г. Хабаровск |
|
11 июня 2024 г. |
А73-17416/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ГенСтройПодряд": Мательский В.А., по доверенности от 01.06.2023 N 02;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края; общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Амур": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 16.02.2024
по делу N А73-17416/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГенСтройПодряд"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Амур"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГенСтройПодряд" (далее - заявитель, ООО "Генстройподряд", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - главное управление, управление) от 19.10.2023 N 788.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Амур" (далее - третье лицо, ООО ""ЖКХ-Амур").
Решением суда от 16.02.2024 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неправильном применении норм материального права, главное управление обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы, ссылаясь на части 4,5 статьи 200 ЖК РФ, приводит доводы о том, что администрация до проведения открытого конкурса по выбору способа управления МКД обязана была инициировать общее собрание собственников помещений МКД и только в случае если собственниками решение общего собрания о выборе способа управления не реализовано или такое собрание не было проведено или не имело кворум, могла проводить открытый конкурс по выбору способа управления МКД. При этом собственники помещений, проведя общее собрание по вопросу выбора и способа управления МКД и заключения договора управления с ООО "ЖКХ-Амур" (оформленное протоколом от 03.08.2023) воспользовались своим правом на выбор способа управления МКД. Просит решение отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Генстройподряд" выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить судебный акт без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения конкурсных процедур по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории г. Комсомольска-на-Амуре (извещение о проведении конкурса было размещено на официальном сайте торгов torgi.gov.ru), ООО "ГенСтройПодряд" признано единственным участником конкурса по лоту N 17 (МКД по ул. Котовского, д.9).
17.07.2023 заключен договор управления многоквартирным домом К-9.
ООО "ЖКХ-Амур" обратилось в главное управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в связи с заключением 01.08.2023 договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Котовского, д. 9.
Решением от 08.09.2023 N 677 рассмотрение заявления было приостановлено на основании подпункта "в" пункта 7 Порядка, в связи с несоответствием заявления и документов условиям, установленными подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка.
На запрос главного управления от 08.09.2023 N 02.2-23-13034 о предоставлении до 25.09.2023 информации, ООО "ЖКХ-Амур" сообщило об уведомлении ООО "Генстройподряд" о собрании собственников помещений: посредством почтового отправления, а также сообщило о том, что при проведении собрания о выборе способа управления, собственникам МКД не было известно о проведении открытого конкурса, по результатам которого МКД включен под управление ООО "Генстройподряд".
19.10.2023 главным управлением, в соответствии с заключением от 19.10.2023 N 788, вынесено решение N 788, которым с 01.11.2023 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Котовского, д. 9, исключен из-под управления ООО "ГенСтройПодряд", и включен под управление ООО "ЖКХ-Амур".
ООО "ГенСтройПодряд", посчитав, что действия управления, выразившиеся в незаконном исключении из реестра лицензий общества спорного МКД, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр, Порядок внесения изменений в реестр лицензий), пунктом 2 которого установлено, что изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр) вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пунктом 3 названного Порядка определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, к числу которых, отнесены, среди прочего, копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом, а также копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка внесения изменений в реестр лицензий).
Пунктом 7 Порядка N 938/пр установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В свою очередь основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9 Порядка N 938/пр).
В соответствии с частью 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем непосредственного управления, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
На основании части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
При этом в частях 5, 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом во исполнение положений статьи 161 ЖК РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 и регламентирует, среди прочего, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе, порядок проведения конкурса и заключение договора управления многоквартирным домом по результатам конкурса.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ООО "ГенСтройПодряд" является победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД N 9 по ул. Котовского в г. Комсомольске-на-Амуре, проведенного в соответствии с положениями части 4 статьи 161 ЖК РФ и Порядка N 75.
В материалы дела представлен договор управления спорным МКД, подписанный ООО "ГенСтройПодряд" как победителем конкурса, датированный 17.07.2023.
При этом 28.08.2023 в главное управление от ООО "ЖКХ-Амур" поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в связи с заключением договора управления вышеуказанным МКД от 03.08.2023. В качестве основания заключения договора управления указан протокол общего собрания от 03.08.2023.
Между тем, как усматривается из протокола общего собрания от 03.08.2023, собственники помещений в МКД N 9 не принимали решение о расторжении договора с ООО "Генстройподряд"; в повестку собрания был включен лишь вопрос о расторжении договора с ООО "УМД" (пункт 4 повестки).
Кроме того, доказательств признания открытого конкурса об избрании в качестве управляющей организации спорного МКД ООО "ГенСтройПодряд" недействительным или несостоявшимся, равно как и признания общества уклонившимся от заключения договора, в материалах дела не имеется.
Таким образом, заключить договор с новой управляющей организацией невозможно без расторжения договора с управляющей организацией, выбранной в процедуре конкурса, не признанного недействительным.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание результаты открытого конкурса, а также положения частей 8.1, 8.2 ЖК РФ, в отсутствие решения собственников помещений о расторжении договора управления с ООО "ГенСтройПодряд" либо об отказе от его исполнения, у главного управления не имелось правовых оснований для принятия решения от 19.10.2023 и исключения из реестра лицензий ООО "ГенСтройПодряд" спорного МКД, в связи с чем, действия управления в данном конкретном случае правомерно признаны судом незаконными.
Доводы управления о том, что администрация до проведения открытого конкурса по выбору способа управления МКД обязана была инициировать общее собрание собственников помещений МКД и только в случае если собственниками решение общего собрания о выборе способа управления не реализовано или такое собрание не было проведено или не имело кворум, могла проводить открытый конкурс по выбору способа управления МКД, апелляционной коллегией отклоняются, поскольку конкурсная документация на МКД N 9 была размещена в ГИС ЖКХ, на torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации города Комсомольска-на-Амуре 30.05.2023; конкурс на управление МКД N 9 проведен 10.07.2023; согласно сведениям ГИС ЖКХ по состоянию на 10.07.2023 сведения о включении МКД N 9 в лицензию управляющей организации ООО "ЖКХ-Амур" и данные о заключении собственниками помещений спорного МКД договоров управления с ООО "ЖКХ-Амур" на сайте ГИС ЖКХ отсутствовали.
В связи с чем доводы жалобы о том, что собственники МКД реализовали свое право на определение способа управления МКД, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку данное право было реализовано послед проведения открытого конкурса и заключения договора управления с ООО "ГенСтройПодряд".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2024 по делу N А73-17416/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17416/2023
Истец: ООО "Генстройподряд"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Третье лицо: ООО "ЖКХ-Амур"