г. Хабаровск |
|
20 сентября 2024 г. |
А73-17416/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.,
при участии:
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Лукашина Т.В., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 38;
от других лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 16.02.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024
по делу N А73-17416/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Генстройподряд"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Амур"
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Генстройподряд" (ОГРН 1142703001022, ИНН 2703078212; адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт Первостроителей, д. 21, помещ. 1018, далее - заявитель, ООО "Генстройподряд") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900; адрес: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский б-р, д. 43, офис 600, далее - Управление) от 19.10.2023 N 788.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Амур" (ОГРН 1152703001065, ИНН 2703083188; адрес: 681024, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт Ленина, д. 42, к. 5, далее - ООО "ЖКХ-Амур").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2024, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы заявитель указал, что администрация города Комсомольска-на-Амуре до проведения открытого конкурса по выбору способа управления многоквартирным домом обязана была инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и только в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме решение общего собрания о выборе способа управления не реализовано или такое общее собрание не проведено или не имело кворум, могла проводить открытый конкурс по выбору способа управления многоквартирным домом (далее - МКД). Обращает внимание на то, что до того момента, как ООО "Генстройподряд" приступило к управлению МКД (29.08.2023), собственники помещений в МКД в соответствии с пунктом 4.7 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) провели общее собрание по вопросу выбора новой управляющей организации ООО "ЖКХ-Амур" и заключения с данной организацией договора управления (протокол и договор управления от 03.08.2023). Выражает несогласие с выводами судов о том, что собственники помещений МКД в течение года не вправе принимать решение о выборе способа управления домом и заключении договора управления с ООО "ЖКХ-Амур", ввиду того, что органом местного самоуправления проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для МКД, противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела. Настаивает, что основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий у главного управления отсутствовали.
В судебном заседании 05.09.2024 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 19.09.2024.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения конкурсных процедур по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории г. Комсомольска-на-Амуре (извещение о проведении конкурса размещено на официальном сайте торгов torgi.gov.ru), ООО "Генстройподряд" признано единственным участником конкурса по лоту N 17 (МКД по ул. Котовского, д. 9).
17.07.2023 заключен договор управления МКД К-9.
ООО "ЖКХ-Амур" обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в связи с заключением 01.08.2023 договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Котовского, д. 9.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Решением Управления от 08.09.2023 N 677 рассмотрение заявления приостановлено на основании подпункта "в" пункта 7 Порядка N 938/пр в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленными подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 677.
На запрос главного управления от 08.09.2023 N 02.2-23-13034 о предоставлении до 25.09.2023 информации, ООО "ЖКХ-Амур" сообщило об уведомлении ООО "Генстройподряд" о собрании собственников помещений: посредством почтового отправления, а также сообщило о том, что при проведении собрания о выборе способа управления, собственникам МКД не было известно о проведении открытого конкурса, по результатам которого МКД включен под управление ООО "Генстройподряд".
Управлением 19.10.2023 в соответствии с заключением от 19.10.2023 N 788 принято решение N 788, которым с 01.11.2023 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Котовского, д. 9, исключен из-под управления ООО "Генстройподряд", и включен под управление ООО "ЖКХ-Амур".
Полагая, что действия Управления, выразившиеся в незаконном исключении из реестра лицензий общества спорного МКД, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, ООО "Генстройподряд" обратилось с в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
На основании части 1 статьи 192 ЖК РФ, подпункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 195 ЖК РФ).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены положениями статьи 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр) вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В пункте 3 Порядка N 938/пр определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, к числу которых, отнесены, среди прочего, копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом, а также копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В пункте 9 Порядка N 938/пр приведены основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт
Согласно части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем непосредственного управления, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или заключения договора управления домом с управляющей организацией (статьи 161, 162 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что действие лицензии ранее управляющей МКД организацией - ООО "УМД" не продлено; информация о проведенном администрацией конкурсе размещена на torgi.gov.ru; на конкурс заявка от ООО "ЖКХ-Амур" не поступала; единственная заявка поступила от ООО "Генстройподряд"; конкурс и заключенный по его результатам договор управления от 17.07.2023 недействительным не признавался; заявление о внесении изменений в реестр лицензий подано ООО "ЖКХ-Амур" только 28.08.2023, то есть после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий на основании результатов открытого конкурса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для принятия Управлением решения от 19.10.2023 N 788 и удовлетворения требования заявителя.
Убедительных доводов, способных повлиять на правильность выводов и результат рассмотрения настоящего дела арбитражными судами, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие Управления с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2024, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу N А73-17416/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о недействительности лицензии управляющей организации, указав на необходимость проведения общего собрания собственников для выбора способа управления многоквартирным домом. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба не удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2024 г. N Ф03-4034/24 по делу N А73-17416/2023