Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 г. N 550-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 августа 2000 г. N 690
Комплексная городская программа
формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья
3 августа 2004 г.
О мерах по реализации настоящей Комплексной городской программы см. постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 940-ПП
Введение
Комплексная городская программа формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья (далее - Программа) разработана с целью дальнейшего развития самоуправления в жилищной сфере, повышения эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания.
Программа определяет важнейшие направления деятельности органов городской администрации и управ районов на период с 2000 по 2004 год, а также комплекс мероприятий начального этапа реализации Программы (2000-2001 годы) по формированию кондоминиумов, созданию условий, стимулирующих развитие рациональных форм управления ими, вовлечению домовладельцев в процесс управления собственностью.
Программа разработана с учетом имеющейся федеральной и городской законодательной базы в сфере жилищной политики и территориального самоуправления, основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства, предложений отраслевых и территориальных органов городской администрации, управ районов, товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ).
Особенностью Программы является активизация деятельности и повышение ответственности управ районов и территориальных органов городской администрации по формированию кондоминиумов и созданию условий для образования и деятельности ТСЖ, обеспечение их экономической привлекательности, а также упорядочение работы городских ведомств по созданию нормативно-правовых, экономических, организационных и информационно-методических условий, содействующих данным процессам.
Приоритетными задачами Программы являются:
- формирование кондоминиумов на базе объектов существующей и перспективной застройки;
- привлечение собственников к управлению общим имуществом в кондоминиумах, повышение их заинтересованности в экономном расходовании средств и бережном отношении к жилищному фонду;
- развитие в городе рынка жилищно-коммунальных услуг и полный переход на договорные отношения в жилищном хозяйстве;
- снижение уровня бюджетного финансирования содержания жилищного фонда;
- обеспечение баланса интересов органов городской администрации и собственников помещений в кондоминиумах.
Программой предусмотрено поэтапное решение поставленных задач:
1-й этап рассчитан до конца 2001 года и включает комплекс мероприятий, осуществляемых органами городской администрации и управами районов в условиях ограниченных бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы.
2-й этап охватывает 2002 - 2004 годы и характеризуется апробацией на практике принятых на первом этапе мер и дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере управления жилищным фондом.
I. Общая характеристика ситуации по формированию кондоминиумов, созданию и деятельности ТСЖ в Москве
В условиях реформирования жилищно-коммунальной сферы принципиальное значение имеет повышение роли собственников жилья, выступающих заказчиками на предоставление жилищно-коммунальных услуг, и участие их в управлении комплексами недвижимого имущества, развитие конкуренции в системе управления и обслуживания жилищного фонда.
В настоящее время в Москве в собственности граждан и юридических лиц находится более 52% от общего фонда жилья. Число жилых зданий, в которых зарегистрировано в собственности граждан и юридических лиц более 50% площади и в которых собственники обязаны выбрать способ управления, составляет более трети от общего количества многоквартирных жилых домов в городе.
Однако пока товарищества собственников образованы лишь в незначительной части этих домов. По состоянию на 01.06.2000 г. в городе зарегистрировано 402 товарищества, 132 товарищества получили свидетельство о регистрации кондоминиума. Лишь около 42% взяли в управление земельно-имущественные комплексы, на базе которых они созданы.
Такая ситуация ведет к снижению качества содержания жилищного фонда, отрицательно сказывается на его сохранности. Поэтому создание условий заинтересованности владельцев квартир в создании товариществ собственников жилья и последующем принятии ими жилых домов в управление, всесторонняя поддержка этого процесса со стороны местных властей является приоритетной задачей Правительства Москвы.
Количество созданных ТСЖ и сформированных кондоминиумов в административных округах отражено в таблице 1.
Распределение товариществ на территории города характеризуется неравномерностью, сосредоточением трети из них в Центральном административном округе, что связано с особенностями жилищного фонда данного округа, а также результатом целенаправленной работы, проводимой в округе по передаче домовладельцам в управление принадлежащего им имущества.
Таблица 1
Количество созданных ТСЖ и сформированных кондоминиумов в административных округах (по состоянию на 1 июня 2000 года)
Администр. округ |
ЦАО |
САО |
СЗАО |
ЗАО |
ЮЗАО |
ЮАО |
ЮВАО |
ВАО |
СВАО |
Зел |
Всего |
Количество домов, где >50% жилой площади в частной собст-ти |
2222 |
1540 |
869 |
1155 |
1350 |
928 |
815 |
1506 |
1229 |
122 |
11736 |
Количество зарегистрированных ТСЖ (в домах сложившейся и перспек. застройки) |
146 |
10 |
36 |
46 |
41 |
6 |
73 |
17 |
26 |
1 |
402 |
Количество домов, в которых зарегистрированы ТСЖ |
157 |
13 |
54 |
57 |
49 |
6 |
79 |
19 |
31 |
1 |
466 |
Отношение (%) количества домов, где зарегистрированы ТСЖ к количеству домов, где >50% жилой площади находится в частной собственности |
7,1 |
0,8 |
6,2 |
4,9 |
3,6 |
0,6 |
9,7 |
1,3 |
2,5 |
0,8 |
3,97* |
Кол-во зарегистрированных кондоминиумов |
40 |
3 |
12 |
9 |
27 |
2 |
33 |
1 |
4 |
1 |
132 |
Количество домов, переданных в управление ТСЖ |
54 |
8 |
22 |
14 |
11 |
6 |
31 |
11 |
14 |
1 |
172 |
* 3,97% - средний процент количества домов, где зарегистрированы ТСЖ, по отношению к количеству домов, где > 50% жилой площади находится в частной собственности
Проведенный по заказу Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы социологический опрос* показал, что состоянием дома и подъезда, а также работой технических систем и инженерных коммуникаций, уборкой в подъезде, вывозом мусора с придомовой территории удовлетворены, в основном, жители домов, которые создали товарищества собственников жилья. В этих домах более эффективно решаются задачи безопасного и удобного проживания граждан, обеспечивается контроль за состоянием дома и придомовой территории, рационально используется общее имущество, создаются условия, способствующие снижению затрат на техническое обслуживание и коммунальные услуги.
