Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Смоляк Л.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании руководителя общества с ограниченной ответственностью Абдухаликова Самира Талгатбековича (паспорт), представителей Министерства сельского хозяйства Иркутской области Лиханской Эвелины Николаевны (доверенность от 16.12.2010 N 57-37-4164/10), Немаровой Екатерины Алексеевны (доверенность от 16.06.2011 N 57-37-2017/11),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Комплекс "Зверево" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2011 года по делу N А19-1167/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.П.; суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Клочкова Н.В., Юдин С.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Комплекс "Зверево" (далее - ООО Комплекс "Зверево", общество, ОГРН 1093801003670, ИНН 3801045986) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Иркутской области (далее - министерство, ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221) выразившегося в невыплате обществу с ограниченной ответственностью Комплекс "Зверево" субсидий на возмещение части затрат, понесенных в связи с уплатой процентов по кредитному договору N 066600 от 18.10.2006 в размере 1 081 568,50 рублей, в том числе из федерального бюджета - 865 254,80 рублей, из бюджета Иркутской области - 216 313,70 рублей, обязать министерство предоставить обществу субсидии на возмещение части затрат, понесенных в связи с уплатой процентов по кредитному договору N 066600/125 от 18.10.2006 в размере 1 081 568,50 рублей, в том числе из федерального бюджета - 865 254,80 рублей, из бюджета Иркутской области - 216 313,70 рублей.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области и ОАО "Россельхозбанк" в лице Иркутского регионального филиала.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2011 года решение суда от 25 апреля 2011 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая выводы судов, указывает на то, что судами неправильно применены нормы материального права, а также применены нормы, на подлежащие применению, в частности, суды сочли ряд обстоятельств доказательствами, имеющими преюдициальное значение по настоящему делу.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представители министерства считают судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Россельхозбанк" просит судебные акты отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 3 октября 2011 года до 10 часов 50 минут 10 октября 2011 года, о чем сделано публичное извещение.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 11357, N 11358), однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии носят обязательный целевой, безвозмездный характер.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Иркутской области от 23.03.2010 N 50-пп утверждено Положение " О предоставлении в 2010 году субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными производителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительским кооперативами и организациями потребительской кооперации" (далее - Положение) предусмотрено предоставление в 2010 году субсидий сельскохозяйственным производителям в целях возмещения затрат по инвестиционным кредитам, полученным после 1 января 2004 года на срок от 2 до 8 лет на реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства.
Как установлено судами и следует из материалов дела 14.08.2006 между ООО "Зверево" и ООО "Фирма Импульс" был заключен договор строительного подряда, по условиям которого ООО "Фирма Импульс" обязано выполнить работы по реконструкции цехов (свинарников) и восстановлению водоснабжения (п.1.1 договора), стоимость работ установлена в размере 11 792 839 рублей (п.2.2 договора), а ООО "Зверево" обязано произвести оплату до начала работ (п.2.3 договора).
Из кредитного договора от 18.10.2006 N 066600, заключенного с ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" видно, что ООО "Зверево" получило кредит на реконструкцию и модернизацию животноводческих ферм в сумме 10 000 000 рублей сроком до 27.10.2014.
Указанную сумму ООО "Зверево" перечислило в счет оплаты работ по договору от 14.08.2006 ООО "Фирма Импульс" (платежное поручение от 27.10.2006 N 16).
На основании протокола общего собрания учредителей ООО "Зверево" от 20.07.2009 путем реорганизации ООО "Зверево" в форме выделения создано новое юридическое лицо - ООО Комплекс "Зверево", которому в соответствии с соглашением "О переводе долга" от 01.11.2009 по вышеуказанному кредитному договору перешли обязательства ООО "Зверево" новому должнику - ООО Комплекс "Зверево".
При обращении общества в 2010 году в министерство с заявлением о предоставлении субсидий, решение о предоставлении их не было принято по причине того, что заявитель не доказал целевое использование средств, полученных по кредитному договору.
Считая бездействие министерства, выразившееся в невыплате обществу субсидий на возмещение части затрат, понесенных в связи с уплатой процентов по кредитному договору N 066600/1125 от 18.10.2006 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта целевого использования денежных средств, полученных по кредитному договору от 18.10.2006 N 066600/1125.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
Министерством сельского хозяйства Иркутской области 27.12.2010 на основании акта проверки от 17.11.2010 Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Иркутской области) вынесено решение о приостановлении рассмотрения пакета документов, предоставленных обществом для получения субсидий из федерального и регионального бюджетов, до получения представления из ТУ Росфиннадзора в Иркутской области.
Согласно заключительной части акта проверки от 17.11.2010 проведение проверки правомерности и эффективности использования денежных средств, полученных по кредитному договору от 18.10.2006 в ООО Комплекс "Зверево" не представляется возможным в виду отсутствия подтверждающих документов.
ТУ Росфиннадзора в Иркутской области проведена проверка в обществе ООО "Фирма Импульс", по результатам которой составлен акт, который свидетельствует о том, что ООО "Зверево" 27.10.2006 перечислило ООО "Фирма Импульс" 10 000 000 рублей по договору строительного подряда от 14.08.2006. На основании писем ООО "Зверево" от 30.10.2006 ООО "Фирма Импульс" осуществило возврат денежных средств в сумме 8 002 000 рублей на расчетный счет ООО "Зверево" по платежным поручениям от 30.10.2006 N 207, от 31.10.2006 N 214.
При таких установленных фактических обстоятельствах дела суды сделали правильный вывод о том, что по целевому назначению заявителем использованы только средства в сумме менее 2 000 000 рублей.
Поскольку субсидии носят целевой характер, предоставляются при соблюдении определенных условий, а заявителем как установлено судами на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, такие условия соблюдены не были, в удовлетворении заявленных требований отказано правильно.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку выводов судов двух инстанций.
Однако выводы судов основаны на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов двух инстанций.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2008 года по тому же делу на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2011 года по делу N А19-1167/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда 7 июля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.И. Смоляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.