г. Иркутск |
|
21 августа 2014 г. |
N А19-15338/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.
при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области Серебренниковой Л.М. (доверенность N 05-12/013510 от 21.07.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2014 года по делу N А19-15338/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гурьянов О.П.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (ОГРН 1043800546437, ИНН 3801073983, место нахождения: 665835, Иркутская область, г. Ангарск, мкр. 7А, 34, далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (ИНН 3801051877, ОГРН 1023800518752, место нахождения: 665814, Иркутская область, г. Ангарск, второй промышленный массив, кв-л 40, стр. 2, далее - учреждение, налогоплательщик) о взыскании пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года в сумме 180 635 рублей 38 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. С учреждения взысканы пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 63 145 рублей 72 копейки с зачислением в соответствующие бюджеты. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2014 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их в указанной части отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требование N 3456, в том числе по сумме пеней в размере 25 021 рубль 27 копеек, и требования от 26.04.2013, N 2245 от 08.04.2013, N 2487 от 11.04.2013 соответствуют статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, так как Кодексом не предусмотрена обязанность налогового органа направлять расчеты пеней вместе с требованиями о их взыскании.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы.
Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, учреждением в налоговый орган представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года с начислением сумм налога к уплате, однако налог в установленный законом срок налогоплательщиком не уплачен.
За несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за указанные налоговые периоды налогоплательщику в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 180 635 рублей 38 копеек.
Согласно статьям 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации учреждению направлялись требования от 20.03.2013 N 195, от 26.04.2013 N 3456, от 08.04.2013 N 2245, от 11.04.2013 N 2487 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа. Учитывая, что требования в части уплаты пеней учреждением не исполнены и учреждение является организацией, которой открыт лицевой счет, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суды исходили из того, что требование N 3456 от 26.04.2013 в отношении суммы пеней в размере 25 021 рубль 27 копеек и требования N 2245 от 08.04.2013, N 2487 от 11.04.2013 не соответствуют статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Исходя из пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении дела суды установили, что:
- требование N 3456 от 26.04.2013 в отношении суммы пеней в размере 25 021 рубль 27 копеек не позволяет определить основание, период начисления пеней, а также срок недоимки по налогу, на который начислены эти пени;
- требование N 2487 от 11.04.2013 не позволяет определить сумму налога, на которую начислены пени, срок уплаты налога, количество дней просрочки уплаты налога;
- требование N 2245 от 08.04.2013 содержит размер пеней, не соответствующий указанной в требовании сумме недоимки.
При этом судами учтено, что налоговой инспекцией не представлено доказательств правомерности начисления спорных сумм пеней, указанных в перечисленных требованиях и на стадии судебного разбирательства.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Информационного письма от 11.08.2004 N 79, требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что указанные требования и материалы дела не подтверждают правомерность начисления пеней в спорных суммах, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в части этих сумм.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2014 года по делу N А19-15338/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.