В последнее время наблюдается некоторый рост активности в создании товариществ собственников жилья. Он является прежде всего следствием предпринимаемых Правительством города мер по созданию товариществ в новостройках.
Причины, сдерживающие процесс формирования кондоминиумов и создания ТСЖ, можно разделить на две основные группы - объективные и субъективные.
Объективные факторы связаны с экономической ситуацией в городе, со сложившейся структурой жилищного фонда и его состоянием. В их числе в первую очередь необходимо отметить:
- значительный недоремонт жилищного фонда;
- отсутствие системы накопления финансовых средств на ремонт жилищного фонда и гарантий, что капитальный ремонт будет проведен после передачи кондоминиума в управление ТСЖ;
- ограниченность бюджетных средств, направляемых на содержание и ремонт жилищного фонда.
Указанные причины не способствуют созданию благоприятных экономических условий для рентабельной работы ТСЖ.
Субъективными факторами, тормозящими развитие самоуправления населения, являются старый, традиционный подход городской администрации к управлению жилищным фондом, а также менталитет населения.
Не преодолена инерционность мышления части ответственных работников органов исполнительной власти и управления всех уровней, связанная с неверием в возможность домовладельцев управлять жилыми домами, а также моральная неготовность большинства жителей многоквартирных домов самостоятельно управлять своей собственностью и их убежденность, что эта обязанность целиком лежит на государстве.
Комплексное рассмотрение действующих нормативно-правовых актов РФ и Москвы, регулирующих создание, деятельность ТСЖ и формирование кондоминиумов и обязывающих городские органы участвовать в этом процессе, выявило имеющиеся противоречия и необходимость создания действенных организационных механизмов поддержки процессов создания и деятельности ТСЖ.
Существующая практика создания ТСЖ в городе предусматривает предварительную регистрацию товарищества, как юридического лица, с последующим закреплением (регистрацией) кондоминиума. При таком подходе за товариществом закрепляется земельно-имущественный комплекс, сформированный без предварительного учета и оценки возможности использования и эффективной эксплуатации объектов кондоминиума.
Несмотря на усилия городских органов по упрощению процедуры формирования и передачи кондоминиума в управление ТСЖ, она зачастую затягивается на 5 - 8 месяцев и требует значительных финансовых затрат со стороны домовладельцев.
Имеются различия в законодательстве Российской Федерации и г. Москвы относительно прав на земельный участок, входящий в состав кондоминиума. Московское законодательство не содержит норм, позволяющих домовладельцам в соответствии с Законом Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" требовать передачи им земельного участка бесплатно в общую долевую собственность.
В городе не проведено межевание территорий до уровня домовладений. Это часто затрудняет определение границ земельного участка кондоминиума. Отсутствует методика расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, применительная к особенностям территории г.Москвы.
Имеются диспропорции в оплате за землепользование. В кондоминиумах, управляемых ТСЖ, на собственников квартир возлагается обязанность по уплате за землю, а в жилищном фонде при иной форме управления, земельные платежи с собственников квартир не взимаются (или взимаются далеко не везде).
В последние годы отмечается существенная недостаточность обеспечения финансированием расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Большая часть населения оплачивает менее 12% фактической стоимости услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, поэтому особое значение имеет вопрос финансового обеспечения.
В результате сравнительного анализа финансово-экономической деятельности дирекций единого заказчика и товариществ собственников жилья выявлены диспропорции в бюджетном финансировании ТСЖ по сравнению с ДЕЗ.
В сметах расходов целевых бюджетных фондов развития территорий округов и районов г.Москвы предусмотрены расходы на капитальный ремонт жилищного фонда. Однако, не предусмотрено выделение этих средств для домов, находящихся в управлении ТСЖ и созданных на базе бывшего муниципального фонда (т.е. если дом передан в управление товариществу, то средства на капитальный ремонт на практике не выделяются).
Не отработан механизм перечисления бюджетных средств в установленных объемах непосредственно товариществам. Это приводит зачастую к длительным задержкам перечисления средств.
Не разработана типовая методика составления хозяйственно-финансового плана (бизнес-плана) технической эксплуатации земельно-имущественного комплекса в составе кондоминиума, необходимого как товариществу для планирования деятельности в соответствии с нормами и правилами эксплуатации и содержания жилых домов, так и инициативной группе по созданию ТСЖ в целях определения экономической целесообразности создания товарищества.
