100/210222/3025137 (товар N 1); 10009100/210222/3025146 (товар N 2); 10009100/010322/3030154 (товар N 2); 10005030/210322/3121935 (товар N 1); 10005030/210322/3121948 (товар N 1); 10005030/210322/3121938 (товар N 1); 10005030/060422/3129664 (товар N 1); 10009100/130422/3045709 (товар N 1); 10005030/140422/3133496 (товар N 1); 10005030/050522/3143969 (товар N 1); 10005030/050522/3143983 (товар N 1); 10005030/060522/3145397 (товар N 1); 10005030/130522/3148543 (товар N 1); 10005030/150622/3169593 (товар N 1); 10005030/200622/3172813 (товар N 1); 10005030/200622/3173065 (товар N 1); 10005030/200622/3173151 (товар N 1); 10005030/230622/3175504 (товар N 1); 10005030/230622/3175554 (товар N 1); 10323010/270622/3096352 (товар N 1); 10005030/290622/3180673 (товар N 1); 10005030/110822/3215866 (товар N 1); 10005030/150822/3218262 (товар N 1); 10005030/170822/3221166 (товар N 1); 10005030/180822/3221498 (товар N 1, 2); 10005030/220822/3224061 (товар N 1); 10005030/220822/3224096 (товар N 1); 10323010/240822/3128967 (товар N 1); 10005030/300822/3232743 (товар N 1); 10005030/310822/3233749 (товар N 1); 6 А73-220/2024 10009100/020922/3102494 (товар N 2); 10005030/070922/3240514 (товар N 1); 10005030/130922/3246114 (товар N 1); 10005030/140922/3246937 (товар N 1); 10005030/140922/3247152 (товар N 1, 2); 10009100/190922/3111741 (товар N 2); 10005030/200922/3252853 (товар N 1, 2, 3); 10005030/260922/3258769 (товар N 1); 10005030/280922/3261067 (товар N 1); 10005030/280922/3261206 (товар N 1); 10009100/280922/3117812 (товар N 1, 3, 4); 10009100/101022/3124845 (товар N 1, 2, 3); 10005030/111022/3274929 (товар N 1, 2); 10009100/111022/3125661 (товар N 1, 2, 3, 4); 10009100/111022/3125721 (товар N 1); 10009100/121022/3126291 (товар N 1, 2, 3, 4); 10009100/171022/3128785 (товар N 1, 2, 3, 4); 10009100/031122/3140047 (товар N 2); 10009100/141122/3146056 (товар N 2); 10009100/141122/3146325 (товар N 2); 10323010/141122/3167361 (товар N 1,2); 10009100/151122/3147007 (товар N 2); 10009100/191222/3169293 (товар N 2); 10323010/191222/3179206 (товар N 1); 10323010/191222/3179320 (товар N 1); 10323010/191222/3179449 (товар N 1); 10323010/191222/3179699 (товар N 1); 10005030/060422/3129646 (товар N 1); 10323010/120123/3002223 (товар N 1); 10323010/120123/3002204 (товар N 1); 10323010/120123/3002251 (товар N 1); 10323010/010223/3008652 (товар N 1); 10323010/010223/3008627 (товар N 1); 10323010/200223/3014105 (товар N 1); 10323010/200223/3014217 (товар N 1); 10323010/200223/3014127 (товар N 1); 10323010/200223/3013987 (товар N 1); 10323010/200223/3014033 (товар N 1), являются частями ЭСДН - атомайзерами, испарителями, картриджами (имеющие в составе испарители). При этом указанные товары являются основными функциональными компонентами (элементами) ЭСДН и выполняют главную функцию - преобразованию жидкости в пар, что, по существу, представляет собой ЭСДН без аккумулятора и жидкости и, согласно определениям, установленным подпунктом 15 пункта 1 статьи 181, пункта 1 статьи 193 НК РФ, в целях признания товаров подакцизными, подлежат налогообложению акцизом по ставкам: с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 60 рублей за 1 штуку; с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 62 рублей за 1 штуку; с 01.01.2023 по 28.02.2023 в размере 64 рублей за 1 штуку.
Выявленный в ходе камеральной таможенной проверки факт неприменения декларантом при таможенном декларировании проверяемых товаров акциза повлек за собой доначисление таможенных платежей в результате внесения изменений в ДТ, что составило 115 778 380 рублей (без учета пени).
