Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелеминой М.М.,
судей: Парской Н.Н., Смоляк Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Слепцовой Антонины Васильевны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2011 года по делу N А58-1791/11 (суд первой инстанции: Терских В.С., Бадлуева Е.Б., Устинова А.Н.),
установил:
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Слепцова Антонина Васильевна (далее - индивидуальный предприниматель Слепцова А.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующими:
- решения Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам, по всем кадастровым кварталам, приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2009 год;
- решения Якутской городской Думы от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам, по всем кадастровым кварталам, приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2010 год;
- решения Якутской городской Думы от 23.12.2010 N РЯГД-31-2 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам, по всем кадастровым кварталам, приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2011 год.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) решением от 19 июля 2011 года производство по делу в части признания недействующим решения Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части 5 вида разрешенного пользования по всем подвидам, по всем кадастровым кварталам, приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2009 год, решения Якутской городской Думы от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части 5 вида разрешенного пользования по всем подвидам, по всем кадастровым кварталам, приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2010 год, прекратил.
В удовлетворении заявленного требования индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В. о признании недействующим в части решения Якутской городской Думы от 23.12.2010 N РЯГД-31-2 отказал.
Признал решение Якутской городской Думы от 23.12.2010 N РЯГД-31-2 "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" в части 5 вида разрешенного использования приложения N 1 "Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2011 год" соответствующим Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Индивидуальный предприниматель Слепцова А.В. обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и уточнением к жалобе, в которых просит отменить принятый по делу судебный акт как необоснованный и незаконный.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, суд не проверил нормативные правовые акты на соответствие пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), неверно определил полномочия Якутской городской Думы в части установления размера арендной платы.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ставки арендной платы в размере свыше 2% кадастровой стоимости земельных участков нарушают Федеральный закон N 135-ФЗ, не отвечают принципу экономической обоснованности.
Заявитель кассационной жалобы просит не применять постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575, считает, что в нем дано неверное толкование закона и оно противоречит постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного Постановления от 10.05.2011 следует читать как "N 15575/10"
В отзыве на кассационную жалобу Якутская городская Дума считает принятый по настоящему делу судебный акт законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными, указывает на то, что оспариваемое по настоящему делу решение Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 было предметом рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановлением от 10.05.2011 N 15575 данный нормативный правовой акт признан не противоречащим пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и иному действующему законодательству. Решения Якутской городской Думы от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 и от 23.12.2010 N РЯГД-31-2 являются аналогичными по содержанию решению от 25.02.2009 N РЯГД-15-3.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтового отправления N N 16515, 16516, 16517; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет 27.09.2011), своих представителей в судебное заседание не направили. В связи с этим кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Слепцова А.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании в части нормативных правовых актов, принятых Якутской городской Думой, по вопросу установления регулируемых цен - ставок арендной платы за землю, в связи с чем суд правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обосновывая нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов, предприниматель указала на то, что арендует земельный участок площадью 865 кв.м. для эксплуатации торгового павильона. Договор аренды заключен с Департаментом имущественных отношений г. Якутска 14.11.2006, сроком действия с 14.11.2006 по 01.05.2008.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу N А58-7297/2009 удовлетворены исковые требования Окружной администрации города Якутска, с индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В. взыскана задолженность по арендной плате за период с 14.11.2006 по 08.02.2009 в размере 761 793 рублей 47 копеек и 230 568 рублей 63 копеек неустойки.
Поскольку для расчета размера арендной платы за 2009 суд применил нормы решения Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3, индивидуальный предприниматель Слепцова А.В. обратилась в суд с заявлением о его частичном оспаривании, а также об оспаривании решений Думы от 17.12.2009 N РЯГД-22-6, от 23.12.2010 N РЯГД-31-2.
Судом были установлены следующие обстоятельства принятия нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства Республики Саха от 26.01.2008 N 26 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1.1 названного Положения размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Названное постановление Правительства Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым право утверждать базовые ставки арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, было предоставлено органам местного самоуправления, явилось основанием для принятия Якутской городской Думой оспариваемых по настоящему делу частично решений.
В этой связи не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы об отсутствии у Думы соответствующих полномочий.
Решением Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2009 год (приложение N 1), состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение N 2), утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение N 3), утверждены льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение N 4).
Решение Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 опубликовано 03.03.2009 в газете "Эхо столицы", N 16 (1725).
Пунктом 5.3 строка 165 приложения N 1 к решению утверждена базовая ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале с номером 14:36:103013, для земельных участков, торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов в размере 15,63 процента.