Деятельность товариществ собственников жилья происходит в условиях нестабильной экономики при отсутствии механизма накопления амортизационных отчислений, которые должны вестись в течение всего срока службы дома и быть использованы к тому времени, когда дом достигнет предельного износа, на строительство нового дома или восстановление (если это будет возможно) старого.
Товарищества собственников жилья вынуждены брать в управление дома с большим физическим износом, что является результатом постоянного недофинансирования и недоремонта за весь период их эксплуатации.
Существующая до настоящего времени система управления жилищным фондом и его финансирования была обусловлена государственной формой собственности на жилье. С появлением частной формы собственности на жилье законодательством закреплены обязанности собственника жилья по его надлежащему содержанию и ремонту. Однако, пока еще не создана необходимая нормативно-правовая и организационная инфраструктура для полноценной реализации прав и обязанностей собственников жилья и их объединений. В частности, в условиях значительного недофинансирования технической эксплуатации жилых домов, собственники жилья не информируются как о самом недофинансировании и его размере, так и о том, к каким последствиям для их собственности может привести недофинансирование, а именно: уменьшение рыночной стоимости жилья, ветхость, аварийность здания и, как следствие, принудительное отселение, а также - об отсутствии государственного механизма накопления средств на капитальный ремонт и полное восстановление жилых домов. Большинство собственников жилья, как показал опрос, полагает, что в оплату за техническое обслуживание также входит оплата и за капитальный ремонт, о необходимости амортизационных отчислений знают далеко немногие.
Переход на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг (в соответствии с задачами жилищно-коммунальной реформы) подразумевает перенос бремени расходов на собственников жилья не только за техническое обслуживание, но и за капитальный ремонт и полное восстановление жилых домов. Однако, при этом отсутствует доступная и объективная информация о размерах необходимых затрат на техническое обслуживание и ремонт жилых домов, о размерах недофинансирования, а также о необходимости накопления каждым собственником жилья средств на капитальный ремонт и полное восстановление жилого дома.
В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (статья 16) за государством сохраняется обязанность производить капитальный ремонт в домах, которые требовали капитального ремонта на момент приватизации жилья. Данные положения закона могут быть основой для принятия решений об изыскании источников финансирования ТСЖ и создания механизма накопления средств на ремонт и восстановление жилых домов.
Не урегулированы на практике вопросы передачи товариществам в управление объектов нежилого фонда, находящихся в городской собственности и входящих в состав кондоминиума. Многие ТСЖ не могут получить информацию об арендаторах нежилых помещений, находящихся в границах кондоминиума и, следовательно, не имеют возможности, вступить с ними в договорные отношения по вопросам содержания общего имущества.
Товариществам не выделяются нежилые помещения для ведения уставной, хозяйственной деятельности по эксплуатации и техническому содержанию жилых домов. Отсутствуют нормативы предоставления помещений в кондоминиумах для работы с населением, размещения управленческого и обслуживающего персонала, складирования инструментов, материалов, инвентаря.
Существующая практика деятельности товариществ показывает, что многие из них не реализуют предоставленное им Законом право на управление кондоминиумом, оставляют его в управлении дирекций единого заказчика и не осуществляют в полной мере контроль за использованием выделенных средств на эксплуатацию и обслуживание принадлежащего им имущества.
В городе практически отсутствует конкурентная среда в сфере управления и эксплуатации жилья. Рынок профессиональных управляющих в области эксплуатации и обслуживания жилищного фонда, готовых предложить свои услуги, не создан. Недостаточно количество специалистов, которые знают технологии эффективного управления кондоминиумами, эксплуатации здания и способны разработать технический и финансово-экономический планы организации работ, обеспечить контроль за их выполнением.
Имеются негативные факторы при создании кондоминиумов в домах-новостройках, построенных за счет внебюджетных фондов г.Москвы.
Большая часть квартир в доме-новостройке продается в частную собственность, а другая находится в муниципальном фонде и передается по договору найма гражданам. Данная ситуация вызывает диспропорции в оплате за техническое обслуживание частного и муниципального жилья, что является одной из причин конфликтных ситуаций в кондоминиумах-новостройках, приводящая иногда к ликвидации ТСЖ.
Создание кондоминиумов в домах-новостройках, встроенных в существующую жилую застройку, значительно усложняет и удорожает управление ими, так как невозможно четко установить границы кондоминиума ввиду наличия общей социальной и инженерной инфраструктуры в пределах конкретной жилой застройки.
Решения о продаже нежилых помещений в жилых домах, построенных за счет городского внебюджетного фонда, принимаются без учета их проектного назначения (например, помещений для организации культурно-спортивной и досуговой работы с детьми и взрослым населением). Произвольная продажа социально-значимых объектов и нежилых помещений в таких домах приводит к нарушению строительных норм и правил, дисбалансу учреждений обслуживания населения по отношению к объектам торговли и офисам и, как следствие, ухудшает условия внешкольного воспитания и досуга детей, порождает негативные настроения у жителей к идее кондоминиумов, а также затрудняет выполнение городских распорядительных документов, направленных на создание ТСЖ. Товарищество утрачивает возможность разместить свою эксплуатирующую службу. В конечном итоге жители пишут жалобы, проводят собрание и ликвидируют ТСЖ.
