г. Владивосток |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А59-6842/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Столповской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Юн Юлии Еногиевны,
апелляционное производство N 05АП-2656/2024
на решение от 19.03.2024
судьи Е.С.Логиновой
по делу N А59-6842/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Юн Юлии Еногиевны (ОГРНИП 310650103700032, ИНН 650109250021) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378) о признании незаконным решения от 19.09.2022 по делу N 065/06/106-544/2022,
третьи лица: государственное казённое учреждение "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области", акционерное общество "Транспортная компания", государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Сахалинской области",
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Юн Юлия Еногиевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Юн Ю.Е.) обратилась в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС по Сахалинской области) о признании незаконным решения от 19.09.2022 по делу N 065/06/106-544/2022.
Определением от 17.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне управления АО "Транспортная компания", ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области", ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области".
Решением суда от 05.07.2023 решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19.09.2022 по делу N 065/06/106- 544/2022 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок признано незаконным, как не соответствующее нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 решение Арбитражного суда Сахалинской области от 05.07.2023 по делу N А59-6842/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы УФАС по Сахалинской области и ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области" - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2023 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области. При этом кассационная инстанция указала, что выводы судов о том, что статьями 21-24 Закона об организации перевозок регулируются порядок и правила проведения торгов на право осуществления всех видов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам, основаны на неправильном толковании законодательства. Установив, что открытый конкурс в электронной форме от 30.08.2022 (извещение N 0361200015022004627) проведен для нужд управления по объекту "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск"", суды первой и апелляционной инстанции не учли, что закупка проведена по регулярным перевозкам по регулируемому тарифу, следовательно, к указанным отношениям подлежит применению Закон о контрактной системе, на что было прямо указано в документации о закупке со ссылкой на статью 48 данного Закона. Также кассационный суд указал, что судами не принято во внимание, что предприниматель осуществляет деятельность в виде регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск" на основании государственного контракта от 17.03.2021 N 10, заключенного с управлением в соответствии с Законом о контрактной системе, и по регулируемому тарифу. Свидетельство об осуществлении перевозок по указанному маршруту регулярных перевозок предпринимателю не выдавалось. Таким образом, в силу части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок, к рассматриваемым в настоящем деле отношениям подлежали применению положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На новом рассмотрении решением арбитражного суда от 19.03.2024 в удовлетворении требований ИП Юн Ю.Е. о признании незаконным решения от 19.09.2022 по делу N 065/06/106-544/2022 отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Юн Ю.Е. обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 19.03.2024, предприниматель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на необоснованный вывод, что заказчиком не менялся спорный маршрут регулярных перевозок N 117. Так, предметом нового контракта является тот же маршрут, что и в контракте с предпринимателем, однако количество транспортных средств и их характеристики указаны другие, что и явилось предметом жалобы предпринимателя в антимонопольный орган. Заказчиком предприняты меры для ущемления прав заявителя путем внесения изменений в маршрут N 117 и объявления нового конкурса по данному маршруту. Следовательно, существенные условия контракта, заключенного с предпринимателем, изменены заказчиком по данному маршруту, что нарушает права и интересы предпринимателя.
Государственное казённое учреждение "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области" по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщенного к материалам дела, выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
27.01.2021 ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" размещено извещение N 0361200015021000050 о проведении закупки по объекту "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск", начальная (максимальная) цена контракта 53854833, 82 руб., заказчик ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области".
По результатам проведения данной закупки 17.03.2021 между ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области", как заказчиком, и индивидуальным предпринимателем Юн Ю.Е., как подрядчиком, заключен государственный контракт N 10 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск", идентификационный код закупки: 212650128175565010100100110014931244.
Согласно пунктам 1.1 - 1.3 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу (далее - работы) на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск", параметры которого установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы. Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к Контракту. Объемы работ установлены приложением N 3 к Контракту.
В силу положений пунктов 2.2, 10.1 контракта цена Контракта составляет: 30 000 000 рублей 00 копеек, в том числе в 2021 году 7 581 131 рубль 79 копеек, в 2022 году 10 980 688 рублей 47 копеек, в 2023 году 11 438 179 рублей 74 копейки, НДС не облагается.
Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по 31.12.2023.
В соответствии с пунктами 11.1, 11.3 контракта изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, в том числе, если по предложению Заказчика объем предусмотренных Контрактом работ увеличивается не более чем на десять процентов или уменьшается не более чем на десять процентов, в том числе в связи с изменением параметров маршрутов. Изменение параметров маршрутов осуществляется в соответствии с приложением N 11 к Контракту.
