г. Хабаровск |
|
02 октября 2024 г. |
А51-6307/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
индивидуальный предприниматель Речкалов Владимир Валерьевич: не явился;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Речкалова Владимира Валерьевича
на решение от 10.04.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2024
по делу N А51-6307/2023
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Речкалова Владимира Валерьевича (ОГРНИП 311251125000043, ИНН 251103124913)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ОГРН 1022502260461, ИНН 2504001751, адрес: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Фонтанная, д. 16)
о признании незаконными решения, действий
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Речкалов Владимир Валерьевич обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными:
решения от 14.11.2022 N 25062280000691 Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее - ОСФР по Приморскому краю, Фонд) о проведении плановой выездной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение;
действий должностных лиц ОСФР по Приморскому краю по проведению проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период 01.01.2019 - 31.12.2021, проведенной в период 14.11.2022 - 15.12.2022 (без учета действий по результатам по ее проведению вынесенными решениями от 30.03.2023 N 25062280000698, от 31.03.2023 N 25062280000699).
Решением суда от 10.04.2024, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2024, в удовлетворении требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Речкалов В.В. обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, считая их принятыми с неправильным применением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований или направлением дела на новое рассмотрение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Индивидуальный предприниматель Речкалов В.В. ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в свое отсутствие.
ОСФР по Приморскому краю, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
Согласно установленным судами по материалам дела обстоятельствам, 14.11.2022 руководителем обособленного подразделения Фонда в лице директора филиала N 6 ГУ ПРО ФСС РФ Кутаковой И.В. было вынесено решение о проведении выездной проверки N 25062280000691 в отношении ИП Речкалова В.В. по вопросу полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение.
Поскольку проверка не могла быть проведена по юридическому адресу (г. Уссурийск, ул. Ленина 87, кв. 52), комиссия в составе директора филиала N 6 ГУ ПРО ФСС РФ, главных специалистов-ревизоров Соцковой Л.К., Ткаченко Ж.В. выехала на место осуществления деятельности ИП Речкалова В.В. в офис по адресу г. Уссурийск, ул. Мельничная, д. 4а для вручения решения о проведении проверки.
По месту осуществления деятельности комиссией зафиксирован факт отказа в доступе к проведению проверки, а также отказ в подписании решения о проведении проверки.
14.11.2022 вынесено требование о предоставлении необходимых для проведения проверки сведений и документов N 25062280000692, которое было вручено сотрудникам предпринимателя (входящий N 22), а также отправлено почтой России 18.11.2022 на юридический адрес страхователя. Срок предоставления документов по требованию - 10 рабочих дней с даты получения требования, а именно 13.12.2022. Документы по требованию страхователем в указанный срок не предоставлены.
15.12.2022 справка о проведенной выездной проверке N 25062280000693 направлена почтой России на юридический адрес ИП Речкалова В.В.
08.02.2022 составлен акт выездной проверки N 25062280000696, который был направлен почтой России на юридический адрес страхователя, 20.02.2023 составлено уведомление о вызове страхователя на рассмотрение результатов проверки 17.03.2023 в 10-00 часов по месту нахождения территориального органа страховщика г. Уссурийск, ул. Ленина, 98, которое направлено почтой в адрес страхователя.
09.03.2023 ИП Речкалов В.В. предоставил возражения на акт выездной проверки.
30.03.2023 с учетом полученных возражений вынесено решение N 25062280000698, которым предпринимателю предложено возместить расходы, понесенные Фондом в связи с представлением недостоверных сведений в сумме 916 127 руб. 97 коп., которое направлено почтой на юридический адрес страхователя 04.04.2023.
03.05.2023 выставлено требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения N 250623800000801, направлено почтой на юридический адрес страхователя 10.05.2023.
Также Фондом по результатам выездной проверки вынесено решение от 31.03.2023 N 25062280000699 о привлечении предпринимателя к ответственности по части 1 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) за отказ в представлении в установленный срок документов в виден штрафа в сумме 15 800 руб., которое направлено по юридическому адресу предпринимателя 04.04.2023.
03.05.2023 выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 2506231200000601, которое направлено почтой на юридический адрес страхователя 10.05.2023.
