См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 ноября 2010 г. по делу N А33-2816/2009, от 20 декабря 2011 г. N Ф02-5533/11 по делу N А19-4600/2011, от 8 октября 2009 г. N А58-420/07
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Высокос М.Д., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства по недропользованию и Управления по недропользованию по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2011 года по делу N А19-4604/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Панькова Н.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Горная компания "Аунакит" (далее - ООО Горная компания "Аунакит", общество ОГРН 1073802000095, Иркутская область, г.Бодайбо, переулок Лисий, 12) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Территориального органа Федерального агентства Российской Федерации по недропользованию - Управления по недропользованию по Иркутской области (далее - управление, Иркутскнедра, ОГРН 1043801031515), выразившегося в невозврате ООО ГК "Аунакит" суммы сбора за участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Продольный, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области, сроком на 25 лет, в размере 200 500 рублей, об обязании Иркутскнедра вернуть ООО ГК "Аунакит" из бюджета сумму сбора за участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Продольный, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области, сроком на 25 лет, в размере 200 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2011 года решение суда от 18 июля 2011 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Федеральное агентство по недропользованию и Управление по недропользованию по Иркутской области обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами в связи с неправильным применением судами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах", Методических рекомендаций по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденных распоряжением МПР России от 14.11.2002 года N 457-р (далее - Методические рекомендации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 10462, N 10463, N 10464, N 10465, информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет www.fasvso.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом от 20.12.2007 N 1778 Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра) объявило аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Продольный, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области и утвердило Порядок и условия проведения аукциона.
Согласно пунктам 6.1, 6.7, 7.4, 7.5 Порядка и условий проведения аукциона размер за участие в аукционе составляет 200 500 рублей и перечисляется заявителями в доход федерального бюджета Российской Федерации по реквизитам в соответствии с приложением N 4 к условиям аукциона. Сбор за участие в аукционе независимо от результатов его проведения участникам аукциона не возвращается. Заявки принимаются к рассмотрению после оплаты сбора за участие в аукционе до 16.00 (местное время) 12.02.2008 в Иркутскнедра, которое осуществляет регистрацию всех поступающих заявочных материалов.
Пунктом 7.7 Порядка и условий проведения аукциона установлено, что заявки на участие в аукционе проходят экспертизу в Роснедра с привлечением необходимых экспертов с целью проверки финансовой и технической компетенции заявителей и соответствия заявки объявленным условиям аукциона. Согласно пункту 7.1 аукцион назначен на 25.04.2008 в 10.00 (местное время) в здании Иркутскнедра.
12.02.2008 ООО ГК "Аунакит" представило в Иркутснедра заявку на участие в аукционе на приобретение права недропользования на вышеуказанном участке недр. Платежным поручением от 11.02.2008 N 23 общество оплатило сбор за участие в аукционе в размере 200 500 рублей.
По итогам проверки заявочные материалы ООО ГК "Аунакит" признаны не соответствующими условиям аукциона и в приеме заявки обществу отказано в силу подпункта 1 пункта 7.9 Порядка и условий проведения аукциона, пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Приказом Роснедра от 15.05.2008 N 448 победителем аукциона признано ООО "Копыловский", подтвердившее готовность оплатить разовый платеж в размере 13 200 000 рублей.
Общество обратилось в Территориальное агентство по недропользованию по Иркутской области с заявлением от 30.12.2010 N 1-124 о возврате суммы сбора за участие в аукционе.
Однако сбор за участие в аукционе обществу не возвращен и ответ об отказе в возврате сбора управлением не дан.
Полагая, что данные действия не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие Иркутскнедра не соответствует Закону о недрах, Методическим рекомендациям, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39 Закона о недрах при пользовании недрами уплачивается сбор за участие в конкурсе (аукционе).
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов (статьи 42 Закона о недрах).
Пунктом 9.4 Методических рекомендаций по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр предусмотрено, что в случае отказа в приеме заявки сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр возвращается заявителю.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом указанных норм пришли к правильному выводу о том, что сбор за участие в аукционе должен быть возвращен ООО ГК "Аунакит", поскольку общество не принимало участие в аукционе и не должно нести затраты на его проведение.
