Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелеминой М.М.,
судей: Смоляк Л.И., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании 12.10.2011 представителей: общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" Озарчук Ольги Олеговны (доверенность от 24.12.2010), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Рупосовой Натальи Николаевны (доверенность от 01.09.2011 N 6581), открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Лачиновой Ольги Ивановны (доверенность от 30.06.2011 N юр-160),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 мая 2011 года по делу N А19-1733/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ткаченко Э.В., Ячменев Г.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (ОГРН 1027706023058, ИНН 7706284124) (далее - ОАО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 21.12.2010 N 436 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Звездный" (далее - ООО "Звездный", управляющая компания), открытое акционерное общество (ОАО) "Российские железные дороги", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Иркутская Электросетевая компания", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Иркутская энергосбытовая компания".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 мая 2011 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25 июля 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), нарушения требований статей 65, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности ненормативного правового акта антимонопольного органа, указывая на недоказанность того, что общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (неверное определение географических границ рассматриваемого товарного рынка, неисследованность возможности приобретения электрической энергии за пределами установленных границ).
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами необоснованно не принят во внимание довод заявителя об отсутствии фактического исполнения потребителем условий договора после его расторжения; суды неправомерно распространили нормы права, регламентирующие правовое положение товариществ собственников жилья, на управляющие компании, в то время как управляющая компания является обществом с ограниченной ответственностью и в качестве основной цели имеет извлечение прибыли от своей хозяйственной деятельности; судами сделан неверный вывод о возложении на ресурсоснабжающую организацию обязанностей исполнителя коммунальных услуг при наличии управляющей компании; судами не учтено, что наличие добросовестных потребителей (не имеющих задолженности по оплате электрической энергии) подтверждается только справкой - в отсутствие первичных бухгалтерских документов.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N N 13117, 13118, 13119, 13120, 13121, 13122, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
В судебном заседании представители общества и Иркутского УФАС России подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 12 октября до 19 октября 2011 года до 11 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2011 года на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено на 1 ноября 2011 года на 11 часов 40 минут.
После отложения в судебном заседании 01.11.2011 представители общества и Иркутского УФАС России подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. Представитель ОАО "ИЭСК" пояснила, что в рассматриваемый период никаких отключений ОАО "ИЭСК" как сетевая организация не производило.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов, ООО "Блисс" (в период с 01.06.2009 по 31.05.2010) и ООО "Звездный" (в период с 01.06.2010 по 31.05.2011) - исполнителями коммунальных услуг в отношении граждан, проживающих в домах, которыми управляют названные управляющие компании, ОАО "РЖД" - сетевой организацией, владельцем объектов электросетевого хозяйства.
Восточно-Сибирской дирекцией по энергообеспечению Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" на основании заявки ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" от 28.06.2010, с 10.00 часов 05.07.2010 введено полное ограничение потребления электрической энергии путем отключения рубильника фидера 0,4 кВ "Электрокотельная" в РУ-0,4 кВ ТП-1 ст. Янталь, рубильника фидера "ж.д. дома" в РУ-0,4 кВ ТП-1 ст. Янталь, что привело к отключению от электроснабжения потребителей электрической энергии, проживающих в жилых домах N N 1, 2 по ул. Железнодорожной п. Янталь Усть-Кутского района.
ООО "Звездный", являющееся управляющей компанией названных домов согласно договору на управление многоквартирными домами от 01.06.2010, обратилось в Иркутское УФАС России c заявлением о нарушении ОАО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" антимонопольного законодательства, выразившегося в прекращении подачи электрической энергии в жилые дома.
Антимонопольным органом возбуждено дело N 645. Анализом состояния конкуренции, проведенным Иркутским УФАС России в целях установления признаков наличия доминирующего положения, установлено, что ОАО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" занимает доминирующее положение на товарном рынке продажи (отпуска) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "РЖД") для граждан, проживающих по адресам: п. Янталь, ул. Железнодорожная, 1 и 2, действует как единственный продавец, доля общества на данном рынке составляет 100%.
Ранее договор поставки электрической энергии населения данных домов был заключен ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" с управляющей компанией ООО "Блисс". Письмом от 12.04.2010 N 46 ООО "Блисс" уведомило ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" о расторжении договора в связи с окончанием его действия.