Кроме того, 14.11.2022 руководителем обособленного подразделения Фонда в лице директора филиала N 6 ГУ ПРО ФСС РФ вынесено решение о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 25062250000711 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем.
В связи с тем, что проверка не могла быть проведена по юридическому адресу (г. Уссурийск, ул. Ленина 87, кв. 52), комиссия в составе директора Филиала N 6 ГУ ПРО ФСС РФ, главных специалистов-ревизоров Соцковой Л.К., Ткаченко Ж.В. выехала на место осуществления деятельности ИП Речкалова В.В. в офис по адресу г. Уссурийск, ул. Мельничная, д. 4а для вручения решения о проведении проверки.
По месту осуществления деятельности комиссией был зафиксирован факт отказа в доступе к проведению проверки, а также отказ в подписании решения о проведении проверки.
14.11.2022 вынесено требование о предоставлении необходимых для проведения проверки сведений и документов N 25062250000712, которое было вручено сотрудникам предпринимателя (входящий N 21), дополнительно отправлено почтой России 18.11.2022. на юридический адрес страхователя. Срок предоставления документов по требованию - 10 рабочих дней с даты получения требования, а именно 13.12.2022. Документы по требованию страхователем в указанный срок не предоставлены.
15.12.2022 справка о проведенной выездной проверке N 25062250000713 направлена почтой России на юридический адрес ИП Речкалова В.В.
08.02.2023 составлен акт выездной проверки N 25062250000714, который был направлен почтой России на юридический адрес страхователя.
20.02.2023 составлено уведомление о вызове страхователя на рассмотрение результатов проверки 17.03.2023 в 10-00 часов по месту нахождения территориального органа страховщика г, Уссурийск, ул. Ленина, 98, которое отправлено в его адрес по почте.
30.03.2023 с учетом полученных возражений Фондом вынесено решение N 25062250000716, которым, в связи с выявлением недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (446,00 руб.) индивидуальный предприниматель Речкалов В.В. привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 89 руб. 20 коп. и по статье 26.31 этого же закона за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию в виде штрафа в размере 7800 руб.
Решение направлено почтой на юридический адрес предпринимателя 04.04.2023.
03.05.2023 Фондом выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 250623600001401, которое направлено почтой на юридический адрес предпринимателя 10.05.2023.
Несогласие с решением от 14.11.2022 N 25062280000691 о проведении выездной плановой проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение и действиями должностных лиц ОСФР по Приморскому краю по проведению проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период 01.01.2019 - 31.12.2021, проведенной в период 14.11.2022 - 15.12.2022, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, индивидуальный предприниматель Речкалов В.В. обратился в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными. При этом заявитель не обжаловал результат проводимой проверки, а именно вынесенные по окончании проверки решения от 30.03.2023 N 25062280000698, от 31.03.2023 N 25062280000699.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о признании незаконными оспариваемых решения и действий Фонда, не установив оснований для вывода о несоответствии их закону и нарушении ими прав и законных интересов предпринимателя.
Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемых решения и постановления в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ), поддерживает принятые по делу судебные акты в обжалуемой части, исходя из следующего.
В силу пункта 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и федеральных законов, регулирующих вопросы обязательного социального страхования, Фонд является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки).
Согласно пункту 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", Фонд социального страхования являлся внебюджетной организацией.
Спорная проверка проведена ОСФР по Приморскому краю в соответствии со статьями 4.7 Закона N 255-ФЗ и 26.12. Закона N 125-ФЗ для целей проверки полноты и достоверности представляемых страхователем (индивидуальным предпринимателем Речкаловым В.В.) сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлен запрет на проведение до конца 2022 года плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществление которых регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Вместе с тем, как указано выше, Фонд не является уполномоченным органом государственной власти и не входит в систему федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность Фонда, в том числе проведение им проверок в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний как верно указано судами, регулируется специальными законами (Закон N 255-ФЗ, Закон N 125-ФЗ).
