Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Чупрова А.И.,
судей: Смоляк Л.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 декабря 2010 года по делу N А78-8354/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк О.Е., Ячменев Г.Г.),
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент, ОГРН: 1087536008801, ИНН: 7536095984) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Забайкальскому краю (далее - ФГУ "ЗКП" по Забайкальскому краю, кадастровая палата) о признании незаконным решения от 05.10.2010 N 7532/10-2907 "О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, гражданки Аноховой Людмилы Сергеевны.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30 декабря 2010 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии у Департамента полномочий по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, считает, что вправе обратиться в кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешенного использования.
Департамент указывает на то, что законодательством не установлены обязательные требования к форме и содержанию акта об изменении вида разрешенного использования; распоряжением от 28.09.2010 N 5359/р Департамент предоставил земельный участок в собственность и установил иной вид разрешенного использования земельного участка, в связи с чем данное распоряжение является актом об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУ "ЗКП" по Забайкальскому краю считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 17349, N 17350, N 17351, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 часов 20 минут 5 июля 2011 года, о чем сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области 25.04.2008 заключен с Аноховой Л.С. договор аренды земельного участка N 49/8(ч), расположенного по адресу: г. Чита, ул. Береговая, 12, площадью 339 кв.м. (далее - земельный участок), вид разрешенного использования - для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Указанный земельный участок до заключения договора аренды по заявлению Аноховой Л.С. 25.12.2007 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 75:32:010101:0140 и вида разрешенного использования - для завершения строительства индивидуального жилого дома.
28.09.2010 Департаментом принято распоряжение N 5359/р о расторжении с Аноховой Л.С. договора аренды земельного участка от 25.04.2007 N 49/8(ч) и о предоставлении Аноховой Л.С. земельного участка в собственность для обслуживания и использования индивидуального жилого дома.
Департамент обратился в кадастровую палату с заявлением от 30.09.2010 о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:0140, предоставленного Аноховой Л.С.
Решением от 05.10.2010 N 7532/10-2907 кадастровая палата приостановила осуществление кадастрового учета изменений, указав на необходимость представления документа по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:0140, а также на то, что представленное распоряжение не является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Полагая решение от 05.10.2010 N 7532/10-2907 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая у в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия у Департамента полномочий на обращение с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку Департамент распорядился земельным участком, которым на законном праве владеет третье лицо.
Оставляя без изменения решение, суд апелляционной инстанции дополнительно указал на отсутствие у Департамента полномочий на изменение вида разрешенного использования земельного участка как в силу Положения о Департаменте, так и в силу части 7 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и действующих на территории городского округа "Город Чита" Правил землепользования и застройки.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Выполняя требования статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствие оспариваемого решения кадастровой палаты действующему законодательству, нарушение этим решением прав и законных интересов Департамента, который в силу части 1 статьи 65 Кодекса обязан доказать факт такого нарушения.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие совокупности указанных обстоятельств обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом обстоятельств дела арбитражные суды правомерно применили положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), согласно положениям которого в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка (пункт 14 части 2 статьи 7); необходимым для кадастрового учета документом является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (пункт 9 части 1 статьи 22); осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы (пункт 4 части 2 статьи 26).
Следовательно, для целей осуществления кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:0140 в кадастровую палату должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Арбитражными судами установлено, что с заявлением от 30.09.2010 о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:0140 Департамент в качестве такого документа представил в кадастровую палату собственное распоряжение от 28.09.2010 N 5359/р.
По мнению Департамента данное распоряжение является документом, подтверждающим в соответствии с федеральным законом изменение разрешенного использования земельного участка с "для завершения строительства индивидуального жилого дома" на "для обслуживания и использования индивидуального жилого дома".
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3); основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Установив, что ни Закон Забайкальского края от 18.03.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", ни утвержденное постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 N 233 Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края не предоставляют Департаменту полномочия по изменению вида разрешенного использования земельного участка на территории городского округа "Город Чита", суд апелляционной инстанции правомерно признал, что распоряжение Департамента от 28.09.2010 N 5359/р не является документом, предусмотренным пунктом 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вследствие чего оспариваемое решение кадастровой палаты соответствовало пункту 4 части 2 статьи 26 указанного Федерального закона.
При этом суды обоснованно указали, что Департамент в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов.
В этой связи окончательные выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований Департамента постановлены в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно учел, что на территории городского округа "Город Чита" действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы городского округа "Город Чита" от 12.11.2009 N 171.
Как следует из приобщенных арбитражным судом первой инстанции к материалам дела документов после представления Департаментом в кадастровую палату карты строительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа "Город Чита" осуществлен государственный кадастровый изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:0140 с разрешенным использованием - для обслуживания и использования индивидуального жилого дома.
Суд кассационной инстанции признает ошибочным суждение арбитражного суда первой инстанции об отсутствии у Департамента права на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010101:0140, однако данное суждение не привело к постановке неправильных окончательных выводов по делу.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 декабря 2010 года по делу N А78-8354/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.И. Смоляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.