При проектировании жилых кварталов и жилых комплексов не закладываются основы для последующего создания кондоминиумов в компактно расположенных жилых домах, имеющих общую инженерную, социальную и иную инфраструктуру с возможностью предоставления в кондоминиуме широкого комплекса не только жилищно-коммунальных, но и социально-бытовых услуг.
В должной мере москвичи не получают информацию о целях и задачах, решаемых ТСЖ, порядке их создания.
Отмечается несбалансированность действий органов городской администрации и управ районов в рамках отведенных им компетенций по оказанию содействия в развитии рациональных форм управления жилищным фондом. Как показывают собеседования со специалистами управ районов и префектур административных округов, они слабо ориентируются в методах работы с населением, не воспринимают преимущества самоуправленческих начал в управлении жилищным фондом, некомпетентно ведут разъяснительную и информационную работу, способную вызвать заинтересованность и инициативу жителей - собственников жилья в создании объединений.
В городе пока не создана четкая система учета и отслеживания процессов создания ТСЖ, формирования кондоминиумов, передачи их в управление товариществам.
Выявленные причины, сдерживающие процесс формирования кондоминиумов и создания ТСЖ, послужили основанием для определения приоритетных направлений данной Программы.
------------------------------
* Опрос проведен Центром содействия жилищной реформе и Национальным институтом социально-психологических исследований
II. Основные принципы и приоритетные направления совершенствования процесса формирования кондоминиумов и создания ТСЖ в г. Москве
Необходимость развития самоуправления населения в жилищной сфере потребовала разработки единой городской политики в содействии процессам формирования кондоминиумов, создания и деятельности товариществ собственников жилья.
В ее основе:
2.1. Повышение роли и ответственности территориальных органов городской администрации и управ районов в формировании кондоминиумов, создании и обеспечении деятельности товариществ собственников жилья.
Должна быть обеспечена разработка и реализация специальных программ на уровне административных округов и районов.
Отраслевые органы городской администрации должны оказывать управам районов и территориальным органам городской администрации помощь:
- в обучении их сотрудников, членов правлений ТСЖ, профессиональных управляющих жилищным фондом, бухгалтеров;
- в развертывании агитационной работы и информировании в средствах массовой информации населения о существующей нормативной базе и положительном опыте деятельности ТСЖ.
2.2. Совершенствование организационной структуры взаимодействия управ районов, отраслевых и территориальных органов городской администрации, товариществ собственников жилья и их объединений.
Предусматривается создание в префектурах и управах районов специальных структур, организующих и осуществляющих деятельность по формированию кондоминиумов, образованию и поддержке ТСЖ, консультативно-информационных центров, методических кабинетов по обмену опытом деятельности товариществ.
Координация действий участников Программы осуществляется на двух уровнях: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - Координационный совет при Мэре Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере.
В состав Координационного совета включаются депутаты Московской городской Думы, руководители отраслевых и территориальных органов городской администрации, управ районов, объединений домовладельцев.
В качестве рабочего органа Координационного совета, осуществляющего контроль хода реализации Программы, а также для решения практических задач, связанных с организацией управления кондоминиумами, оказанием экономического и юридического содействия товариществам собственников жилья, создания системы предоставления услуг в жилищной сфере, создается Центр содействия управлению кондоминиумами.
2.3. Установление в г. Москве нового порядка реализации Закона РФ "О товариществах собственников жилья", который предусматривает первоочередность формирования органами городской администрации земельно-имущественных комплексов в сложившейся жилой застройке города с последующим образованием ТСЖ и передачей комплекса ему в управление.
Решение о подготовке документов по жилым домам, в настоящее время находящимся в управлении муниципальных (государственных) жилищных организаций, с целью формирования на их базе кондоминиумов принимается префектурами административных округов по представлению глав управ районов, или по инициативе самих домовладельцев после принятия ими решения о способе управления кондоминиумом.
Префектуры административных округов ежегодно утверждают перечень домов, в которых в частной собственности находится более 50% площади и имеются социальные и технико-экономические предпосылки для передачи кондоминиумов в управление домовладельцам.
В приоритетном порядке в перечень включаются дома, в которых домовладельцы зарегистрировали ТСЖ или начали процесс его создания, а также дома ЖК и ЖСК.
Данный перечень является основанием для оформления заявок на проведение работ по определению земельных участков и формированию технических паспортов кондоминиумов.
Порядок финансирования работ, связанных с подготовкой документов для формирования кондоминиумов, утверждается Правительством Москвы.
О финансовом обеспечении работ, связанных с формированием комплексов недвижимого имущества в многоквартирных домах, и обучения граждан, участвующих в управлении многоквартирными домами см. постановление Правительства Москвы от 4 июля 2006 г. N 464-ПП
По объектам перспективной застройки, в которых помещения предназначены для продажи физическим и юридическим лицам, функции заявителя на подготовку этих документов возлагаются на заказчика (застройщика), осуществляющего строительство, или на уполномоченную им организацию.
2.4. Введение в г. Москве технического учета кондоминиумов и использование данных учетных сведений для регистрации прав домовладельцев на объекты, помещения, земельный участок в кондоминиуме.