Согласно пунктам 8, 9 приложения 1 к контракту, именуемому "Параметры маршрута" максимальное количество транспортных средств: 2 единицы, резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.
В приложении N 2 к контракту установлены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, в том числе: количество транспортных средств: 3 единицы с учетом резервного автобуса (пункт 1); год выпуска транспортных средств: не ранее 2016 года выпуска (пункт 2); минимальное количество мест: всего 65, в том числе для сидения 20 (пункт 3); категория транспортных средств: М3 по ТР ТС 018/2011 (пункт 4); класс транспортного средства: I по ТР ТС 018/2011, средний по 220-ФЗ (пункт 5); минимальное количество транспортных средств, оборудованных для перевозок инвалидов-колясочников: 1 единица (пункт 6); минимальный экологический класс: Евро 4 (пункт 8).
В приложении N 11 к контракту, именуемому "Изменение параметров маршрутов", установлено в пункте 3, что изменение параметров маршрутов, приводящее к изменению более чем на десять процентов объемов работ, предусмотренных приложением N 1 к Контракту, не допускается за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящего приложения. В пункте 4 данного приложения указано, что изменение параметров маршрутов, приводящее к уменьшению более чем на десять процентов объема выполняемых работ, предусмотренных приложением N 1 к Контракту, допускается в случае уменьшения ранее доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств
30.08.2022 ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" размещено извещение N 0361200015022004627 о проведении закупки по объекту "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск", начальная (максимальная) цена контракта 69683277,49 руб., заказчик ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области", дата начала исполнения контракта 01.10.2022, дата окончания исполнения контракта 31.12.2024, дата и время окончания срока подачи заявок 15.09.2022.
Согласно описанию объекта закупки, в составе которого размещено техническое задание, предмет государственного контракта - выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу (далее - работы) на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое- Южно-Сахалинск" (пункт 1.1 технического задания). Срок выполнения работ: дата начала выполнения работ: c даты заключения, но не ранее 01.10.2022; дата окончания выполнения работ: 30.11.2024 (пункт 1.2 технического задания).
Количество рейсов с 01.10.2022 по 31.12.2023 в рабочие и субботние дни по 8 в прямом и обратном направлении, в воскресные и праздничные дни по 7 в прямом и обратном направлении (пункт 7 технического задания).
Согласно пункту 9 технического задания количество рейсов с 01.01.2024 по 30.11.2024 в рабочие и субботние дни по 24 в прямом и 26 в обратном направлении, в воскресные и праздничные дни по 23 в прямом и 24 в обратном направлении.
В соответствии с пунктом 10 технического задания максимальное количество транспортных средств: 3 единицы, в том числе транспортных средств, оборудованных для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников - 3 ед.
В пункте 3 технического задания, именуемом "Требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств и их количеству", установлено, что год выпуска транспортных средств - не ранее 2018, требования к двигателю - газовый.
Согласно требованиям к характеристикам и оборудованию транспортных средств, установленных в приложении N 2 к проекту государственного контракта как части документации о закупке в качестве такового установлено, что у лица, с которым будет заключен контракта, должно быть 4 единицы транспортных средств с учетом резерва (пункт 1), требования к двигателю - газовый (пункт 5).
15.09.2022 подведены итоги определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по указанной закупке, о чем составлен протокол, согласно которому на момент окончания срока подачи заявок не подано ни одной заявки, в этой связи электронный конкурс признан несостоявшимся на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона N 44-ФЗ.
12.10.2022 на основании решения N 30 от 27.09.2022 Министерства финансов Сахалинской области по указанной закупке ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области" заключен государственный контракт N 20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск" с АО "Транспортная компания"
13.09.2022 в УФАС по Сахалинской области поступила жалоба предпринимателя на действия заказчика по спорным торгам, в которой указано, что заказчик не имел право на проведение торгов, поскольку контракт на перевозку по маршруту N 117 до 31.12.2023 заключен с предпринимателем. В этой связи заказчик не имел права изменять характеристики маршрута N 117, что сделано им, исходя из текста документации о закупке, а также выставлять на торги право на осуществление перевозок по данному маршруту при наличии заключенного с предпринимателем контракта.