Решением Якутской городской Думы от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" отменено решение Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск".
Решением от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2010 год (приложение N 1), утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" (приложение N 2), утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" (приложение N 3), утверждены льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2010 год (приложение N 4).
Решение от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 опубликовано 22.12.2009 в газете "Эхо столицы", N 100 (1810).
Пунктом 5.3 строка 165 приложения N 1 утверждена базовая ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале с номером 14:36:103013, для земельных участков, торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов в размере 15,63 процента.
Решением Якутской городской Думы от 23.12.2010 N РЯГД-31-2 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" отменено решение Якутской городской Думы от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск".
Решение от 23.12.2010 N РЯГД-31-2 опубликовано 28.12.2010 в газете "Эхо столицы", N 99.
Решением Якутской городской Думы от 23.12.2010 N РЯГД-31-2 утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" на 2011 год (приложение N 1), утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" (приложение N 2), утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе "Город Якутск" (приложение N 3), утверждены льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2010 год (приложение N 4), утвержден размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена для арендаторов переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды (приложение N 5).
Пунктом 5.3 строка 165 приложения N 1 утверждена базовая ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале с номером 14:36:103013, для земельных участков, торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов в размере 15,63 процента.
Решения Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 и от 17.12.2009 N РЯГД-22-6, устанавливающие базовые ставки арендной платы на 2009 и 2010 годы, на момент обращения индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В. в арбитражный суд отменены, в связи с чем суд в этой части производство по делу прекратил, проверив вопрос о том, не нарушали ли названные нормативные правовые акты в оспариваемой части права и законные интересы предпринимателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 182-О, суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, в случае, когда этот акт решением принявшего его органа признан утратившим силу, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами.
Суд, в предмет проверки по настоящему делу включил вопрос о том, не нарушают ли оспариваемые акты права и свободы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно, несмотря на прекращение действия оспариваемых нормативных правовых актов, проверил, не нарушали ли они права и охраняемые законом интересы индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель Слепцова А.В. просила признать недействующие на день ее обращения в арбитражный суд решения Думы от 25.02.2009 и от 17.12.2009 об утверждении базовых ставок арендной платы в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам по всем кадастровым кварталам приложения N 1 к названным решениям.
Пунктами с 5.1 по 5.12 приложений N 1 решений Якутской городской Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 и от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 определены базовые ставки арендной платы для такого вида разрешенного использования земельных участков как "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания": пункт 5.1 - земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, гастрономов, торговых центров, торговых галерей, торговых комплексов и других объектов торговли; пункт 5.2 - земельные участки рынков, объектов оптовой торговли, ярмарок и других объектов торговли; пункт 5.3 - земельные участки торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иные торговые объекты; пункт 5.4 - земельные участки под объектами общественного питания (земельные участки ресторанов, кафе, столовых и других объектов общественного питания); пункт 5.5 - земельные участки под иными объектами (земельные участки казино, игорных домов, залов игровых автоматов, ночных клубов, дискотек, боулингов, аттракционов и иных развлекательных объектов); пункт 5.6 - земельные участки под объектами бытового обслуживания (земельные участки бань, душевых, общественных туалетов, прачечных); пункт 5.7 - земельные участки бытового обслуживания (земельные участки химчисток, мастерских по ремонту часов, мастерских по ремонту обуви, ателье, пунктов проката, парикмахерских, ювелирных мастерских, похоронных бюро, поминальных залов и других объектов бытового обслуживания населения); пункт 5.8 - земельные участки бытового обслуживания (земельные участки ломбардов); пункт 5.9 - земельные участки под автозаправочными станциями, под газонаполнительными станциями; пункт 5.10 - земельные участки под авторемонтными мастерскими и других объектов автосервиса; пункт 5.11 - земельные участки под благоустройство прилегающей территории; пункт 5.12 - земельные участки под строящимися объектами независимо от их функционального назначения (за исключением жилищного строительства).
Суд, проверив доводы индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В. о нарушении ее прав названными положениями, обоснованно не признал их нарушающими ее права исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 Кодекса).