Сведения о кондоминиуме, занесенные в специальный реестр БТИ, являются основанием возникновения учетного объекта - кондоминиума как единого комплекса в фиксированном составе, установленных границах земельного участка и с указанием функционального назначения помещений, строений, домов, входящих в состав этого комплекса.
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы на основании данных БТИ производит в установленном федеральными органами порядке запись в Едином государственном реестре прав, что здания, сооружения и земельный участок входят в состав конкретного кондоминиума.
2.5. Создание благоприятных организационно-экономических условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья.
Программой предусматривается:
- совершенствование системы финансирования ТСЖ и оптимизация финансовых потоков в целях наиболее рационального финансирования деятельности по техническому обслуживанию и ремонту кондоминиумов;
- расширение источников и обеспечение устойчивости финансирования технической эксплуатации и ремонта кондоминиумов с постепенным переходом в режим самофинансирования с исключением бюджетных дотаций;
- создание нормативов и методики расчета затрат на техническую эксплуатацию кондоминиумов;
- стимулирование хозяйственно-коммерческой деятельности ТСЖ, ЖК и ЖСК путем предоставления широкого спектра льгот при использовании объектов общей долевой собственности и земельных участков;
- создание механизма накопления амортизационных отчислений с жилищного фонда и отчислений на капитальный ремонт жилых домов;
- проведение широкомасштабной информационно-разъяснительной работы среди собственников жилья о нормативной стоимости технической эксплуатации жилых домов, о необходимости накопления средств на капитальный ремонт и полное восстановление жилого дома;
- передача ТСЖ в управление нежилых помещений для организации деятельности товариществ, а также льготная продажа нежилого фонда.
При наличии в кондоминиуме собственности г. Москвы уполномоченным представителем собственника в товариществе по жилым помещениям является Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в лице сотрудников Управлений муниципального жилья административных округов, а по объектам нежилого фонда Департамент имущества города Москвы в лице сотрудников его территориальных агентств.
Для получения и/или накопления товариществами финансовых средств на проведение капитального ремонта, реконструкции объектов кондоминиума предусматривается:
- образование специального фонда, обеспечивающего гарантию займов, предоставляемых финансовыми структурами, готовыми инвестировать средства в капитальный ремонт и реконструкцию объектов кондоминиума;
- участие города и других собственников в финансировании работ пропорционально доле их имущества в кондоминиуме.
Сокращение расходов на содержание домов, управляемых ТСЖ, обеспечивается внедрением в приоритетном порядке ресурсосберегающих проектов, предусматривающих:
- возможность контроля за фактическим потреблением ресурсов (установка приборов учета на дом, секцию, квартиру) с развитием базы для их обслуживания, ремонта и проверки:
- применение высокоэффективных технологий по обслуживанию дома (механизированная уборка, утилизация отходов и т.д.);
- централизацию бухгалтерских внутренних и внешних расчетов.
2.6. Развитие конкурентной среды и договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных и управленческих услуг, подготовка специалистов - управляющих домами.
Обеспечивается создание условий для деятельности профессиональных управляющих компаний, которым ТСЖ могут передавать функции (часть функций) по управлению кондоминиумами.
Наличие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда способствует повышению эффективности выполнения различных ремесленных работ и развитию малого бизнеса в этой сфере услуг. В конечном счете, у управляющей организации появляется реальная возможность выбрать подрядчика для выполнения тех или иных работ с наилучшим соотношением цены и качества.
Внедрение системы договорных отношений создает, с одной стороны, экономическую заинтересованность в эффективном управлении жилищным фондом, с другой стороны - условия для контроля количества и качества предоставляемых услуг и выполняемых работ, а также позволяет корректировать стоимость работ и услуг в зависимости от качества их предоставления.
Для успешного становления профессионального управления недвижимостью предъявляются определенные требования и к уполномоченной городом службе заказчика, которая, будучи балансодержателем жилищного фонда г. Москвы, отвечает перед собственником и населением за предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Ее предприятия должны:
- создаваться как хозяйствующие субъекты;
- выполнять работы по управлению жилищным фондом г. Москвы на основании договоров с управами районов (или префектурами), а по управлению жилищным фондом, находящимся в другой форме собственности - на основании договоров с собственниками или уполномоченными ими представителями;
- иметь право на заключение договоров с другими хозяйствующими субъектами, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги;
- финансироваться, исходя из стоимости жилищно-коммунальных услуг, и иметь стимулы к снижению их стоимости и повышению качества.
Наряду со становлением предприятий службы заказчика рынок услуг по управлению жилой недвижимостью, в том числе муниципальной, должен быть открыт для частного бизнеса.
2.7. Совершенствование политики формирования кондоминиумов и создания ТСЖ на базе объектов перспективной застройки.
Предусматривается создание нормативно-правовых актов, требующих при проектировании и строительстве создания служебных помещений для размещения управленческого и обслуживающего персонала будущего ТСЖ, хранения материалов и инвентаря для технического обслуживания и ремонта кондоминиумов. Стоимость строительства этих помещений необходимо включать в стоимость продаваемых жилых и нежилых помещений и присваивать им статус объектов общей долевой собственности.