На основании акта камеральной таможенной проверки таможней приняты решения 27.09.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/041021/0152558, после выпуска товаров, от 02.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/130522/3148543, 10323010/010223/3008652, 10323010/120123/3002251, 10005030/260922/3258769, 10323010/191222/3179449, после выпуска товаров, от 03.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/060422/3129664, 10005030/060522/3145397, 10005030/150622/3169593, 10005030/200622/3172813, 10005030/200622/3173065, 10005030/110822/3215866, 10005030/170822/3221166, 10005030/220822/3224096, 10005030/140922/3246937, 10005030/140922/3247152, 10009100/121022/3126291, 10009100/171022/3128785, 10009100/031122/3140047, 10323010/191222/3179206, 10323010/191222/3179320, 10323010/200223/3014127, 10323010/200223/3014033, после выпуска товаров, от 04.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10323010/120123/3002204, 10005030/060422/3129646, 10009100/111022/3125661, после выпуска товаров, от 05.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/050522/3143969, 10005030/140422/3133496, 10009100/180222/3023807, 10009100/111022/3125721, 10009100/131221/3007925, 10009100/160222/3022307, 10009100/180222/3023803, 10323010/120123/3002223, 10005030/050522/3143983, после выпуска товаров, от 06.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/210322/3121948, 10323010/200223/3014217, 10009100/191222/3169293, 10009100/280922/3117812, после выпуска товаров, от 09.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 1009100/080921/0137153, 10323010/141122/3167361, 10323010/200223/3013987, 10009100/041021/0152500, 10005030/210322/3121938, после выпуска товаров, от 10.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/210322/3121935, 10323010/200223/3014105, 10005030/180822/3221498, 10005030/230622/3175554, 10005030/220822/3224061, 10005030/290622/3180673, 10005030/200622/3173151, 10009100/101022/3124845, 10005030/230622/3175504, 10005030/280922/3261067, после выпуска товаров, от 11.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10005030/150822/3218262, 10323010/240822/3128967, 10009100/190922/3111741, 10009100/151122/3147007, 10323010/010223/3008627, 10005030/280922/3261206, после выпуска товаров, от 12.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10009100/010322/3030154, 10005030/300822/3232743, 10009100/1210222/3025137, 10009100/180821/0125617, 10009100/210222/3025146, 10005030/310122/3052454, 10009100/041021/0152507, 10009100/060122/3000640, 10005030/200922/3252853, 10009100/291121/0188558, после выпуска товаров, от 13.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/130922/3246114, после выпуска товаров, от 17.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10323010/191222/3179699, 10009100/141122/3146325, 10009100/141122/3146056, 10005030/111022/3274929, 10009100/020922/3102494, 10323010/270622/3096352, 10009100/130422/3045709, 10009100/180222/3023805, 10009100/160222/3022283, после выпуска товаров.
Не согласившись с вышеуказанными решениями (всего 80 решений), считая их незаконными, общество обратилось с требованием об оспаривании их законности в арбитражный суд.
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункты 4, 5, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
По правилам пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
На основании подпункта 2 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки таможенными органами, в числе прочих, может проверяться достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 332 ТК ЕАЭС).
В части 1 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) указано, что результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.
На основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка (часть 28 статьи 237 Закона N 289-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС определено, что в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции взимания таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 2, подпункту 4 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС акциз (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, относится к таможенным платежам.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов, а в случаях, предусмотренных статьей 52 ТК ЕАЭС - таможенным органом (пункт 1 статьи 52 ТК ЕАЭС).
В подпункте 13 пункта 1 статьи 182 НК РФ указано, что объектом налогообложения акцизом признается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
При этом код ТН ВЭД ЕАЭС товара не имеет значения при налогообложении акцизом, что, отражено в примечании (сноска 1) к письму ФТС России от 29.12.2021 N 05-83/78538.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ электронные системы доставки никотина (далее - ЭСДН), устройства для нагревания табака признаются подакцизными товарами.
В целях исчисления акцизов ЭСДН признаются электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. Устройствами для нагревания табака признаются электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.
