Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Высокос М.Д., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Колесникова Г.А., секретарь судебного заседания Сызранцева И.А.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителей: краевого государственного бюджетного учреждения "Красноярский краевой Дом журналиста" Распутиной Ольги Сергеевны (доверенность от 09.02.2011), Службы финансово-экономического контроля Красноярского края Бабиной Татьяны Олеговны (доверенность от 19.12.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Красноярский краевой Дом журналиста" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 мая 2011 года по делу N А33-18427/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 сентября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Крицкая И.П.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Колесникова Г.А.),
установил:
Краевое государственное учреждение "Красноярский краевой Дом журналиста" (далее - ГКУ "Красноярский краевой Дом журналиста", учреждение, ОГРН 1022402667957, г.Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным и не подлежащим применению предписания Службы финансово-экономического контроля Красноярского края (далее - Служба, ОГРН 10824684040423, г.Красноярск) от 15.11.2010 N 02-04/1748 в части возмещения в краевой бюджет неправомерно использованных денежных средств в размере 1 263 010 рублей, в том числе: по заработной плате - 991 000 рублей, по начислению на выплаты по оплате труда - 259 064 рубля (пункт 1 предписания), устранения нарушений, допущенных при установлении размеров оплаты труда (п.2 предписания).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 сентября 2011 года решение суда от 18 мая 2011 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотиву неправильного применения судами норм материального права и несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель учреждения подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель Службы считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Службы финансово-экономического контроля Красноярского края проведена проверка использования средств краевого бюджета, выделенных в 2009 году, а также в 2010 году (9 месяцев) в отношении государственного краевого учреждения "Красноярский краевой Дом журналиста".
В результате проверки установлены следующие нарушения: в нарушение квалификационных требований по должностям работников 10 работникам из 65,5 единиц штатной численности по состоянию на 01.01.2009 и 70,5 единиц по состоянию на 01.01.2010 неправомерно установлены разряды ЕТС, что привело к неправомерным расходам бюджетных средств в 2009 году в сумме 556,43 тысяч рублей, за 9 месяцев 2010 года - в сумме 434,57 тысяч рублей, неправомерное перечисление ЕСН (25,2% от ФОТ) за 2009 год составило 145,78 тысяч рублей и страховых взносов за 2010 год в сумме 113,86 тысяч рублей из которых: учреждением на должность "редактор" приняты Шабалина Л.Г. и Болуж А.В.; Шабалина Л.Г. имеет высшее образование и стаж работы 5 месяцев, у Болуж А.В. неоконченное высшее (6 курс) и стаж работы менее 2 лет (по должности "редактор" устанавливаются в том числе, следующие разряды: 6 разряд ("редактор") - высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет; 13 разряд (ведущий специалист) - высшее образование и стаж работы по специальности в должности редактора I категории не менее 3 лет, учитывая образование и стаж работы указанных граждан при приеме на работу, им должен был быть установлен 6 разряд), в нарушение указанных норм, редакторам (Шабалиной Л.Г. и Болуж А.В.) установлен должностной оклад согласно штатному расписанию по 13 разряду, что привело к неправомерным выплатам за 2009 год в сумме 42,97 тысяч рублей, за 9 месяцев 2010 года в сумме 80,11 тысяч рублей; учреждением приняты на должность "корреспондент" Владимирова Л.Л. (образование среднее специальное (финансист), стаж работы - 3 года), Чебыкин А.Н. (образование - среднее специальное, стаж работы - менее 2 лет); Ошарова Е.Е. (образование - среднее, стаж работы - более 2 лет). Всем работникам учреждением установлен должностной оклад согласно штатному расписанию по 13 разряду, при этом мог быть установлен только 6 разряд. В результате неправомерного установления разрядов выплаты за 2009 год составили 297,89 тысяч рублей, за 9 месяцев 2010 года в сумме 207,49 тысяч рублей; четырем работникам по должности "главный специалист" установлен должностной оклад согласно штатному расписанию по 13 разряду. При этом на данную должность должны назначаться лица, имеющие высшее образование и стаж работы не менее 3 лет. Однако, на должность "главного специалиста" приняты работники, квалификационные характеристики которых не соответствуют установленным, что привело к неправомерным выплатам за 2009 год в сумме 215,57 тысяч рублей, за 9 месяцев 2010 года в сумме 146,97 тысяч рублей.
