Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2011 г. N Ф02-1427/11 по делу N А19-18128/10
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Смоляк Л.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области - Байрамовой Э.Г. (доверенность N 03-с от 11.01.2011),
администрации г. Иркутска - Киселевой Н.В. (доверенность N 059-72-422/10 от 30.08.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2010 года по делу N А19-18128/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шубина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ячменев Г.Г., Доржиев Э.П.),
установил:
Администрация города Иркутска (ОГРН: 1053808211610 ) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Иркутской области) от 29.06.2010 N 3800/608/10-36891 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000031:1327, расположенного по адресу: г. Иркутск, Б. Рябикова, 31, 31-а,площадью 12726 кв.м.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2010 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация города Иркутска ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права и норм процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель ФГУ "ЗКП" по Иркутской области считает судебные акты законными, представлен отзыв.
Муниципальное учреждение здравоохранения администрации г. Иркутска "Городская клиническая больница N 10" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя не направило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.
Как установлено материалами дела, муниципальному учреждению здравоохранения администрации г. Иркутска "Городская клиническая больница N 10" постановлением мэра г. Иркутска от 04.02.2008 N 031-06-141/8 выделен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 38:36:000031:1327, расположенный по адресу: г. Иркутск, Б. Рябикова, 31, 31-а, площадью 12726 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2009 N 38АГ 935838).
Распоряжением от 15.06.2010 N 504-02-3330/10 администрация города Иркутска прекратила существование названного земельного участка для целей формирования земельного участка в иных границах для размещения на нем объекта муниципальной собственности.
18.06.2010 администрация обратилась в Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 38:36:000031:1327 в связи с прекращением его существования.
Решением от 29.06.2010 N 3800/608/10-36891 ФГУ "ЗКП" по Иркутской области отказало администрации в снятии указанного объекта с кадастрового учета со ссылкой на положения части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку указанный земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Отказывая администрации в удовлетворении требований о признании решения от 29.06.2010 незаконным, суды исходили из того, что решение ФГУ "ЗКП" по Иркутской области соответствует законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
В силу части 6 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Суды правомерно признали, что земельный участок не подлежит снятию с учета в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ как объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости и носят временный характер.
Не являлся спорный земельный участок и преобразуемым, в связи с чем суды обоснованно посчитали, что ФГУ "ЗКП" по Иркутской области приняло решение об отказе в снятии названного земельного участка с кадастрового учета в соответствии с требованиями части 6 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает, что администрация города Иркутска как представитель собственника земельного участка вправе осуществлять с ним любые действия, отказ ФГУ "ЗКП" по Иркутской области в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка нарушает права на свободное распоряжение земельным участком. По утверждению администрации, суды не применили подлежащие применению нормы материального права - пункт 1 статьи 130, пункт 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, пункты 1, 2 статьи 209, пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 41, пункты 1, 2.9 статьи 42 Устава г. Иркутска, принятого решением Городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 N 003-20-430537/4.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "пункт 3 статьи 11" следует читать как "подпункт 3 пункта 2 статьи 11"
Между тем заявитель кассационной жалобы не учитывает, что распоряжением от 15.06.2010 N 504-02-3330/10 администрация города Иркутска прекратила существование спорного земельного участка, тем самым распорядилась правами на данный земельный участок.
Вместе с тем прекращение существования земельного участка производится в порядке, установленном законодательством. Требование соблюдения органами местного самоуправления действующего федерального законодательства основано на статье 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Так, пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Заявитель кассационной жалобы не доказал, что Земельный кодекс Российской Федерации содержит основания для прекращения существования земельных участков в ином порядке.
Поскольку в орган кадастрового учета не было представлено сведений о преобразовании земельного участка, существование которого администрацией было прекращено, отказ ФГУ "ЗКП" по Иркутской области в кадастровом учете является обоснованным.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что администрация вправе была прекратить существование спорного земельного участка без его преобразования, не основана на действующем законодательстве. Заявитель не привел норм права, предусматривающих возможность прекращения существования земельного участка, предоставленного для эксплуатации объектов недвижимости, без преобразования земельного участка. В данном случае на земельном участке находится здание Городской клинической больницы N 10.
Кроме того, ФГУ "ЗКП" по Иркутской области руководствуется в своей деятельности Федеральным законом N 221-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Понятие преобразования земельного участка дано в Федеральном законе N 221-ФЗ (пункт 2 части 2 статьи 7), составляющем наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами правовую основу регулирования кадастровых отношений.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 7 Федерального закона 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости) (пункт 2 в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
Доводы администрации о том, что судами было допущено нарушение норм процессуального права (части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не основаны на материалах дела. По делам об оспаривании ненормативных правовых актов бремя доказывания нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Государственный орган, как следует из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказывает соответствие акта законодательству, а также наличие оснований для принятия данного акта.
Судом кассационной инстанции не установлено оснований для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2010 года по делу N А19-18128/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2011 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2010 года по делу N А19-18128/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Л.И. Смоляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.