г. Хабаровск |
|
09 сентября 2024 г. |
А59-6842/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Басос М.А.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Юн Юлии Еногиевны: Фатеев Л.Г., представитель по доверенности от 20.11.2022;
от государственного казенного учреждения "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области": Петрова В.М., представитель по доверенности от 29.01.2024;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, акционерного общества "Транспортная компания", государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Юн Юлии Еногиевны
на решение от 19.03.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу N А59-6842/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Юн Юлии Еногиевны (ОГРНИП 310650103700032, ИНН 650109250021) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378) о признании незаконным решения; третьи лица: государственное казенное учреждение "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области", акционерное общество "Транспортная компания", государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Сахалинской области"
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Юн Юлия Еногиевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - антимонопольный орган) от 19.09.2022 по делу N 065/06/106-544/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области", акционерное общество "Транспортная компания", государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Сахалинской области".
Решением суда от 05.07.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023, решение антимонопольного органа признано незаконным.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2023 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
При новом рассмотрении решением суда от 19.03.2024, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
С кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа обратился предприниматель, который просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, считая их принятыми с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с изложенными в судебных актах выводами о том, что при проведении открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск"" не допущено изменение параметров межмуниципального маршрута N 117 по сравнению с теми, которые указаны в реестре маршрутов на период действия контракта, заключенного с предпринимателем на перевозки пассажиров по этому же маршруту. Указывает, что предметом новой закупки являлся тот же маршрут, что и в контракте, заключенном с предпринимателем, между тем количество транспортных средств и их характеристики указаны иные, что послужило основанием для обращения с жалобой в антимонопольный орган. Полагает, что по итогам вновь проведенного конкурса изменены существенные условия заключенного с предпринимателем контракта без подписания дополнительных соглашений. Считает, что увеличение пассажиропотока возможно было спланировать заранее, учитывая застройку жильем нового населенного пункта, и организовать его транспортное сообщение путем введения дополнительного рейса с использованием резервного автобуса, увеличив цену контракта с предпринимателем на 10%.
Государственное казенное учреждение "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области" направило в суд кассационной инстанции отзыв на кассационную жалобу, в котором против ее доводов возражало, просило оставить судебные акты в силе.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представитель предпринимателя на доводах кассационной жалобы настаивал, представитель государственного казенного учреждения "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области" (далее - управление) против ее доводов возражал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установили суды при рассмотрении спора, предприниматель осуществляет деятельность в виде регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск" на основании государственного контракта от 17.03.2021 N 10, заключенного с управлением (заказчик) по результатам закупки (извещение N 0361200015021000050), проведенной 27.01.2021 ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" для нужд управления.
Государственный контракт от 17.03.2021 N 10 заключен сроком действия до 31.12.2023.
По условиям государственного контракта от 17.03.2021 N 10 изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о контрактной системе, в том числе, если по предложению заказчика объем предусмотренных контрактом работ увеличивается не более чем на десять процентов или уменьшается не более чем на десять процентов, в том числе в связи с изменением параметров маршрута (пункты 11.1, 11.3).
Согласно пунктам 8, 9 приложения N 1 к государственному контракту от 17.03.2021 N 10, именуемого "Параметры маршрута", определено максимальное количество транспортных средств - 2 единицы, резервное количество транспортных средств - не менее 1 единицы; в приложении N 2 к контракту установлены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств.
30.08.2022 ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" для нужд управления разместило извещение N 0361200015022004627 о проведении закупки (открытый конкурс в электронной форме) по объекту "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск", начальная (максимальная) цена контракта составила 69 683 277,49 рублей, дата начала исполнения контракта - 01.10.2022, дата окончания исполнения контракта - 31.12.2024.
В соответствии с Техническим заданием закупки от 30.08.2022 (извещение N 0361200015022004627) установлены параметры маршрута в период с 01.10.2022 по 31.12.2023 в виде количества рейсов и пробега транспортных средств, из которых следует необходимость выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров транспортным средством в количестве 1 единицы; в период с 01.01.2024 по 30.11.2024 установлено количество транспортных средств, задействованных на маршруте - 3 единицы, в том числе транспортных средств, оборудованных для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников - 3 единицы.
В связи с тем, что на момент окончания срока подачи заявок не подано ни одной заявки, 15.09.2022 конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.
По итогам повторно проведенной закупки, на основании решения Министерства финансов Сахалинской области от 27.09.2022 управление 12.10.2022 заключило с акционерным обществом "Транспортная компания" государственный контракт N 20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск".
Параметры маршрута, количество транспортных средств, используемых для перевозки, соответствуют Техническому заданию закупки от 30.08.2022 (извещение N 0361200015022004627).