Названная правовая позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.10.2009 N А58-420/07, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2010 N ВАС-1310/10 "Об отказе в передаче дела N А58-420/07-0214 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора".
Не соглашаясь с выводами судов, заявители кассационных жалоб указывают на то, что Закон о недрах не содержит положений о возврате сбора за участие в аукционе (конкурсе) в случае отказа в приеме заявки. По мнению заявителей жалоб, применение Методических рекомендаций не является обязательным в связи с тем, что они не относятся к нормативным правовым актам. Кроме того, Методическими рекомендациями в своей деятельности должны руководствоваться структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы и подведомственные организации Министерства природных ресурсов России, к которым Роснедра на момент возникновения спорных отношений не относилось.
Данные доводы заявителей кассационных жалоб проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.
Методические рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1.
Действие Методических рекомендаций не распространяется на проведение конкурсов и аукционов на право пользования участками недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, участками недр, предоставляемыми в пользование на условиях раздела продукции, а также участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или имеющими местное значение.
Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи территориальным органам министерства и подведомственным организациям при подготовке условий и проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр в целях обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации о недрах (пункт 1.1 Методических рекомендаций).
Из приказа Федерального агентства по недропользованию от 20.12.2007 N 1778 следует, что Роснедра проводит аукцион на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Продольный, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области.
Общество с заявочным материалом на участие в аукционе на приобретение права недропользования на указанном участке недр обратилось в уполномоченный приказом Роснедра орган - Территориальное агентство по недропользованию по Иркутской области.
Учитывая данные обстоятельства, суды правомерно применили к возникшим правоотношениям Методические рекомендации и обязали Управление по недропользованию по Иркутской области возвратить обществу сумму сбора за участие в аукционе.
Кроме того, как следует из решения Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 N ГКПИ10-526, оставленного без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2010 N КАС10-353, лицо, уплатившее сбор за участие в аукционе (конкурсе) на получение права пользования недрами, по которому отказано в приеме заявки, не является участником аукциона (конкурса), в связи с чем отсутствуют правовые основания для невозврата уплаченного сбора за участие в аукционе (конкурсе).
В связи с изложенным, вывод судов о том, что оспариваемое бездействие Иркутскнедра не соответствует Закону о недрах, Методическим рекомендациям нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является правильным.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что на момент проведения аукциона и уплаты заявителем сбора действовало иное законодательство, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно не принят им, поскольку, как правильно указал суд, вышеуказанный судебный акт осуществил разъяснение правовых норм.
С учетом изложенного кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судом кассационной инстанции не установлено оснований для изменения или отмены судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2011 года по делу N А19-4604/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
М.Д. Высокос |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи территориальным органам министерства и подведомственным организациям при подготовке условий и проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр в целях обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации о недрах (пункт 1.1 Методических рекомендаций).
...
Общество с заявочным материалом на участие в аукционе на приобретение права недропользования на указанном участке недр обратилось в уполномоченный приказом Роснедра орган - Территориальное агентство по недропользованию по Иркутской области.
Учитывая данные обстоятельства, суды правомерно применили к возникшим правоотношениям Методические рекомендации и обязали Управление по недропользованию по Иркутской области возвратить обществу сумму сбора за участие в аукционе.
Кроме того, как следует из решения Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 N ГКПИ10-526, оставленного без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2010 N КАС10-353, лицо, уплатившее сбор за участие в аукционе (конкурсе) на получение права пользования недрами, по которому отказано в приеме заявки, не является участником аукциона (конкурса), в связи с чем отсутствуют правовые основания для невозврата уплаченного сбора за участие в аукционе (конкурсе).
В связи с изложенным, вывод судов о том, что оспариваемое бездействие Иркутскнедра не соответствует Закону о недрах, Методическим рекомендациям нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2011 г. N Ф02-5543/11 по делу N А19-4604/2011