Уведомлением-требованием по делу N 065/06/106-544/2022 рассмотрение жалобы назначено на 19.09.2022 на 11 час. 00 мин., о чем извещен предприниматель, заказчик по спорной закупке (ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области") и уполномоченный орган (ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области").
По результатам рассмотрения жалобы 19.09.2022 комиссией Управления ФАС России по Сахалинской области принято решение по делу N 065/06/106-544/2022, согласно которому жалоба предпринимателя на действия заказчика ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск" (извещение N 0361200015022004627) признана необоснованной.
При рассмотрении жалобы предпринимателя комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что действия управления как заказчика при объявлении закупки от 30.08.2022 были направлены на увеличение количества транспортных средств на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск" на 1 резервную единицу, что, в свою очередь, не вносит изменения в маршрут в период действия государственного контракта от 17.03.2021 N 10, заключенного с предпринимателем. При этом объявленный конкурс проводился по установленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства схеме маршрута, размещенной в реестре межмуниципальных маршрутов Сахалинской области без внесения изменений. Реестром предусмотрено максимальное количество используемых на маршруте транспортных средств среднего класса в количестве 3-х единиц.
ИП Юн Ю.Е., полагая, что решение от 19.09.2022 по делу N 065/06/106-544/2022 не отвечает требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе предпринимателя и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу управления - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение вопросов организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок) осуществляет правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношений, связанных с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Закона об организации перевозок).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона об организации перевозок межмуниципальный маршрут регулярных перевозок представляет собой маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 11 Закона об организации перевозок межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Закон об организации перевозок различает два вида перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 части 1 статьи 3).
Пунктами 17 и 18 части 1 статьи 3 Закона об организации перевозок предусмотрено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В силу части 1 статьи 14 Закона об организации перевозок основной целью организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности по регулярным перевозкам по регулируемым тарифам, в том числе по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, является обеспечение доступности транспортных услуг для населения.
Наряду с этим, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона об организации перевозок). В этой связи Закон об организации перевозок предусматривает и различные процедуры получения права на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок для каждого из видов перевозок (по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона об организации перевозок осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь, для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрена процедура определения перевозчика путем организации выдачи свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях (части 2, 3 статьи 19 Закона об организации перевозок).
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок Закон об организации перевозок определяет как документ, 10 подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, за исключением международных маршрутов регулярных перевозок (пункт 19 части 1 статьи 3).
Следовательно, обеспечение осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам в силу прямого указания в части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок связано с заключением государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно Законом о контрактной системе, применяемым с учетом положений Закона об организации перевозок.
При этом порядок проведения открытого конкурса, предметом которого является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок, то есть право на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, предусмотрен статьями 21 - 24 Закона об организации перевозок.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае открытый конкурс в электронной форме от 30.08.2022 (извещение N 0361200015022004627) проведен для нужд управления по объекту "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск", по регулярным перевозкам по регулируемому тарифу, следовательно, к указанным отношениям подлежит применению Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе Закон N44-ФЗ), на что прямо указано в документации о закупке со ссылкой на статью 48 данного Закона.
Судом установлено, что предприниматель осуществлял деятельность в виде регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск" на основании государственного контракта от 17.03.2021 N 10, заключенного с управлением в соответствии с Законом о контрактной системе, и по регулируемому тарифу. Свидетельство об осуществлении перевозок по указанному маршруту регулярных перевозок предпринимателю не выдавалось.
Таким образом, в силу части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок, к рассматриваемым в настоящем деле отношениям подлежат применению положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта 11 (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование производится в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. Порядок рассмотрения жалобы по существу предусмотрен статьей 106 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Суд апелляционной инстанции признает значимым тот факт, что поскольку предприниматель, обращаясь в антимонопольный орган, обжаловал действия управления по объявлению открытого конкурса от 30.08.2022, проведенного в соответствии с Законом о контрактной системе, жалоба предпринимателя правомерно рассмотрена антимонопольным органом по правилам статей 105, 106 Закона о контрактной системе, согласно установленным пределам его компетенции.
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которыми являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
На основании части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, 12 эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Согласно принципу обеспечения конкуренции контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В статье 33 Закона о контрактной системе изложены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент"; б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенного нормативного регулирования следует, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе, наиболее удовлетворяющий как возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), так и цели эффективного использования источников финансирования.