Более того, пунктом 8 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ прямо указано на неприменение положений данного Закона при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а пунктом 16 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ на нераспространение действие данного Закона на контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения
В этой связи Постановление N 336 также не распространяется на случаи проведения выездных проверок страхователей, осуществляемых территориальными органами Фонда, и не устанавливает запрет на проведение выездных проверок правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, вывод судов первой, апелляционной инстанций о том, что такие проверки могут проводиться территориальными органами Фонда в соответствии с утвержденными планами-графиками на 2022 год, является правильным.
При этом, вопреки доводам предпринимателя согласование проведения проверки с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не требуется, поскольку законом не предусмотрено.
Также правомерно отклонены судами доводы индивидуального предпринимателя Речкалова В.В. относительно отсутствия возможности проведения одним контролирующим органом в отношении одного проверяемого двух проверок по разным планам проверок в одно время.
Так, по материалам дела судами установлено, что проверка проводилась как одномоментное контрольное мероприятие в отношении одного страхователя, но по двум направлениям, а именно исполнение требований Закона N 255-ФЗ и Закона N 125-ФЗ. При этом запретов на одновременное проведение таких проверок ни Закон N 125-ФЗ, ни Закон N 255-ФЗ не содержат.
Судами применительно к положениям статей 4.7 Закона N 255-ФЗ и 26.12. Закона N 125-ФЗ проанализированы основания и порядок назначения и проведения выездных проверок и установлено, что проверка проводилась в соответствии с "Планом выездных проверок страхователей по вопросу достоверности представленных страхователем сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2022 год", утвержденным Приказом Приморского регионального отделения Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации от 15.12.2022 N 638А "Об утверждении планов выездных проверок страхователей на 2022 год".
В указанном плане (приложение N 2 к приказу) проверка ИП Речкалова В.В. запланирована на ноябрь (строка под номером 577).
Также проверка предпринимателя в соответствии с "Планом выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год", утвержденным тем же приказом, была запланирована на ноябрь 2022 года (строка под номером 578).
Поскольку юридическим адресом предпринимателя в ЕГРИП указан адрес его места жительства, проверка обоснованно была назначена по адресу места осуществления деятельности ИП Речкалов В.В. в офисе по адресу г. Уссурийск, ул. Мельничная, д. 4а.
Таким образом судами верно установлено наличие правовых оснований для проведения ОСФР по Приморскому краю проверки предпринимателя одновременно по двум вопросам: правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Данное положение при проверке было соблюдено.
Судами также установлено, что по требованию страховщика от 14.11.2022 N 25062280000692 страхователь не представил запрашиваемые документы, не представил доступ в помещение для проведения проверки.
08.02.2023 Фондом составлен акт выездной проверки N 25062280000696, в котором отражены обстоятельства начисления излишне понесенных расходов на выплату социального обеспечения.
Таким образом, действия фонда по начислению излишне понесенных расходов на выплату социального обеспечения и привлечению к ответственности за непредставление документов, проводились в пределах компетенции, в рамках установленной процедуры и соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Довод предпринимателя о том, что он не был извещен надлежащим образом о планирующейся проверке являлся предметом исследования и правомерно отклонен, поскольку Фондом предпринимались исчерпывающие меры к извещению Речкалова В.В. о проведении проверки как по юридическому адресу в г. Уссурийск, по ул. Ленина, 87, кв. 52, так и по месту осуществления им своей деятельности в офисе, расположенном по ул. Мельничная, д.4а в г. Уссурийске.
Доводы предпринимателя, заявленные в кассационной жалобе, об отсутствии в г. Уссурийске такого адреса, как ул. Мельничная 4а опровергаются его пояснениями, данными в суде первой инстанции о получении им 10.10.2023 у владельцев здания по адресу г. Уссурийск, ул. Мельничная, 4а решения о проведении спорной проверки.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводам о том, что оспариваемые решение и действия должностных лиц Фонда соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, что повлекло обоснованный отказ в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены (изменения) судебных актов, не установлено, в связи с чем, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых решения суда первой, постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.04.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2024 по делу N А51-6307/2023 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность действий фонда социального страхования при проведении выездной проверки индивидуального предпринимателя, установив, что проверка была осуществлена в соответствии с законодательством. Требования предпринимателя о признании решений фонда незаконными были отклонены, так как не было нарушений прав и законных интересов заявителя. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 октября 2024 г. N Ф03-4336/24 по делу N А51-6307/2023