2.8. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы.
Основной концепцией совершенствования нормативно-правовой базы в сфере ТСЖ является:
- поэтапная взаимная адаптация ТСЖ и существующей системы управления;
- корректировка и доведение нормативно-правовых и распорядительных актов до состояния, пригодного к практическому применению на территориях.
Предусматривается разработка Закона г.Москвы "О самоуправлении в жилищной сфере", документов по упорядочению земельных отношений, в том числе по определению земельных участков кондоминиумов и межеванию территорий микрорайонов (кварталов), а также использованию объектов нежилого фонда в кондоминиумах. Разработке подлежат примерные формы, удостоверяющие право домовладельцев на земельный участок или долю в праве, порядок расчета земельных платежей и принципы их взимания с различных категорий домовладельцев.
III. Функции управ районов, территориальных и отраслевых органов городской администрации по реализации Программы
3.1. Управы районов:
- разрабатывают и реализуют соответствующие районные программы;
- представляют префектуре административного округа на утверждение перечни домов, в которых имеются технико-экономические и социальные предпосылки для формирования на их базе кондоминиумов;
- заключают с АПУ административного округа договоры на подготовку заключений по земельным участкам, к которым относятся дома, включенные в перечни;
- составляют общее описание кондоминиумов, представляют их на рассмотрение Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда и утверждение его префектом;
- оформляют заявки на подготовку технических паспортов кондоминиумов в территориальном органе БТИ;
- утверждают заявки на подготовку документов для оформления товариществами права аренды сверхнормативного земельного участка;
- организуют информационную, разъяснительную и агитационную работу среди собственников помещений о преимуществах существующих форм самоуправления, а также проведение общих собраний домовладельцев по выбору способа управления кондоминиумом;
См. Методические рекомендации по подготовке и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденные распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 23 августа 2005 г. N 393
- оказывают содействие инициативным группам в регистрации и создании ТСЖ;
- предлагают домовладельцам уполномоченную городом службу заказчика, если решение о создании ТСЖ ими не принято;
- при необходимости помогают ТСЖ в подборе управляющего или управляющей организации любой организационно-правовой формы;
- передают технический паспорт кондоминиума товариществу собственников жилья или уполномоченной городом службе заказчика, заключившей с домовладельцами договор и получившей полномочия домовладельцев оформить их права на земельный участок.
3.2. Префектуры административных округов:
- обеспечивают реализацию программы на территорию округа;
- разрабатывают и реализуют соответствующие окружные программы, обеспечивают их финансирование;
- по предложениям глав управ районов утверждают перечень домов, в которых имеются технико-экономические и социальные предпосылки для передачи их в управление собственникам помещений;
- выпускают распоряжения о проведении управами районов разъяснительной и организационной работы с населением в домах, включенных в утвержденный перечень, и подготовке технических паспортов кондоминиумов, формируемых на базе этих домов;
- утверждают общее описание кондоминиумов;
- координируют работу окружных служб, управ районов и специального окружного подразделения по финансово-экономическому и юридическому содействию ТСЖ;
- формируют планы капитального ремонта жилой и нежилой площади, входящей в кондоминиумы.
3.3. Координационный совет при Мэре Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере:
- формирует единую городскую политику по развитию самоуправления в жилищной сфере, рассматривает и утверждает способы ее реализации;
- координирует работу городских структур по развитию самоуправления в жилищной сфере, заслушивает ежеквартально отчеты префектур административных округов;
- контролирует ход реализации Программы, рассматривает возникающие вопросы и принимает необходимые решения;
- устраняет разногласия городских органов управления, возникающие при реализации Программы.
3.4. Центр содействия управлению кондоминиумами:
- является рабочим органом Координационного совета при Мэре Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере;
- участвует в формировании кондоминиумов и подготовке предложений по управлению ими на основании договоров с управами районов или территориальными органами городской администрации, частными застройщиками;
- оказывает услуги инициативным группам домовладельцев по подготовке уставных и регистрационных документов, составлению бизнес-планов;
- оказывает услуги ТСЖ по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- осуществляет юридическую, экономическую, организационную и другую консультационную деятельность;
- обучает профессиональных управляющих жилищным фондом, председателей ТСЖ, бухгалтеров;
- организует конкурсы управляющих компаний;
- подготавливает и распространяет методические материалы;
- разрабатывает концепции и программы в сфере управления жилищным фондом, находящимся в общей долевой собственности граждан и юридических лиц;
- подготавливает и проводит семинары и конференции по проблемам формирования кондоминиумов, образования и деятельности ТСЖ;
- организует рекламу, пропагандирует и пр.;
- формирует специальный фонд, обеспечивающий гарантию займов, предоставляемых финансовыми структурами, готовыми инвестировать средства в капитальный ремонт и реконструкцию объектов кондоминиума;
- совместно с префектурами создает свои территориальные подразделения.
3.5. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:
- готовит предложения по развитию самоуправления в жилищной сфере для рассмотрения на Координационном Совете при Мэре;
- совершенствует систему организационно-финансового обеспечения управления кондоминиумами;
- взаимодействует с ТСЖ, с жилищными ассоциациями и движениями, оказывает им практическую помощь в работе;
- организует учебу председателей ТСЖ, профессиональных управляющих кондоминиумами;
- организует деятельность Центра содействия управлению кондоминиумами;
3.6. Департамент экономической политики и развития города Москвы:
- участвует в разработке, совершенствовании и реализации системы предоставления бюджетных дотаций на содержание ТСЖ.