Письмом от 08.06.2010 ООО "Звездный" сообщило, что с 01.06.2010 является управляющей компанией многоквартирных домов п. Янталь и просит заключить договор энергоснабжения с ним. В ответ на данное письмо Коршуниха-Ангарский отдел ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (исх. N 124 от 16.07.2010) сообщил о невозможности заключить договор поставки электрической энергии без представления заключения федерального органа исполнительной власти по государственному техническому надзору о надлежащем состоянии энергопринимающих устройств в п. Янталь.
Уведомлением от 25.06.2010 N 246 ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" сообщило и.о. главы администрации п. Янталь о введении полного ограничения режима потребления электроэнергии в связи с бездоговорным пользованием.
Иркутским УФАС России установлено, что заключение договора N ВСФ-К/198 поставки электрической энергии между ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (поставщик) и ООО "Звездный" (потребитель) состоялось 01.11.2010. Из приложения N 3 к договору следует, что поставка электроэнергии осуществляется, в том числе, населению железнодорожных домов, тарифная группа потребителя - городское население. Пунктом 10.1 договора установлено, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.06.2010.
Решением Иркутского УФАС России от 21.12.2010 N 436 ОАО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", занимающее доминирующее положение на названном товарном рынке, признано нарушившим пункт 4 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, прекращением подачи электрической энергии с 10.00 05.07.2010 управляющей организации ООО "Звездный" (п. Янталь) к жилым домам, расположенным по адресу: п. Янталь, ул. Железнодорожная, 1 и 2, результатом которого является ущемление прав добросовестных потребителей коммунальных услуг.
ОАО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", полагая, что названное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт антимонопольного органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, принявший акты (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актами законных прав лежит на лице, оспаривающем эти акты (статья 65 Кодекса).
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности того, что общество занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции, как не основанные на установленных по данному делу фактических обстоятельствах.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно признано доказанным антимонопольным органом то, что ОАО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" занимает доминирующее положение на товарном рынке продажи (отпуска) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "РЖД") для граждан, проживающих по адресам: п. Янталь, ул. Железнодорожная, 1 и 2. Данный вывод основан на анализе состояния конкуренции, проведенном антимонопольным органом в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, и подтверждающем, что на указанном товарном рынке доля общества составила 100%; а также то, что общество имеет необходимые и достаточные признаки наличия доминирующего положения на указанном рынке. Предметом исследования в данном анализе явилась продажа (отпуск) электроэнергии территориальной сетевой организации (ОАО "РЖД") для граждан, проживающих по адресам: п. Янталь, ул. Железнодорожная, 1 и 2, в связи с чем за продуктовые границы в рамках исследования приняты названные услуги. На товарном рынке продажи (отпуска) электрической энергии в географических границах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "РЖД") для граждан, проживающих по указанным адресам, в силу технологических и экономических особенностей оказания рассматриваемой услуги действует единственный продавец - ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (гарантирующий поставщик), в связи с чем географические границы определены в пределах балансовой принадлежности электрических сетей территориальной сетевой организации (ОАО "РЖД") для граждан, проживающих по указанным адресам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), действие которых распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилых фондов.
Согласно пункту 3 Правил N 307 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Согласно абзацу 1 пункта 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
В силу подпункта "б" пункта 86 Правил N 307 действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В соответствии с пунктом 170 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Суды двух инстанций, правильно руководствуясь приведенными нормами права, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства и сложившиеся правоотношения, установив, что к фидерам, отключенным ОАО "РЖД" от электроснабжения по заявке ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", запитаны потребители (население), надлежащим образом исполняющие обязанности по оплате электроэнергии, пришли к обоснованному выводу о том, что реализация обществом права по введению режима ограничения подачи электрической энергии была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства о пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости использования прав в целях ограничения конкуренции, недопустимости злоупотребления доминирующим положением, а также с нарушением условий и процедуры режима ограничения, установленными нормами, регулирующими порядок ограничения и прекращения подачи электрической энергии (пункт 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила N 530).
Правовых оснований для переоценки этих выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах обоснован вывод судебных инстанций о доказанности антимонопольным органом законности оспариваемого решения, ввиду доказанности наличия в действиях ОАО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в прекращении подачи электрической энергии к жилым домам, результатом чего является ущемление прав добросовестных потребителей коммунальных услуг.
Приведенные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу, не влияют на правильность названных выводов судов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 мая 2011 года по делу N А19-1733/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Шелемина |
Судьи |
Л.И. Смоляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.