Налоговая ставка акциза установлена пунктом 1 статьи 193 НК РФ и с 01.01.2021 по 31.12.2021 составляла 60 рублей за штуку, с 01.01.2022 по 31.12.2022 - 62 рубля за штуку, с 01.01.2023 по 28.02.2023 - 64 рубля за штуку.
Как следует из материалов дела в отношении товаров, ввезенных и задекларированных по 80 таможенным декларациям (по перечню в акте камеральной таможенной проверки от 16.08.2023 N 10703000/210/160823/А000047) в период с 18.08.2021 по 20.02.2023, ООО "Универсал-Юг" заявило следующие сведения: в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" - "Части машин электрических и аппаратура, имеющие индивидуальные функции - части электронных системы доставки никотина", "части электронных систем доставки никотина", "атомайзеры"; в графе 33 код 8543 90 000 0 - "Машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: ТН ВЭД ЕАЭС; в графе 47 "Исчисление платежей" - сведения об исчислении и уплате акциза отсутствуют.
После выпуска товаров таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в ДТ, по результатам которой оформлен акт от 16.08.2023 N 10703000/210/160823/А000047.
В ходе проверки таможенным органом проанализированы результаты таможенного досмотра товаров, задекларированных в ДТ N N 10005030/050522/3143983, 10005030/220822/3224061, 10005030/220822/3224096, 10005030/310822/3233749, 10009100/031122/3140047, 10005030/060422/3129646, согласно которым ввезенные товары представляют собой "части электронных систем - изделия из металла цилиндрической формы", "атомайзер для электронного парогенератора", "сменные картриджи и сменные испарители", упакованы в металло-полимерную упаковку и в картонную коробку (акты таможенных досмотров от 24.08.2022 N 10001020/240822/104859, от 02.09.2022 N 10005020/020922/114163, от 08.04.2022 N 10005020/080422/106563, от 09.11.2022 N 10005020/091122/118908, от 25.08.2022 N 10001020/250822/104934, от 05.05.2022 N 10005020/060522/107358).
Эксперты в результате назначенных таможенных экспертиз в отношении товаров, задекларированных в ДТ N N 10500030/111022/3274929, 10005030/280922/3261206, 10005030/280922/3261067, 10005030/200922/3252853, 10005030/260922/3258769 (заключения таможенных экспертов от 11.11.2022 N 12404006/0022209, от 28.10.2022 N 12403004/0021507, от 27.10.2022 N 12403004/0021420, от 27.10.2022 N 12403004/0021425, от 02.12.2022 N 12411004/0020950) пришли к выводу, что представленные к исследованию образцы являются: сменными испарителями и конструктивно состоят из нагревательного элемента, соединенного с контактной группой, обернутого материалом белого цвета, размещенным в полом корпусе цилиндрической формы, изготовленным из металла с отверстиями по бокам; образцы предназначены для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль, который вдыхается потребителем; жидкость в представленных образцах отсутствует; картриджами для ЭСДН, предназначенными для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль, который вдыхается потребителем; в конструкции выделены основные составные части: бак (емкость, изготовленная из прозрачного полимерного материала, наружная поверхность имеет специфические углубления, что позволяет использовать бак в качестве мундштука), контактная группа (размещенная на основании бака, при помощи которой осуществляется соединение), необслуживаемый испаритель (состоящий из нагревательного элемента соединенного с контактной группой, обернутого материалом белого цвета, размещенным в полом корпусе цилиндрической формы, изготовленным из металла с отверстиями по бокам).
Согласно представленным обществом техническим описаниям ввезенных товаров, таможенным органом установлено, что: испарители состоят из спирали, хлопковой ваты (которая пропитывается жидкостью для ЭСДН при заправке картриджа) и металлического защитного корпуса; при активации ЭСДН спираль нагревается и испаряет жидкость для ЭСДН с ваты; основными характеристиками испарителей являются сопротивление спирали в испарителе (0.2, 0.3, 0.4 и т.д.), материал корпуса (металл, нержавеющая сталь), материал фитиля (хлопок), тип затяжки (тугая (MLT) или свободная (DL)), нагревательный элемент (спираль (COIL) или сетка (MESH)) и т.д.; есть испарители, которые составляют исключения - в них отсутствует спираль и хлопок, в таких случаях пользователь самостоятельно устанавливает нужную ему спираль и продевает хлопок перед установкой в картридже ЭСДН; картриджи состоят из пластикового корпуса, являющегося резервуаром для жидкости для ЭСДН и испарителя, состоящего из спирали, ваты и металлического защитного корпуса; при активации устройства спираль нагревается и испаряет жидкость для ЭСДН в пар; основными характеристиками картриджей являются сопротивление спирали испарителя (0.2, 0.3, 0.4 и т.д.) (при наличии испарителя в картридже), объем картриджа (2 ml, 3 ml, 6 ml), цвет, материал корпуса; основными характеристиками атомайзеров являются тип испарителя, сопротивление спирали испарителя (0.2, 0.3, 0.4 и т.д.), тип коннектора, тип обдува.