13.09.2022 предприниматель обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия управления, выразившиеся, по его мнению, в нарушении законодательства о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган принял решение от 19.09.2022 по делу N 065/06/106-544/2022, которым признал жалобу предпринимателя на действия управления при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск" (извещение N0361200015022004627) необоснованной.
При рассмотрении жалобы предпринимателя комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, на что указала в решении от 19.09.2022, что действия управления как заказчика при объявлении закупки от 30.08.2022 были направлены на увеличение количества транспортных средств на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск" на 1 резервную единицу, что, в свою очередь, не вносит изменения в маршрут в период действия государственного контракта от 17.03.2021 N 10, заключенного с предпринимателем.
Конкурс проводился по установленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства схеме маршрута, размещенной в реестре межмуниципальных маршрутов Сахалинской области без внесения изменений. Реестром предусмотрено максимальное количество используемых на маршруте транспортных средств среднего класса в количестве 3-х единиц.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии решения антимонопольного органа требованиям законодательства о контрактной системе.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив законность решения, постановления, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суды руководствовались положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок) и исходили из того, что при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск", результаты которого обжалованы предпринимателем в антимонопольный орган, нарушений законодательства не допущено.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Согласно принципу обеспечения конкуренции контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В статье 33 Закона о контрактной системе изложены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе, наиболее удовлетворяющий как возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), так и цели эффективного использования источников финансирования.
При выборе конкурентной процедуры определения поставщика заказчик обязан обеспечить конкуренцию среди потенциальных участников, в том числе посредством описания объекта закупки таким образом, чтобы не допустить ограничения конкуренции.
Статьей 48 Закона о контрактной системе определен порядок проведения такого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный конкурс, являющийся открытым конкурентным способом закупки, который в наибольшей степени отвечает целям организации перевозок пассажиров, поскольку основанием для заключения по его итогам контракта является предложение участником наилучших условий исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 3 Закона об организации перевозок понятие "маршрут регулярных перевозок" используется в значении, указанном в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав транспорта).
Маршрут регулярных перевозок представляет собой предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 части 1 статьи 2 Устава транспорта).
Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок предусмотрен в статье 12 Закона об организации перевозок.
Согласно части 2 статьи 12 Закона об организации перевозок межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в этих реестрах.
Максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок, относится к сведениям, подлежащим включению в реестры межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 26 Закона об организации перевозок.
Суды установили, что государственным контрактом от 17.03.2021 N 10 сроком действия по 31.12.2023, заключенным с предпринимателем, определено максимальное количество транспортных средств - 2 единицы. При этом объявленный конкурс проводился по установленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства схеме маршрута, размещенной в реестре межмуниципальных маршрутов Сахалинской области без внесения изменений; реестром предусмотрено максимальное количество используемых на маршруте транспортных средств среднего класса в количестве 3-х единиц.
Проведение конкурса 30.08.2022 обусловлено увеличением численности жителей села Новотроицкое Сахалинской области, в связи с вводом нового построенного жилья, и обращением граждан с просьбой уменьшить интервалы движения автобусов по межмуниципальному маршруту N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск".
Учитывая количество транспортных средств, характеристики маршрута, заявленные в техническом задании по закупке от 30.08.2022 в период с 01.10.2022 по 31.12.2023, и количество транспортных средств и характеристики маршрута, предусмотренные государственным контрактом от 17.03.2021 N 10, управление не допустило изменения параметров межмуниципального маршрута N 117, перевозки по которому на основании государственного контракта от 17.03.2021 N 10 осуществляет предприниматель.
Судами также учтено, что изменения (дополнения) в действующий государственный контракт от 17.03.2021 N 10 не могли быть внесены, поскольку требуемый дополнительный объем перевозок превысил бы объем предусмотренных контрактом работ более чем на десять процентов, что явилось бы нарушением существенных условий контракта.
Доказательств отсутствия реальной возможности принять участие в новом конкурсе предпринимателем в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, с учетом установленных обстоятельств спора им дана должная правовая оценка.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с толкованием судами норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что при подаче кассационной жалобы предпринимателем излишне уплачена государственная пошлина в размере 2850 рублей, она подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.03.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу N А59-6842/2022 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Юн Юлие Еногиевне государственную пошлину из федерального бюджета как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 24.07.2024 в размере 2850 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.А. Басос |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение о законности действий антимонопольного органа, который признал необоснованной жалобу на проведение открытого конкурса по регулярным перевозкам. Суд установил, что изменения в условиях маршрута не произошло, и предприниматель не представил доказательства невозможности участия в новом конкурсе. Кассационная жалоба была отклонена, а излишне уплаченная пошлина возвращена.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 сентября 2024 г. N Ф03-3746/24 по делу N А59-6842/2022
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3746/2024
29.05.2024 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2656/2024
19.03.2024 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-6842/2022
07.12.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5614/2023
28.09.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5019/2023
05.07.2023 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-6842/2022