Из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 22 Кодекса общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В настоящее время - это постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 рекомендовано органам местного самоуправления утвердить в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; сроки внесения арендной платы; льготы по арендной плате за земельные участки, в части поступающей в бюджет соответствующего муниципального образования. Утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов по подвидам видов разрешенного использования, установленных Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а для категории земель промышленности и иного специального назначения по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20.03.2003 N П/49 (приложения 1 и 2).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки) определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
При таких условиях суд правомерно посчитал, что решения от 25.02.2009 N РЯГД-15-13 и от 17.12.2009 N РЯГД-22-6, а также действующее решение Думы от 23.12.2010 N РЯГД-31-2 не противоречат статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем не нарушают права и охраняемые интересы предпринимателя.
Кроме того, требование заявителя признать недействующими решения Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-13 и от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам по всем кадастровым кварталам не могло быть удовлетворено, поскольку предприниматель не имеет арендованных ею земельных участков в этих кадастровых кварталах по пятому виду разрешенного пользования.
Таким образом, суд правомерно прекратил производство по требованию индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В. о признании частично недействующими решения Думы от 25.02.2009 N РЯГД-15-3 и от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 в связи с прекращением их действия и отсутствием доказательств нарушения названными нормативными правовыми актами прав и охраняемых законом интересов заявителя. Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы суда, не основаны на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 182-О.
Выводы суда о соответствии недействующих решений Думы приведенному выше законодательству касаются и действующего решения Думы от 23.12.2010 N РЯГД-31-2, также не нарушающего права и охраняемые законом интересы предпринимателя и соответствующего по приведенным выше мотивам Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, являются правильными выводы суда о соответствии всех оспариваемых нормативных правовых актов Федеральному закону N 135-ФЗ, решений Думы от 17.12.2009 N РЯГД-22-6 и от 23.12.2010 N РЯГД-31-2, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (на день принятия решения Думы от 25.02.2009 названное постановления Правительства Российской Федерации принято не было).
Оспаривая выводы суда о соответствии актов Федеральному закону N 135-ФЗ, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что суд не проверил акты в названной части на соответствие пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, не оценил представленное по данному вопросу решение Якутского УФАС России от 18.02.2011. Заявитель указывает на то, что, оспаривая в целом установленные размеры базовой ставки арендной платы в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам и по всем кадастровым кварталам, тем самым требовала равноправия, так как базовая ставка арендной платы для земельных участков, на которых находятся торговые киоски, составляет 15,63%, в то время как для ломбардов она составляет 0,15 %. Заявитель считает, что ставка арендной платы выше 2% кадастровой стоимости нарушает Федеральный закон N 135-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных законами, в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Заявителем кассационной жалобы не подтверждено, в чем состоит необоснованное препятствование осуществлению его деятельности.
В свою очередь Дума доказала наличие полномочий на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе в части установления базовых ставок арендной платы в рамках такого вида разрешенного использования земельных участков как "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, объектов обслуживания". Порядок расчета размера арендной платы для всех пользователей в рамках данного вида разрешенного использования не различается.
Из материалов дела видно и было установлено судом, что заявитель считала акты не соответствующими Федеральному Закону "О защите конкуренции" по тому основанию, что размер арендной платы не был установлен в пределах двух процентов кадастровой стоимости земельных участков.
Однако судом было установлено, что индивидуальный предприниматель Слепцова А.В. не относится к тем субъектам, на которых распространяется действие пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ. Названное следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575/10.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575/10, определение размера арендной платы для заявителя в пределах двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка или в двукратном размере земельного налога привело бы к установлению преимущественного положения для лица, заключившего договор аренды не в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования, в отношении земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, по сравнению с арендаторами земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
При таких условиях суд правомерно усмотрел с учетом заявленных предпринимателем оснований, что оспариваемые в части нормативные правовые акты не противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Ссылка на решение Якутского УФАС России от 18.02.2011 также не влияет на правильность выводов суда по делу, поскольку Якутское УФАС России в настоящий процесс не вступало, самостоятельно нормативные правовые акты не оспаривало.
Довод заявителя кассационной жалобы о неприменении постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575 не может быть учтен, принимая во внимание, что согласно указанию Высшего Арбитражного Суда толкование правовых норм, содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Суд также правомерно не признал за предпринимателем право обращения с исками в защиту публичных интересов (статьи 52, 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии экономического обоснования ставок арендной платы не могут быть учтены в силу следующего. Суд проверил оспариваемые акты на соответствие принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, согласно которому арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Как установил суд, в оспариваемых актах размер арендной платы поставлен в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования основана кадастровая оценка земель, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, суд пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемой ставки принципу экономической обоснованности.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2011 года по делу N А58-1791/11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Шелемина |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.