3.7. Департамент имущества города Москвы:
- обеспечивает передачу в управление ТСЖ объектов нежилого фонда, являющихся собственностью г. Москвы;
- осуществляет по заявкам ТСЖ продажу нежилых помещений в домах, входящих в состав кондоминиумов;
- представляет ТСЖ (по запросам), управляющим кондоминиумами, сведения, касающиеся договоров аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования нежилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы;
3.8. Департамент земельных ресурсов города Москвы (ТОРЗы административных округов):
- по Заключениям АПУ административных округов отражает земельные участки кондоминиумов в государственном земельном кадастре;
- оформляет договоры аренды и решения о передаче домовладельцам земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
3.9. Департамент финансов города Москвы:
- осуществляет дотационное финансирование ТСЖ (через территориальные финансовые органы или др. уполномоченные организации) с учетом городской доли доходов от аренды нежилых помещений, входящих в состав кондоминиумов и являющихся собственностью города.
3.10. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:
- готовит предложения по формированию кондоминиумов, исходя из замкнутости инженерных сетей домовладений;
- разрабатывает проекты ресурсосбережения для фонда ТСЖ.
3.11. Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы:
- регистрирует права домовладельцев на помещения и земельный участок в кондоминиуме;
- предоставляет сведения по собственникам, арендаторам и иным пользователям нежилых помещений в составе кондоминиума.
3.12. МосгорБТИ:
- осуществляет технический учет кондоминиумов;
- по заявкам управ районов, на основании заключений по земельным участкам и общих описаний кондоминиумов, утвержденных префектурой административного округа, формирует их технические паспорта;
- выдает паспортную информацию на строения, сооружения и отдельные помещения в кондоминиуме, в т.ч. поэтажные планы и экспликации, технические паспорта на строения.
3.13. Москомархитектура:
- разрабатывает проекты межевания жилых микрорайонов (кварталов);
- готовит Заключения по земельным участкам кондоминиумов для оформления имущественных и земельных отношений. Указывает градостроительные требования по использованию участков.
3.14. Московская лицензионная палата:
- осуществляют лицензирование деятельности юридических и физических лиц по управлению кондоминиумами.
3.15. Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы:
- разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь префектурам, управам районов по работе с населением, ТСЖ;
- осуществляет контроль за деятельностью Управ по реализации районных программ;
- организует информирование населения о преимуществах самоуправления граждан в жилищной сфере, распространение опыта ТСЖ, добившихся положительных результатов.
3.16. Московская регистрационная палата:
- осуществляет регистрацию ТСЖ как юридических лиц, а также изменений и дополнений в учредительные документы образованных товариществ собственников жилья;
- направляет сведения о регистрации образованных товариществ собственников жилья в Государственную налоговую инспекцию, банк, фонды: занятости населения, социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования.
3.17. ГУП "Мосжилкомплекс":
- содействует регистрации кондоминиумов и созданию ТСЖ на объектах, финансируемых Департаментом внебюджетной политики строительства города Москвы;
- обеспечивает управление и эксплуатацию указанных объектов.
3.18. ГУП "Жилкооперация":
- осуществляет финансирование расходов на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, в котором нет государственной собственности г.Москвы;
- осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
3.19. Городской центр жилищных субсидий:
- возмещает товариществам собственников жилья убытки, связанные с предоставлением гражданам льгот и компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг.
3.20. Дирекции единого заказчика:
- предоставляют ТСЖ сведения о нанимателях и арендаторах жилых помещений;
- осуществляют управление кондоминиумами на основании договоров с домовладельцами;
- по поручению домовладельцев представляют документы в Департамент земельных ресурсов города Москвы для оформления прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в кондоминиумах;
- осуществляют финансирование расходов на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ.
3.21. Государственная жилищная инспекция г.Москвы:
- осуществляет контроль за соблюдением сроков передачи кондоминиумов в управление ТСЖ.