Установив по результатам таможенного контроля, что ввезенные товары являются частями ЭСДН - атомайзеры, испарители, картриджи (имеющие в составе испарители) и основными функциональными компонентами (элементами) ЭСДН, поскольку выполняют главную функцию преобразования жидкости в пар, кроме того, в составе ЭСДН присутствуют испаритель, атомайзер, картридж, в них происходит преобразование жидкости в пар, при этом в ЭСДН отсутствуют иные элементы, в которых может происходить процесс преобразования жидкости в пар, таможенный орган пришел к выводу, с которым обоснованно согласился суд первой инстанции, о декларировании обществом товаров в значении, соответствующем подпункту 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ, что послужило основаниями для принятия оспариваемых решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров.
Довод заявителя жалобы о том, что ввезенные товары не являются подакцизными, поскольку являются лишь частью электронного устройства, не соответствуют понятию ЭСДН, подлежит отклонению.
Изложенное в подпункте 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ нормативное определение ЭСДН отвечает определению, данному в пункте 3.1 ГОСТ Р 58109-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Жидкости для электронных систем доставки никотина. Общие технические условия", утвержденного приказом Росстандарта от 17.04.2018 N 201-ст (далее - ГОСТ Р 58109-2018), согласно которому ЭСДН представляют собой электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.
В соответствии с пунктом А.1 приложения А к ГОСТ Р 58109-2018 ЭСДН многоразового использования: система, предназначенная для замены порционной упаковки или многократной заправки контейнера жидкостью для ЭСДН пользователем. Отдельные компоненты ЭСДН и жидкость для ЭСДН могут поставляться в комплекте с ЭСДН и/или приобретаться отдельно.
ГОСТ Р 58109-2018 определяет, что основной функцией ЭСДН является преобразование жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар).
Для нагревания жидкости для ЭСДН и преобразования ее в пар используется электрическая энергия, которая попадает в компоненты с аккумуляторной батареи. Учитывая, что в процессе преобразования жидкости участвует энергия, компоненты, предназначенные для испарения жидкости для ЭСДН, являются электронными.
С учетом того, что без бака атомайзера, предназначенного для хранения и испарения жидкости для ЭСДН, без картриджа со сменным испарителем, предназначенного для хранения и испарения жидкости для ЭСДН, и без испарительного элемента, предназначенного для преобразования жидкости в пар (аэрозоль), не будет выполнена основная функция ЭСДН и не будет достигнут эффект от использования системы, соответственно, вопреки доводу общества, эти элементы также являются электронными устройствами, используемыми для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем, в понятии подпункта 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ.
Общество полагает, что поскольку устройство ЭСДН включает в себя несколько элементов, которые не могут функционировать отдельно и/или быть использованными самостоятельно вне ЭСДН, ни одни из элементов, взятый отдельно вне системы, не может быть приравнен к ЭСДН, а сам факт того, что преобразование жидкости в пар осуществляется при помощи спорных товаров не позволяет идентифицировать их в качестве ЭСДН.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанным суждением, поскольку исходя из функционального назначения спорных товаров, а также их принципа работы, вышеуказанное положение налогового законодательства включает в себя не только готовую ЭСДН в сборе, а также ее отдельные компоненты, выполняющие функцию преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.
Учитывая, что ввезенные обществом атомайзеры, испарители, картриджи (имеющие в составе испарители) являлись основными функциональными компонентами (элементами) ЭСДН, выполняли главную функцию - преобразование жидкости в пар, и, по существу, представляли собой ЭСДН без аккумулятора и жидкости, у таможенного органа имелись правовые основания для отнесения спорных товаров к подакцизным в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 181, пунктом 1 статьи 193 НК РФ, в связи с чем принятие в отношении ввезенных товаров оспариваемых решений по результатам таможенной проверки о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ обоснованно признано судом законным.