Вместе с тем, при выборе конкурентной процедуры определения поставщика заказчик обязан обеспечить конкуренцию среди потенциальных участников, в том числе посредством описания объекта закупки таким образом, чтобы не допустить ограничения конкуренции.
Статьей 48 Закона о контрактной системе определен порядок проведения такого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный конкурс, являющийся открытым конкурентным способом закупки, который в наибольшей степени отвечает целям организации перевозок пассажиров, поскольку основанием для заключения по его итогам контракта является предложение участником наилучших условий исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 3 Закона об организации перевозок понятие "маршрут регулярных перевозок" используется в значении, указанном в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав транспорта).
Маршрут регулярных перевозок представляет собой предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 части 1 статьи 2 Устава транспорта).
Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок предусмотрен в статье 12 Закона об организации перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона об организации перевозок межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данном маршруте в этих реестрах. Максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок, относится к сведениям, подлежащим включению в реестры межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 26 Закона об организации перевозок.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, согласно описанию объекта закупки, в составе которого размещено техническое задание по закупке от 30.08.2022 (извещение N 0361200015022004627), в период с 01.10.2022 по 31.12.2023 количество рейсов в рабочие и субботние дни по 8 в прямом и обратном направлении, в воскресные и праздничные дни по 7 в прямом и обратном направлении, что соответствует необходимости выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров транспортным средством в количестве 1 единицы; в период 01.01.2024 по 30.11.2024 количество рейсов с 01.01.2024 по 30.11.2024 в рабочие и субботние дни по 24 в прямом и 26 в обратном направлении, в воскресные и праздничные дни по 23 в прямом и 24 в обратном направлении; установлено количество транспортных средств, задействованных на маршруте - 3 единицы, в том числе транспортных средств, оборудованных для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников - 3 единицы. Государственным контрактом от 17.03.2021 N 10 сроком действия по 31.12.2023, заключенным с предпринимателем, определено максимальное количество транспортных средств - 2 единицы.
При этом объявленный конкурс проводился по установленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства схеме маршрута, размещенной в реестре межмуниципальных маршрутов Сахалинской области без внесения изменений; реестром предусмотрено максимальное количество используемых на маршруте транспортных средств среднего класса в количестве 3-х единиц; проведение конкурса 30.08.2022 обусловлено увеличением численности села Новотроицкое Сахалинской области, в связи с вводом нового построенного жилья, и обращением жителей с просьбой уменьшить интервалы движения автобусов по межмуниципальному маршруту N 117 "Южно-Сахалинск - Новотроицкое - Южно-Сахалинск".
Таким образом, учитывая количество транспортных средств, характеристики маршрута, заявленные в техническом задании по закупке от 30.08.2022 в период с 01.10.2022 по 31.12.2023, и количество транспортных средств и характеристики маршрута, предусмотренные государственным контрактом от 17.03.2021 N 10, управление не допустило изменение параметров межмуниципального маршрута N 117, перевозки по которому на основании государственного контракта от 17.03.2021 N 10 осуществляет предприниматель.
Судом верно отмечено, что изменения (дополнения) в действующий государственный контракт от 17.03.2021 N 10 не могли быть внесены, поскольку требуемый дополнительный объем перевозок превысил бы объем предусмотренных контрактом работ более чем на десять процентов, что явилось бы нарушением существенных условий контракта (пункты 11.1, 11.3).
При этом предприниматель не представил доказательств отсутствия реальной потенциальной возможности принять участие в новом конкурсе, учитывая его условия, требования к характеру, объему и срокам выполнения работ.
Довод об отсутствии у заказчика права на проведение нового конкурса на период действия контракта с предпринимателем коллегия также находит несостоятельным ввиду отсутствия такого запрет в Законе N 220-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, учитывая установленные судом основания для принятия антимонопольным органом обжалуемого решения от 19.09.2022 по делу N 065/06/106-544/2022, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб., понесенные предпринимателем при подаче жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя. В оставшейся части государственная пошлина подлежит возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 19.03.2024 по делу N А59-6842/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Юн Юлии Еногиевне из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 19.04.2024 N 166 государственную пошлину в размере 2850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6842/2022
Истец: Юн Юлия Еногиевна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Транспортная компания", ГКУ "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ", Фатеев Леонид Геннадьевич
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3746/2024
29.05.2024 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2656/2024
19.03.2024 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-6842/2022
07.12.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5614/2023
28.09.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5019/2023
05.07.2023 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-6842/2022