IV. План основных мероприятий 1-го этапа реализации Программы (2000-2001 годы)
N |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
I. Повышение роли и ответственности территориальных органов | |||
1.1. |
Уточнение окружных и районных программ формирования кондоминиумов и создания ТСЖ в соответствии с Программой |
IV кв. 2000 г. |
Префектуры административных округов, главы управ районов |
1.2. |
Подготовка информационнометодических рекомендаций и инструкций для работников управ районов по формирования кондоминиумов, управления ими и организации ТСЖ |
IV кв. 2000 г. |
Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
II. Совершенствование организационной структуры взаимодействия | |||
2.1. |
Разработка Положения о Координационном Совете при Мэре Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере |
IV кв. 2000 г. |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы |
2.2. |
Разработка предложений по созданию Центра содействия управлению кондоминиумами |
IV кв. 2000 г. |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
2.3. |
Создание Центра содействия управлению кондоминиумами (название, организационноправовая форма и функции центра уточняются при разработке) |
II кв. 2001 г. |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
2.4. |
Привлечение к работе с населением объединений ТСЖ |
Постоянно |
Префектуры административных округов, главы управ районов |
2.5. |
Проведение ежегодного Московского совещания-семинара председателей ТСЖ |
Один раз в год |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
2.6. |
Пропаганда положительного опыта работы ТСЖ, разработка комплекта рекламно-разъяснительных и информационных брошюр по проблемам ТСЖ |
Постоянно |
Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, префектуры административных округов |
2.7. |
Разработка концепции информирования населения города о проблемах самоуправления |
IV кв. 2000 г. |
Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы |
III. Установление в г.Москве нового порядка | |||
3.1. |
Подготовка территориальными органами городской администрации перечней домов, где имеются предпосылки создания ТСЖ и формирования кондоминиумов |
Ежегодно до IV кв. |
Главы управ районов, префектуры административных округов |
3.2. |
Подготовка по заявкам управ районов заключений по земельным участкам кондоминиумов, формируемых на базе домов, включенных в перечни (п.3.1.) |
Согласно срокам, указанным в заявках |
Москомархитектура (АПУ административных округов) |
3.3. |
Подготовка по заявкам управ районов технических паспортов кондоминиумов в соответствии с утвержденными перечными (п.3.1.), заключениями по земельным участкам и общими описаниями кондоминиумов, утвержденными префектурами администрации округов |
Согласно срокам, указанным в заявках |
МосгорБТИ (территориальные подразделения) |
3.4. |
Проведение разъяснительной работы и организация общих собраний домовладельцев по выбору способа управления кондоминиумами, содействие инициативным группам в регистрации ТСЖ |
Согласно с графиком работы |
Главы управ районов, префектуры административных округов (координация работы), управления муниципального жилья округов |
IV. Введение в г.Москве технического учета кондоминиумов | |||
4.1. |
Разработка порядка технического учета кондоминиумов |
Сентябрь 2000 г. |
МосгорБТИ |
4.2. |
Осуществление технического учета кондоминиумов по заявкам управ районов |
постоянно |
МосгорБТИ |
4.3. |
Осуществление технического учета кондоминиумов, ранее зарегистрированных Москомрегистрацией |
Октябрь 2000 г. |
МосгорБТИ, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы |
4.4. |
Согласование порядка передачи сведений о сформированных кондоминиумах для внесения в Единый государственный реестр прав |
Сентябрь 2000 г. |
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы, МосгорБТИ, главы управ районов |
V. Создание благоприятных организационно-экономических условий | |||
5.1. |
Организация подготовки и издания сборника нормативнометодических документов по вопросам финансирования и организации работ, связанных с эксплуатацией жилищного фонда для практического использования товариществами собственников жилья |
III кв. 2001 г. |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы |
5.2. |
Проведение мониторинга в сфере формирования кондоминиумов, создания и деятельности ТСЖ с целью выявления и решения проблем |
Постоянно |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, префектуры административных округов |
5.3. |
Подготовка предложений по созданию специального фонда капитального ремонта объектов, входящих в состав кондоминиумов |
IV кв. 2000 г. |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы |
5.4. |
Содействие ТСЖ в установке приборов учета на дом, секцию, квартиру |
Постоянно |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, префектуры административных округов |
5.5. |
Подготовка предложений по механизму экономического стимулирования ТСЖ за внедрение технологий, способствующих сбережению потребляемых жилищно-коммунальных услуг |
I кв. 2001 г. |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, префектуры административных округов |
5.6. |
Подготовка предложений по разработке новых видов коммунальной техники и технологий, направленных на эффективное обслуживание имущественно-земельных комплексов |
II кв. 2001 г. |
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектуры административных округов |
VI. Развитие конкурентной среды в сфере предоставления | |||
6.1. |
Проведение конкурсов по привлечению к управлению кондоминиумами частных компаний |
Постоянно |
Главы управ районов, префектуры административных округов (координация) |
6.2. |
Разработка реестра муниципальных и частных компаний по эксплуатации жилищного фонда, имеющих лицензию на осуществление данного вида работ |
IV кв. 2000 г. |
Московская лицензионная палата |
VII. Совершенствование нормативно-правовой базы | |||
7.1. |
Разработка Закона города Москвы "О самоуправлении в жилищной сфере" |
IV кв. 2000 г. |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
7.2. |
Разработка требований к проектированию жилых микрорайонов, учитывающих особенности формирования кондоминиумов совместно с земельными участками |
IV кв. 2000 г. |
Москомархитектура, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы |
7.3. |
Разработка положения, регламентирующего порядок и условия передачи государственного и муниципального имущества (жилищного фонда) г.Москвы в управление организациям, управляющим жилищным фондом, в том числе жилищным и жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья |
IV кв. 2000 г. |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент имущесва города Москвы |
7.4. |
Подготовка Положения о разработке межевания территорий. |
III кв. 2000 г. |
Москомархитектура, Департамент земельных ресурсов города Москвы |
7.5. |
Подготовка обращения в Государственный комитет Российской Федерации по статистике об изменении формы отчетности по жилищному фонду с включением сведений о наличии кондоминиумов в жилищном фонде |
IV кв. 2000 г. |
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Московский городской комитет государственной статистики |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.