Исходя из того, что решения таможенного органа отвечали требованиям налогового и таможенного законодательства, и, как следствие, не нарушали прав и законных интересов заявителя, поскольку возлагали на него исключительно предусмотренную законом обязанность, с учетом части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции законно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что ввезенные им товары не включали в себя электронные элементы, делающие систему доставки никотина электронной, опровергается изложенной в письме Минфина России от 26.10.2022 N 03-13-07/103721 позицией, определяющей, что для целей налогообложения акцизом имеет значение именно выполняемая товаром функция по преобразованию жидкости в пар, при этом товар может представлять собой как единое устройство, так и являться частью ЭСДН.
Утверждение общества о необоснованном применении судом письма Минфина России от 26.10.2022 N 03-13-07/103721 не принимается во внимание, поскольку согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в сфере, в том числе, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела.
Пунктом 5.5 Положения установлено, что Минфин России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно письму Минфина России от 26.10.2022 N 03-13-07/103721, для целей главы 22 "Акцизы" НК РФ подакцизным товаром признается вышеуказанное устройство в виде единого устройства (комплекта) компонентов и приспособлений и (или) отдельных приспособлений (компонентов), имеющих конструктивные элементы, обеспечивающие преобразование жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.
При этом, вопреки доводу заявителя жалобы, в силу пункта 3 статьи 258 Закона N 289-ФЗ таможенные органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (Минфин России).
Утверждение заявителя о том, что классификация ввезенных товаров по коду 8543 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС исключает возможность их отнесения к ЭСДН, является несостоятельным, поскольку для целей налогообложения акцизом определяющее значение имеет соответствие ввозимого товара изложенному в статье 181 НК РФ определению ЭСДН, при этом код ТН ВЭД ЕАЭС не имеет значения при налогообложении акцизом.
Довод апеллянта об исключении Федеральным законом от 27.01.2023 N 1-ФЗ с 01.03.2023 из перечня подакцизных товаров ЭСДН, обосновано признан судом первой инстанции, как не имеющий правового значения, со ссылкой на пункт 4 статьи 5 НК РФ, поскольку указанным законом не предусмотрено применение его положений на ранее возникшие правоотношения, а в силу пункта 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Заявленный обществом довод о злоупотреблении должностными лицами таможни при выпуске товаров, проведении камеральной таможенной проверки и вынесении оспариваемых решений отклоняется, поскольку в силу пункта 3 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.
В рассматриваемой ситуации основанием для осуществления мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров послужили установленные признаки несоблюдения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в части правильности исчисления (начисления) и полноты уплаты таможенного платежа (акциза), что нашло свое подтверждение по результатам камеральной таможенной проверки, в частности о декларировании обществом ранее выпущенных товаров в значении, соответствующем подпункту 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ, и послужило основанием для принятия оспариваемых решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Судебная коллегия находит необоснованными утверждения заявителя о том, что суд не дал оценки письмам производителей, экспертным заключениям от 25.10.2023 N 2317/23-НЭ и от 16.02.2024 N 2317/23-НЭ, как противоречащие содержанию обжалуемого решения.
Следует также отметить, что указанные документы не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств, подтверждающих доводы заявителя, по итогам их оценки в совокупности с установленными и документально подтвержденными иными обстоятельствами дела, что соответствует положениям статьи 71 АПК РФ.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Также коллегия отклоняет ссылку заявителя на судебную практику, приведенную в подтверждение доводов, поскольку судебные акты приняты судами с учетом конкретных обстоятельств дела, которые не являются схожими с рассматриваемыми в настоящем деле и не являются преюдициальными для рассмотрения настоящего дела.
Арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств, оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении выводов суда по приведенным в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях доводам не усматривает, считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.03.2024 по делу N А73-220/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Универсал-Юг" с депозитного счета Шестого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 135 000 рублей, уплаченные платежным поручением от 14.05.2024 N 446.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-220/2024
Истец: ООО "Универсал-ЮГ"
Ответчик: Хабаровская таможня
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области