15.11.2010 Службой вынесено предписание N 02-04/1748, в пункте 1 которого указано, в том числе возместить в краевой бюджет неправомерно использованные средства в сумме 1 275 380 рублей, в том числе: по заработной плате - 991 000 рублей, по начислению на выплаты по оплате труда - 259 064 рубля, пунктом 2 предписано устранить нарушения, допущенные при установлении размеров оплаты труда.
Считая указанный ненормативный правовой акт незаконным, нарушающим его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности оспариваемого решения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2009 году) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1 статьи 1); бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе из иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса (статья 2); к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся бюджеты субъектов Российской Федерации (статья 10); обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает оплату труда работников бюджетных учреждений (статья 70).
По смыслу данных законоположений к правоотношениям по оплате труда работников бюджетных учреждений подлежит применению трудовое законодательство, определяющее системы оплаты таких работников.
Статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса).
На необходимость установления разряда оплаты труда работников учреждения с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих указано в части 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2823 "Об оплате труда работников краевых государственных учреждений".
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 31.01.2005 N 24-п утверждено Положение об оплате труда работников краевых государственных учреждений телерадиовещания, печати и информации.
Согласно пункту 1.1 Положения об оплате труда работников краевых государственных учреждений телерадиовещания, печати и информации, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 31.01.2005 N 24-п, разряд оплаты труда работников Учреждений устанавливается в зависимости от сложности выполняемых работ с учетом деловой квалификации и условий, предусмотренных общеотраслевыми тарифно-квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих, тарифно-квалификационными характеристиками должностей персонала для работников культуры и тарифно-квалификационными характеристиками должностей персонала местных телерадиовещательных компаний Российской Федерации, тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников бюджетной сферы печати и информации Российской Федерации.
Как следует из подпункта "е" пункта 5 Единых рекомендаций на 2009 год (решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2008 N 8) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих является обязательным для применения на территории Российской Федерации.
До утверждения в установленном порядке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы, включая учреждения образования, здравоохранения и культуры, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 года устанавливались разряды оплаты труда в части разделов, содержащих должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно установлено, что по состоянию на 31.12.2004 разряды оплаты труда в части разделов, содержащих должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности были установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих N 37 и Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 10.11.1992 N 459.
Установив, что завышение разрядов указанным работникам осуществлено учреждением без учета норм материального права, в соответствии с которыми в 2009 году устанавливалась система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета Красноярского края, а также то, что в силу пункта статьи 43 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 Служба как орган государственного финансового контроля вправе требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства путем направления руководителям органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края и получателей средств краевого бюджета обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств, выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности пункта 1 предписания о возмещении в краевой бюджет неправомерных выплат на оплату труда сотрудникам учреждения в сумме 1 221,8 тысяч рублей и пункта 2 предписания о приведении в соответствие действующему законодательству тарифных ставок и разрядов сотрудников учреждения соответствуют обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что учреждение при установлении разряда своим работникам обязано учитывать приведенные нормы материального права, содержащие должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
В этой связи доводы учреждения относительно иной оценки указанных правовых актов подлежат отклонению как не состоятельные в правовом отношении.
Принимая во внимание установленную судами обязанность государственного учреждения по соблюдению норм материального права, определяющих установление конкретным работникам оплаты их труда с учетом требований квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, суд кассационной инстанции отклоняет иные доводы кассационной жалобы, как не влияющие на законность обжалуемых судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 мая 2011 года по делу N А33-18427/2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 сентября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
М.Д. Высокос |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.